КВИЛЛИНГ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
статья (подготовительная группа)

Кателевская Евгения Петровна

В статье раскрывается работа с одним из видов творческой деятельности используемой для развития детей с ОВЗ квиллинг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВИЛЛИНГ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Е.П. Кателевская

ГБДОУ детский сад № 99 Выборгского района,

г. Санкт – Петербург

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

которые питают источник творческой мысли»

(В.А.Сухомлинский)

Многолетний опыт работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с речевыми нарушениями позволяет отметить, что в настоящее время количество детей с проблемами речи, недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных не становится меньше. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Для решения существующей проблемы необходим комплексный подход.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова 1973г). Тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше (Л.В.Фомина). Учёные доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.  Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. В работе с детьми этот факт должен использоваться и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Стимулировать речевое развитие детей рекомендуется путём тренировки движений пальцев рук. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у таких детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными.

Работая в группе компенсирующей направленности со своими детьми наряду с основными задачами особое внимание мы уделяем развитию мелкой моторики детей. Это обусловлено тем, что уровень речевого развития зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук, а также, по мнению В.И.Блыскиной [2] развитие мелкой моторики является мощным тонизирующим фактором.

Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей с ОВЗ, мы используем квиллинг.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, у многих наших воспитанников, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг - незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.

В процессе работы у наших детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, постепенно образуется система специальных навыков и умений.  Занятия творчеством помогают развить у ребят художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают нашим детям множество практических навыков. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых.

Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей с ОВЗ, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Мы развиваем у детей способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Считаем, что польза квиллинга в работе с детьми с ОВЗ неоспорима. Мелкая моторика развивается, начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей и является отличным инструментом, чтобы закрепить и усилить эти навыки. Связь пальцевой моторики и речевой функции неразрывно связано с развитием мелкой моторики.  Сколько миллионов нервных окончаний ребенок задействует, пока создает фигурку. Все это стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи. Стараемся, чтобы занятия квиллингом с использованием логопедических приёмов, были ненавязчивы, они помогают эффективно избавиться от дефектов речи и пополняют словарный запас ребёнка. Занимаясь с детьми квиллингом развиваем у детей чувство прекрасного, развиваем воображение, помогаем самовыражаться. Шедевры, которые рождаются из-под маленьких пальчиков у наших воспитанников невозможно недооценивать. Ребенок творит, создает. Каждый ребенок в нашей группе уникален - и игрушка, картина, поделка у него получается уникальная в своем роде. Кроме того, занятия квиллингом развивают у ребят чувство вкуса, что немаловажно для их дальнейшего эмоционального и эстетического развития. Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя — долгая и кропотливая работа. Чтобы добиться результата, недостаточно показать и объяснить, как это сделать. Поэтому делаем работу вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Стараемся создать атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.

Таким образом, тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые — учатся доверять, а неусидчивые — направлять свою энергию в русло творчества.

Литература

1.Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие – СПб:  Детство – Пресс, 1999. – 94с.

2.Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии     у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 112с.

3.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1996. – 32с.

4.Квиллинг. От простого к сложному. – М.: Дизайн Хаус, 2011. – 64 с.

 

Сведения об авторах.

Кателевская Евгения Петровна – воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ детский сад № 99 Выборгского района СПб  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...

Разнообразие игровых форм по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Разнообразие игровых форм по развитию мелкоймоторики у детей с нарушениями речи ВведениеОдной из актуальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии является увели...

Презентация Проект "Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи» "

         Известно, что все ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функции руки. Движения пальцев рук настолько поло...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики  - од...

Конспект НОД по развитию мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи «Дикие животные наших лесов»

Занятие по развитию мелкой моторики для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Программа развития мелкой моторики дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Пальцы помогают развивать речь»

Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи с  и  расширение  кругозора детей....