«Обереговая кукла из ниток
материал (средняя группа)

Чайковская Екатерина Артуровна

Мастер-класс для родителей и детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_iz_nitok.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей и детей средняя гр. №8.

«Обереговая кукла из ниток

Цель: 

- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. 

- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями. 

- Формирование бережного отношения к народным традициям и обрядам.

Задачи: 

- научить делать куклу из ниток;

- способствовать развитию эстетического вкуса, творческих способностей, внимания, мелкой моторики рук;

- пробудить желание заниматься прикладным творчеством;

- воспитывать аккуратность, умение добиваться успешного достижения поставленной цели.

Предварительная работа:

Беседа.

Характерная особенность русских народных кукол-оберегов – это чистый лик без обозначения глазок, рта и носа. По древним поверьям считалось, что в куклу без лица не может вселиться злой дух и принести вреда обладателю. Безликая кукла считалась неодушевленной вещью, которая приносила только здоровье, счастье и благополучие.

Вообще  русскую куклу относят к загадочных символам  Древней Руси, так как она была не просто милой детской игрушкой, а обязательным атрибутом всех важных обрядов в жизни.  Именно в искусстве изготовления кукол ясно отображены русские обычаи и национальные культурные традиции.

В каждой области  Руси кукол изготовлялись в традиционных неповторимых нарядах. Костюмы эти всегда были яркими, красивыми, украшенными вышивкой. У кукол обязательно были длинные волосы, в которые вплетались пёстрые ленточки, бусинки и нитки.

Такие игрушки из северных губерний украшались ярким сарафаном и твердым кокошником, который вышивали белым и прозрачным бисером.

Куклы из Рязани отличались буйством красок, одеты они были в традиционную поневу с прошвой, которая богато украшалась. Рукава рубахи имели симпатичную вышивку, и завершался наряд куклы головным убором «сорока». Так, что уже по таким древним куколкам можно изучать историю славянского народа .

Кукла была частью девичьего приданного, поэтому она бережно хранилась в сундуке до замужества. Ведь раньше очень рано выдавали замуж (с 14 лет), поэтому юные невесты частенько играли с этими куклами.

Взрослые поощряли игру в куклы, так как с  помощью игры дети имели понятия о составе семьи, о роли матери в семье, учились вести хозяйства. Такая игрушка символизировала продолжение рода и была незаменимым атрибутом всех гуляний и праздников.

Еще дети в игровой форме легко учились шить, вышивать наряды куклам, прясть, и обучались ремеслу одевания.

В старину в семье, где появлялся малыш, обязательно в колыбель клали тряпичную куклу, которая оберегала новорожденного от злого глаза и болезней на протяжении его жизни и выступала настоящим талисманом. Создавалась такая кукла сразу после родов из разноцветных натуральных нитей и тканей. Пол ребенка определял и пол его куклы-оберега. По поверьям в этой куколке будет находиться частичка души малыша.

Были еще куклы — обереги неразлучники. Она изготовлялась любящей женщиной, которой хотелось надолго сохранить любовь и страсть в отношениях с желанным мужчиной. Делали пару таких кукол и хранили в укромном месте дома.

Люди верили, что куклы, обязательно сделанные своими руками из простых натуральных материалов, обладают магическими свойствами: приносят счастье в дом и уберегают от злых духов. Поэтому очень часто тряпичные куколки или куклы из ниток использовались  людьми , как обереги семейного счастья, которые передавались из поколения в поколение.

По традиции у каждого крестьянина в доме была кукла-оберег, которая надёжно охраняла счастье в доме и здоровье хозяев. Она сопровождала человека с самого рождения и до смерти.

Таких кукол женщины изготовляли много, и у каждой было свое предназначение. Бабушки и дедушки, матери дарили этих кукол своим внукам, детям и вкладывали в них свою любовь и жизненную мудрость, на энергетическом уровне это чувствовалось, поэтому детки бережно относились к таким подаркам.

Необходимый материал:

-нитки для вязания (3 цвета: лицо и волосы куклы, руки),

-ножницы,

-картонка.

Ход работы:

1.Берем пряжу любого цвета. Это будет голова и лицо куклы. Наматываем на прямоугольную картонку. Разрезаем с одной стороны намотки. Аккуратно снимаем. Складываем нити пополам. Разрезаем нити с другой стороны.

2.Берем пряжу другого цвета. Это будут волосы куклы. Наматываем на картонку. Разрезаем вначале одну часть намотки. Хорошо сложим вдвое, проверяем, что бы была одинаковая длина. Разрезаем другую часть намотки.

3.Ниткой перевязываем длину лица.

4.Берем пряжу другого цвета. Это будут руки куклы. Наматываем на картонку. Основа для них должна быть меньше чем для всего тела куклы. В случае с руками разрезать намотку нужно с обеих сторон. Вставляем в середину куклы моток рук, завязываем пояс у куклы.

5.Наша кукла готова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс: Обереговая кукла «Божье око» и Мандала.

Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления обереговой куклы «Бож...

"Изготовление народной обереговой куклы "Закрутка"

Конспект мастер-класса для проведения с родителями и детьми. В ходе мероприятия используются такие методы как беседа, экскурс в историю народной куклы, художественное слово....

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

"Обереговая кукла из ниток" мастер- класс

Мастер - класс для детей и родителей....

Мастер-класс для родителей и детей «Обереговая кукла из ниток

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....