Тема проекта: «Где живут опасности»
проект (подготовительная группа)

Горбунова Светлана Валентиновна

Потребность жизни в накоплении ребёнком опыта безопасного поведения в быту и на улице.

Незнание – это плохое средство избавиться от беды.

                                                                                   ( Сенека)

Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - детей дошкольников. Задачи взрослых, (педагогов, родителей), состоят не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект Опасности36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Группа подготовительная №1«Паровозик»

Авторы: Горбунова Светлана Валентиновна

                 Ванюкова Галина Николаевна

Воспитатели ГБДОУ д/с №16 Московского района г. Санкт-Петербург

Тема проекта: «Где живут опасности»

Тип проекта: Познавательно-творческий, игровой, групповой

Вид проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители

Сроки реализации: октябрь 2018 года – февраль 2019

Актуальность:

Потребность жизни в накоплении ребёнком опыта безопасного поведения в быту и на улице.

Целеполагание:

Незнание – это плохое средство избавиться от беды.

                                                                                   ( Сенека)

Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - детей дошкольников. Задачи взрослых, (педагогов, родителей), состоят не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями.

Цель:

Сформировать у детей понятие об опасности, алгоритм поведения, умение правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях (дома, в воде, на улице, природе, в общественных местах, транспорте, дороге).

Детская цель:

Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?

Задачи:

  • Сформировать основные правила безопасного  поведения детей.
  • Создать условия для усвоения детьми основ безопасности.
  • Познакомить с практическими действиями при возникновении разных несчастных случаев (ситуаций).
  • Формировать умения адекватно вести себя в различных ситуациях.
  • Развивать наблюдательность, умение анализировать, объяснять, рассуждать.
  • Воспитывать чувство осторожности, самосохранения и взаимопомощи.

Задачи для родителей:

  • Показывать родителям значимость взаимодействия с ребёнком.
  • Привлечь родителей к совместной деятельности по закреплению правил безопасного поведения детей дома, в быту и на улице.

Методы и приёмы работы:

  • Исследовательский: развивающие и проблемные ситуации, наблюдения, эксперименты, опыты.
  • Словесный: беседы, чтение художественной литературы по теме, дидактические, словесные, ситуативные игры. Консультации для родителей.
  • Информативно-рецептивный: наглядный материал в виде иллюстраций, сюжетных картин для рассказа, видеоматериал, выставка книжек-передвижек, наглядный материал для родителей, посещение интерактивного учебного центра «Автоград» в Парке Победы.
  • Игровой: сюжетно-ролевые и дидактические игры, развивающие, подвижные, спортивные игры.
  • Эпизодический: загадки, упражнения, имитации, игровые действия.
  • Репродуктивный: повторение способов действий, направлен на закрепление знаний детей.
  • Практический: применение знаний в практической деятельности.

Технология  реализации  проекта

  • Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми.
  • Самостоятельная деятельность детей в развивающих зонах.
  • Систематические выставки поделок и рисунков по теме проекта.
  • Коллективные работы по изготовлению плакатов, декораций к сказке и квест–игре, составлению книжек: «Книжка-малышка по ПДД» и «Книжка опасностей».
  • Проведение консультаций с родителями.
  • Помощь родителей в изготовлении папок-передвижек, крупных элементов, энциклопедии: «Опасные ситуации для жизни и здоровья детей».
  • Открытое мероприятие в творческой группе «Проектируем детство»

Продукт проекта

  • Квест-игра «Светофорчик просит помощи».
  • Сказка «Волк и семеро козлят на дорожный лад».
  • Энциклопедия опасных ситуаций.
  • Папки-передвижки.
  • Плакат «Соблюдай ПДД».
  • Книжка реальных событий с детьми группы, когда были нарушены (не выполнены) правила безопасности: «Книжка опасностей».
  • «Книжка-малышка по ПДД».

Ожидаемый результат

  • Сформированность основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Умение взаимодействовать со взрослыми  и сверстниками.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта. Эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками.
  • Развитие художественного творчества, эстетического восприятия.
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
  • Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.
  • Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный

 (октябрь-ноябрь)

Проблема: Скоро школа. Как лучше подготовиться к новому этапу жизни.

Разработка проекта.

  • Донести до участников проекта данную проблему.
  • Подобрать методическую и художественную литературу.
  • Подобрать материалы, атрибуты для игровой деятельности.
  • Составить конспекты итоговых мероприятий: квест-игра, спектакль
  • Рассказы из личного опыта

2. Деятельный (основной)

(ноябрь-январь)

Цель: Систематизировать и углублять представления о взаимодействии человека с окружающим миром. Помочь детям понять , что безопасность- это личное дело каждого. «Предупрежден-значит вооружен»

Циклы бесед с детьми о безопасном поведении:

 «ОБЖ в транспорте», «ОБЖ на улице», «Три урока светофора», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Кто нас спасает от беды», «Опасные профессии» (инспектор ГБДД, пожарный , полицейский), «Осторожность в природе», «Поведение в общественных местах»

Ситуации:

  • «Опасности немытых овощей и фруктов» или «Подожди, не ешь»
  • Зачем нужно знать свой адрес и телефон?
  • Опасный новый год
  • «Ой, мороз- мороз»
  • Я природе друг или враг
  • Помни - животные защищают своих детенышей
  • Огонь - друг, огонь-враг
  • Солнце, воздух и вода - мои лучшие друзья
  • Мой адрес
  • Дорога к дому из детского сада, магазина
  • Безопасность дома
  • Что такое хорошо, что такое плохо
  • Я потерялся на улице

ИКТ:

  • Выездной автомобиль по правилам дорожного движения
  • Видеофильмы:

 «Уроки хорошего поведения»

«Улица полна неожиданностей»

«Уроки осторожности»

  • Инсценировка по безопасному дорожному движению

Чтение художественной литературы

  • В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?
  • Р.Н.С. «Дикие лебеди», «Снегурочка», «Красная шапочка», «Кот, лиса и петух»
  • В. Драгунский «Денискины рассказы»
  • Д. Гранин, Ю. Герман «Вот как это было»
  • «Хлебные крошки», «Краюшка хлеба»
  • В. Одоевский «Мороз-Иванович»
  • Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками»
  • В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин «Медведица с медвежатами»
  • С. Михалков «Моя улица», «Дядя Стёпа», «Пожар», «Бездельник светофор»
  •  А. Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный»
  • С. Слепина «Мой Светофор»
  • «Приключения в лесу Ёлки на горке»
  • «Азбука Для Буки»
  • Стихи «Про правила дорожного движения»
  • А. Котова «Город мой от А до Я»
  • Л. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

Пословицы и потешки

- Цыплят по осени считают

- Семь раз примерь- один раз отрежь

- Баю, бай не ложись на край: придёт волчок, выхватит бочок

- Береги себя пуще глазу!

- Ушки на макушке, сами на опушке

- Люблю греться, да как бы не обжечься

- Не лезь в воду, не испытав броду

- От искры пожар рождается

- Не шути с огнём -  можешь сгореть

- Спички не тронь – в них огонь

- Маленькая спичка сжигает большой лес и дом

- Не трогай огонь - не обожжёшь руки

- Огонь и друг и враг

- Чем суетиться при опасности, лучше подумать, как избежать или устранить её

- Кто предупреждён, тот вооружён

- Кто бодрствует, для того нет опасности

Сюжетно-ролевые игры

Цель: Обыгрывание опасных ситуаций, случаев из жизни. Как результат – создание энциклопедии «Опасные для жизни и здоровья детей ситуации», в совместной деятельности родителей  с детьми.

  • «На улице»
  • «Прогулка в лес»
  • «Прогулка на водоём»
  • «Я один дома»
  • «Семья»
  • «В гости к бабушке на городском транспорте»
  • «Я б пожарники пошёл, пусть меня научат»
  • «Гараж»
  • «Прогулка в лес за грибами, ягодами»
  • «Опасно - безопасно»
  • «Осторожно – не ешь»
  • «Экскурсии»
  • «Каникулы»
  • «Спасатели»
  • «Мой папа – защитник»
  • «Мы друзья природы»

Художественное творчество

Цель: Создавать сюжетные композиции, используя разнообразие художественных приёмов.

Изготовление

  • Плакаты
  • Рисунки детей:

- бытовые приборы

- дорожные ситуации

- дорожные знаки

- рисунки к рассказам из личного опыта

- рисунки «Правильно – неправильно»

  • Изготовление декораций
  • Лепка из солёного теста, пластилина
  • Объёмное конструирование из бумаги

Музыка

Цель: Формирование умений использовать музыку для передачи создаваемого образа

  • Слушание музыки
  • Разучивание песни

Игры на прогулке, спортивные игры

Цель:

- Формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.

- Обогащение положительными эмоциями каждого ребёнка

  • «Папа мама я - спортивная семья»
  • «Полоса препятствий»
  • Кто точнее»
  • «Выше, дальше ,быстрее»
  • «Через болото»
  • «Водитель»
  • «Передай жезл»
  • «Спасатели»

Заключительный этап

(февраль)

  • Выставки работ по темам безопасности
  • Выставки совместных работ с родителями
  • Энциклопедия опасных ситуаций
  • Книжка – малышка по ПДД
  • Книжка опасностей
  • Плакат по ПДД
  • Игры и поделки из солёного теста и бросового материала
  • Открытое мероприятие в творческой группе «Проектируем детство»

Реализация проекта через различные виды деятельности

Образовательная область «Социализация. Коммуникация»

- Освоение представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

- Совершенствование игровой деятельности, формирование желания участвовать в совместных видах деятельности (коллективные игры, спектакли, конкурсы, праздники).

- Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

- Развитие свободного общения со взрослыми. Развитие всех компонентов устной речи.

- Формирование положительного отношения к труду, к коллективному в том числе. Развитие трудовой деятельности. Знакомство с трудом взрослых, «опасных», профессий.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Продолжать формировать целостную картину мира, познавательных интересов, интеллектуального развития. Расширение кругозора.

- Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книги. Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству. Формирование первичных ценностных представлений.

Образовательная область «Художественное развитие»

- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении.

- Развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Образовательная область «Физическое развитие»

- Формирование у детей двигательной активности  и физического совершенствования.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

- Подготовка развивающей среды: материалы для продуктивной деятельности (рисование, конструирование, лепка, аппликация)

- Создание мобильного   уголка по проблеме.

- Внесение развивающих игр по возрасту.

- Внесение сюжетно-ролевых, дидактических, подвижно-спортивных игр.

- Подготовка иллюстраций и демонстрационного материала.

- Подборка мнемотаблиц по валеологии, экологии, сказкам.

Вывод

  • Реализуя проект в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практической значимой деятельности, у детей развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность, уважительное отношение к окружающим, ответственность за своё поведение в различных ситуациях.
  • В ходе реализации проекта, создалась благоприятная атмосфера сотрудничества с родителями, а также между детьми.
  • Дети принимали активное участие на всех этапах проекта. Каждый ребёнок получил положительные эмоции.

Используемая литература

Рабочая программа подготовительной группы «Паровозик»

Н.Н.Авдеева, О.П.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность» (Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста)

Н.О.Сизова «Валеология»

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

С.В.Бурдина «Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности»

В.В.Гербова «Правильно – неправильно»

И.Ю.Бордачёва «Безопасность на дорогах»

Издательство «Кедр» «Периодический журнал «Путешествие на зелёный свет»

Г.Н.Давыдова «Поделки из бросового материала»

Г.Н.Давыдова « Пластелинография»

Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги»

Н.ГПищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?»

Проектно - исследовательская деятельность в дошкольном образовании. Проект "Как живут растения" рассчитан на детей 5 - 6 лет  с общем недоразвитием речи. В ходе проекта через учебную, опытническу...

Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...

проект "Где живут витамины"

дети получают знания о витаминах, правильном питании и здоровом образе жизни; Реализация проекта по тематике «Витамины – это жизнь!» обеспечивает активное участие детей в составлении своего рациона пи...

Квест-игра: «Светофорчик просит помощи», с детьми подготовительной группы, в рамках проекта: «Где живут опасности»

Конспект игрового занятия с детьми старшего возраста на тему «Правила дорожного движения»Пропаганда основ безопасного поведения, обобщение знаний по правилам дорожного движения...

"В доме живут "опасные" предметы..."

Задача взрослых - предотвратить беду: встречу малыша с серьезной опасностью в условиях быта....

Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.

РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...

Краткосрочный проект по теме "По дороге без опасности

Актуальность проекта: По статистике, чаще всего причиной дорожно транспортных происшествий становятся сами дети. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опас...