Главные вкладки

    Индивидуальный образовательный маршрут педагога по теме самообразования
    материал

    Батуева Екатерина Владимировна
    Тема самообразования «Лего-конструирование и робототехника в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iom_batueva_e.v.doc94 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА

    НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

    Общие сведения о педагогическом работнике

    Ф.И.О. (полностью)

    Батуева Екатерина Владимировна

    Дата рождения

    16.08.1982 г.

    Специальность  по диплому

    Педагогика и методика дошкольного образования

    Квалификация по диплому

    Организатор-методист дошкольного образования

    Наличие квалификационной категории

    Не имею

    Педагогический стаж

    17 лет

    Стаж работы в занимаемой должности

    2,5 года

    Тема: «Лего-конструирование и робототехника в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»

    Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 г.

    Предполагаемая дата окончания работы над темой: август 2020 г.

    ЦЕЛЬ: овладение инновационными педагогическими технологиями лего- конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей.

    Задачи:

    1. Теоретически изучить способы развития технического творчества у детей.

    2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, интернет-ресурсов, посещения мероприятий, КПК.

    3. Разработать программу дополнительного образования детей технической направленности.

    4. Внедрить лего-конструирование и робототехнику в образовательный процесс дошкольных групп.

    5. Сформировать  «методическую копилку» «Лего-конструирование и робототехника в ДОО» для успешной деятельности в дальнейшем и возможности транслирования своего педагогического опыта.

    Ожидаемые результаты:

    - овладение инновационными педагогическими технологиями лего-конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей;

    - сформируются основы педагогического мастерства и профессионализма: повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков в вопросе развития технического творчества у детей;

    - активизация творческих способностей; умение применять полученные знания на практике;

    - распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты;

    - увеличение доли воспитанников в возрасте 5-7 лет, охваченных программами дополнительного образования технической направленности.

    Этапы

    Содержание

    Сроки

    Планируемая деятельность

    Результаты работы

    1.

    Диагностический

    Цель: выявление затруднений

    1. Анализ затруднений.

    2. Постановка проблемы.

    май  – июнь

    2018 г.

    1. Изучение ФГОС ДО.

    2.  Самоанализ педагогической деятельности, самообследование работы дошкольных групп за учебный год.

    3.  Определение основной цели работы по самообразованию.

    1. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

    2. Проблема: отсутствие в дошкольных группах программы дополнительного образования технической направленности.

    3. Основная цель: овладение инновационными педагогическими технологиями лего- конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей.

    2.

    Прогностический

    Цель: разработка мероприятий для решения проблемы

    1.Определение цели и задач работы над темой.

    2. Прогноз результатов.

    3. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

    4. Изучение литературы и имеющегося опыта по проблеме.

    июль – декабрь 2018 г.

    1. Составление плана по самообразованию.

    2. Изучение  литературы и имеющегося опыта по проблеме.

    3. Курсы повышения квалификации.

    4. Участие в методической работе дошкольных групп.

    5. Выступление на МО.

    6. Участие в семинаре-практикуме.

    7. Участие в вебинарах по теме.

    8. Участие в конференциях.

    1. План по самообразованию.

    2. Электронный банк данных литературы и интернет-ресурсов по теме.

    3. Курсы повышения квалификации по программе «Основы робототехники и LEGO-конструирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста» - 72 ч., Удостоверение

    рег. № 00992.

    4. Приказ № 628 от 31.08.2018 г. «Об организации методической работы педагогических работников дошкольных групп на 2018-2019 учебный год» - руководитель методического объединения «Лего-конструирование и робототехника»

    5. Участие в семинаре-практикуме для педагогов дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» «Использование лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками»

    6. Семинар «Формирование и развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)» Всероссийский образовательный журнал «Познание» – сертификат участника.

    3. Практический

    Цель: внедрение изученного передового педагогического опыта в свою работу

    1. Внедрение передового пед-го опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

    2. Реализация программы дополнительного образования «Юный техник»

    3. Формирование методического комплекса.

    4. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

    5. Корректировка работы.

    январь 2019 г. – май 2020 г.

    1. Разработка программы технической направленности.

    2. Сертификация программы у регионального оператора в системе ПФ ДО.

    3. Использование  и внедрение лего-технологии и робототехники в практику работы.

    4. Участие с воспитанниками в конкурсах различного уровня.

    5. Участие в конкурсе учебно-методических материалов.

    6. Разработка консультаций буклетов, памяток для педагогов и родителей.

    7. Создание «Методической копилки»

    1. Разработана дополнительная образовательная программа технической направленности «Юный техник»

    2. Программа отправлена на сертификацию региональному оператору ПФ ДО.

    3. Участие с воспитанниками в робототехническом фестивале «Робофест – Югра – 2018» в номинации «Фристайл» - диплом победителя.

    4. Участие с воспитанниками во всероссийском творческом конкурсе по лего-конструированию в номинации «Лего-дом» - диплом 2 степени.

    5.  Участие с воспитанниками во II открытом заочном конструкторском интернет-конкурсе для детей «Жираф-инженерик» - дипломы призёров.

    6. Благодарственное письмо от директора центра развития личности «Жираф» за подготовку конкурсантов и активное участие в II открытом заочном конструкторском интернет-конкурсе для детей «Жираф-инженерик».

    7. Участие с воспитанниками в муниципальной инновационной робототехнической игре «Город будущего» - диплом 3 степени.

    8. Разработана консультация для воспитателей

    «Лего-конструирование и

    робототехника в ДОО»

    9. Для родителей разработаны: - консультация «Значение лего-конструирования в развитии

    детей дошкольного возраста»;

    - памятки «Что такое Лего-конструирование?», «Как хранить Лего в доме с маленьким ребенком»;

    - рекомендации по использованию конструктора Лего в домашних  условиях.

    4. Обобщающий

    Цель: подведение итогов своей работы по теме самообразования

    1. Подведение итогов.

    2. Оформление результатов работы по теме.

    3.Представление материалов.

    май 2020 г.

    1. Участие в работе  МО.

    2. Участие в семинарах, конференциях.

    3. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах.

    4. Открытые занятия для педагогов

    5. Публикации методических материалов на сайтах.

    6. Пополнение личного портфолио.

    1. Участие во Всероссийской педагогической конференции «Тенденции и перспективы развития современного образования». Секция «Дошкольное образование». Тема выступления «Развитие технического творчества у дошкольников на основе лего-конструирования» - диплом участника.

    2. Педагогический журнал. Участие во Всероссийской конференции «Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня». Доклад «Лего-конструирование и робототехника в дошкольной образовательной организации» - диплом участника.

    3. Свидетельство о публикации материала «Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лего-конструирование в образовательной работе» во всероссийском сетевом издании «Педагогические конкурсы»

    4. Свидетельство о публикации учебно-методического материала в сетевом издании «Центр талантов «Творчество-наука».

    5. Внедренческий

    Цель: распространение своего опыта

    1. Распространение опыта среди коллег.

    июль – август

    2020 г.

    1. Обобщение практических результатов деятельности в СМИ, сетевых сообществах, интернет – сайтах.

    2. Участие в конкурсах педагогического мастерства.

    1. Всероссийский педагогический конкурс «Калейдоскоп средств, методов и форм». Номинация «Педагогические инновации в образовании». Конкурсная работа «Использование лего-технологии в образовательной деятельности с дошкольниками», диплом 2 место.

    2. Всероссийский педагогический конкурс в номинации «Педагогический проект».  Конкурсная работа «Семинар-практикум для педагогов ДОО «Использование лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками», диплом 1 место.

    Актуальность: На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как лего-конструирование. Актуальность использования лего – педагогики в образовательном процессе с дошкольниками:

    - Лего – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. 

    - Игра – важнейший спутник детства. Лего позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

    - Лего-конструкторы  на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях.  Дети любят играть в свободной деятельности.

    - В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

    Также, использование конструкторов лего при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

    Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения лего-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

    В процессе освоения лего-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. Лего-конструирование с основами робототехники объединяет: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность построения процесса с интеграцией образовательных областей:

    - способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

    - развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

    - является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

    - позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

    - формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

    - объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность;

    - сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

    Основные принципы использования лего – технологий:

    - доступность и наглядность;

    - последовательность и систематичность обучения и воспитания;

    - учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Лего-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами Лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жарких стран и т.д.), транспорт, различные механизмы и конструкции.

    Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования:

    В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствием необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:

    - требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением дошкольных организаций конструкторами Лего, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием Лего-конструкторов и робототехники;

    - необходимостью создания в ДОО инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

    - возрастающими требованиями к качеству работы педагога и в не полной мере пониманием педагогами влияния Лего-конструирования и робототехники на развитие личности дошкольников.

    Анализ деятельности дошкольных групп за 2017-2018 учебный год выявил проблему: отсутствие дополнительной образовательной программы технической направленности, что не позволяет в полной мере решить одну из годовых задач – расширение спектра дополнительных образовательных программ технической и естественно-научной направленности.

    Поэтому данные противоречия и проблемы указывают на необходимость разработки дополнительной образовательной программы технической направленности и внедрения Лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО, что даст возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники и формированию первоначальных технических навыков.

    Этапы реализации самообразования:

    Первый этап (диагностический, прогностический: сентябрь – декабрь 2018 г.) – изучение литературы по вопросу внедрения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, разработка программы дополнительного образования технической направленности, организация начального материально-технического обеспечения кабинета лего-конструирования.

    Второй этап (практический: январь 2019 г. – май 2020 г.) - практическое осуществление деятельности: организация работы кабинета лего-конструирования, решение организационных вопросов по более широкому использованию его возможностей в образовательном процессе со старшими дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

    Третий этап (обобщающий, внедренческий: май - август 2020 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

    Форма отчетности

    1. Обобщение опыта по данной теме через презентацию, выступление, показ.

    2. Планирование деятельности и перспектив развития.

    3. Презентация «Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».

    4. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения и в социальной сети работников образования.

    5. Анализ процесса профессионального самообразования:

    - какие вопросы вызывали трудность в процессе изучения и практики;

    - затруднения детей;

    - определение новых задач;

    - оправдал ли себя план, практические выводы.

    Учебно-методическая литература и интернет-ресурсы:

    1. А. Бедфорд  «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. 

    2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

    3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/

    4. Л.Г. Комарова «Строим из Лего» / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

    5. Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» / Л.В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.

    6. «LEGO конструирование в детском саду» Фешина Е.В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.

    7. М.С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

    8. О.В. Дыбина «Творим, изменяем, преобразуем» / О.В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.

    9. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна

    (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)

    10. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)

    11. Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)

    12. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/

    13. Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002

    14. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т.В. - Москва, Владос, 2003 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ

    Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ...

    Индивидуальный образовательный маршрут педагогов ДОУ (самообразование)

    В помощь педагогу при составлении плана по теме самообразования...

    Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников».

    Индивидуальный маршрут педагога  по теме самообразования «Использование приёмов мнемотехники  в развитии речи у дошкольников»....

    индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средством музейной педагогики»

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГАМБДОУ ЦРР –детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск РС(Я)     Воспитатель: Матвеева Валентина ВладимировнаПериод...

    Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования.

    Муниципальное бюджетное общеобразоватедьное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы.  Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования:&quo...

    Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2019 - 2020 учебный год

    Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога2019  - 2020     учебный год...

    Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2019 - 2020 учебный год

    Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога2019  - 2020     учебный год...