Дидактическая игра как игровая педагогическая технология
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Литомина Екатерина Николаевна

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая   игра    как    игровая педагогическая   технология   развития познавательных   способностей  у  детей дошкольного  возраста

Актуальность

Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на занятиях, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника.

Дидактические игры

Дидактические игры – это одно из средств дошкольного воспитания. Они способствуют развитию познавательные способности детей; способствуют получению, обобщению и закреплению новых знаний; развивают у детей наблюдательность и любознательность, пытливость; вызывают у детей интерес к объектам природы.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который использует игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана и осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого развития ребенка.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы, части, характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача, содержание, игровые действия, правила, результат). Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия. В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.

При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.

Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.

Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм ее функционирования, связаны с целым рядом тенденций, которые нашли широкое применение в детских садах.

Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является универсальное дидактическое пособие лэпбук.

Технология «Лэпбук»

Структура и содержание лэпбука доступны детям дошкольного возраста. Лэпбук является так же одной из форм организации учебной деятельности.

Лэпбуки по темам «Времена года: Осень» и «Деревья»:
- включают в себя несколько вариантов дидактических игр по экологии;
- представляют собой средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста;

- способствуют закреплению знаний детей о временах года, о деревьях.
- обобщают и систематизирует знания детей о чередовании времен года и их характеристиках;
- закрепляют умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Лэпбук - это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме, прекрасная форма представления итогов проекта или тематической недели.
Лэпбук – это отличная форма совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.

Главное, на что необходимо обратить внимание создателю очередного лэпбука, это следующее:

1.Структура и содержание должны соответствовать  теме, доступны детям данной возрастной группе;

2. Полифункциональность лэпбука, то есть возможность его использования в разных видах деятельности;

3. Его вариативность, то есть несколько вариантов использования каждой его части;

4. Он должен быть пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

При создании лэпбука необходимо учесть:

  • эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
  • долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
  • минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
  • приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

БИЗИБОРД

Бизиборд (busyboard – доска для занятий) – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопки. С помощью доски ребенок учится нажимать, открывать, крутить различные предметы.

Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. М. Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.

Наполнение его может быть совершенно произвольным, в качестве элемента может быть использован абсолютно любой предмет, который вызовет у детей интерес и не причинит ему вреда, потому что все предметы безопасны.

 В частности, это пособие способствует: развитию любознательности и познавательной мотивации, развитию мелкой моторики пальцев, формированию познавательных действий, совершенствованию координацию движений, находить решение проблем (открывать, закрывать различные замки), развитию интереса, усидчивости, воображению, пополняется представление о предметах окружающей обстановки, развитию зрительного и слухового восприятия, словесно-логическое мышление.

Воспитатель, как партнёр, должен придерживаться следующих правил:

  • Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребёнку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению;
  • Если же без помощи не обойтись, то вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.
  • Поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детямрост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных, самостоятельных, инициативных действий.

Хотелось бы отметить значительную возможность при использовании новых технологий разнообразить игровую (как самостоятельную, так и совместную) деятельность ребёнка и как способ развития творческой самореализации педагога.

В заключение моей методической разработки, могу сказать следующее: эти технологии успешно приживаются  в нашем детском саду, и я очень рада, что идея теперь живет и развивается в новом ключе. Ведь это не просто методы, помогающие закрепить и отработать полученные знания.

Задача воспитателя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов:" Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Дидактический Синквейн»

Консультация для педагогов"Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования".«Дидактический Синквейн»...

Дидактические игры педагогической технологии "Мы вместе!"

Только в процессе общения у человека формируется психика, происходит становление разумного культурного поведения. Особенно это важно на ранних этапах развития, когда формируются социальные качества, т...

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»

В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования  встаёт много вопросов:- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его  во в...

Дидактическая игра как игровая педагогическая технология развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста

Презентация посвящена поиску новых методик организации дидактических игр. Рассматриваются новые направления в способе организации дидактических nuh/ Лэпбук и бизиборд. Их место в современном детском с...

Опыт работы "Развитие математических представлений дошкольников посредством дидактических игр с использованием педагогической технологии Л.Г. Петерсон"старший возраст

В наше время обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышение...

«Педагогические технологии в экологическом представление, посредствам дидактических игр»

Педагогические технологии, позволяющие развивать экологическое представление детей, посредством дидактических игр, что делает процесс обучения интересным, занимательным....