Конспект НОД в подготовительной группе «Где живут витамины? или сюрприз от Снегурочки»
материал (подготовительная группа)

Храмцова Светлана Станиславна

Конспект НОД  в подготовительной группе «Где живут витамины?  или сюрприз от Снегурочки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в подготовительной группе

«Где живут витамины?

или сюрприз от Снегурочки»

http://netgribkov.ru/wp-content/uploads/2017/02/14800_shutterstock_68965759-768x711.jpg

Воспитатель

МБДОУ «Сокол»

пгт. Новофедоровка

Храмцова С.С.

Цель: Способствовать формированию у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни, закрепить знания о названии блюд из овощей и фруктов и других продуктов в меню детского сада. Выявить путем эксперимента содержание крахмала в различных продуктах

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с основными витаминами А, В, С, Д и крахмалом: в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья человека;

- систематизировать знания детей о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;

- подводить к выводам и обобщениям:

добиться усвоения знаний о понятии «витамины», «полезные продукты»;

- подвести детей к выводу о необходимости витаминов в организме человека;

- закрепить знания детей о правильном питании, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной;

- углубить знания детей о том, что в каждом продукте есть витамины, их значение и лечебные свойства для здоровья человека.

Развивающие:

- развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь, речь, внимание, память путем причинно-следственных вопросов и развивающих игр;

- помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте продуктов растительного происхождения. Сознательно выбирать более полезные, и по возможности включить их в ежедневный рацион.

Воспитательные:

- вызвать желание употреблять в пищу полезные продукты;

- подвести детей к выводу, что очень важно заботиться о собственном здоровье;

- убедить детей, что сохранение здоровья имеет первостепенное значение, ведь от состояния организма зависит успешная деятельность человека;

- формировать познавательный интерес к рациональному питанию, желание быть здоровым;

- привести к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми.

Методы и приемы:

- беседа;

- наблюдение;

- объяснительно-иллюстрационный метод;

- игровой метод;

- поисково-исследовательская деятельность

- опытная деятельность - эксперимент

- совместная деятельность с детьми.

Предварительная работа:

- экскурсия детей  на почту;

- рисование овощей, фруктов, ягод;

- рисунки детей в «Книгах полезных и вредных продуктов»;

- рисунки детей на тему «Любимое блюдо в детском саду», «Любимое блюдо дома» с подведением итога любимых блюд из меню детского сада и дома.

- беседы о здоровом питании;

- чтение художественной литературы, книги для детей «О здоровом питании»;

- сюжетно-ролевые игры «Овощи и фрукты – полезные продукты»;

- дидактическая игра «Приятного аппетита»;

- авторские сказки детей про овощи, фрукты, ягоды;

- фотоальбом « Плоды с ветки, плоды с грядки»;

- работа с иллюстрациями, отгадывание загадок;

- поделки из соленого теста овощей и фруктов;

- поделки из бумаги и природного материала родителей с детьми на тему: "Овощи и фрукты- полезные продукты"

Словарная работы: расширить словарный запас детей: «витамины», «крахмал», «энергия», «цельнозерновые злаки»

Материалы и оборудование:

- мольберт, указка;

- плакат «Пирамида здорового питания»;

- портрет Снегурочки;

- шкатулка со снежинками;

- посылка;

- загадки про апельсин, яблоко, гранат, виноград, грушу, лимон, чеснок, мандарин, банан, картофель.

- листы А-4 с напечатанными буквами витаминов – А, В, С, Д;

- пазлы (с буквами витаминов): банана, груши, апельсина, моркови, яблока, картофеля, помидора;

- для эксперимента: картофель, яблоко, банан, хлеб, йод, 2 стакана с водой, пипетка, крахмал, ложка;

- мелодия для релаксации;

- четверостишья о продуктах;

- апельсины по количеству детей.

ХОД НОД

Дети стоят полукругом

Воспитатель: - Ребята назовите, пожалуйста, овощи, фрукты, ягоды, богатые витаминами.

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: - Ребята, откуда на нашем столе появилась эта большая сказочно-красивая коробка, украшенная снежинками (ответы детей). Снегурочка прислала вам посылку. Посмотрим, что в ней? (воспитатель достает из посылки портрет Снегурочки на подставке и листы с загадками)

Воспитатель - Посмотрите ребятки, Снегурочка прислала вам загадки. А листики, какие красочные, с морозными узорами! Разгадаем загадки? Дети разгадывают загадки.

В золотистой шкурке бок,

А под шкуркой сладкий сок.

В каждой дольке по глоточку

И для сына, и для дочки. (Апельсин)

Пригрев на солнышке бока,

Висит на дереве пока,

Душистым соком налилось,

Не видно семечек насквозь. (Яблоко)

Как в шкатулке у царевны

Горсть рубинов красных древних.

Сладкий сок в рубинах спелых.

Ты не раз, наверное ел их. (Гранат)

Кисти ягод над дорожкой

Прячут листики-ладошки.

На лозе повисли кисти

И от нас укрылись в листьях. ( Виноград)

Ты на лампочку похожа

И на Ваньку-встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь- брызнет сок. (Груша)

Фрукт на свете всем известный,

Хоть и кислый, но полезный.

Ты его нарежь- и в чай.

Как зовется? Отвечай! (Лимон)

Овощ сочный, горький, едкий.

Дети любят его редко.

Стрелки собраны в пучок,

И зовется он…...(Лучок)

Белый зубчик от простуды

Пожевать совсем не худо.

От простудных от болезней

Нету  овоща полезней. (Чеснок)

Апельсину он братишка,

Но поменьше фрукт-малышка.

Тоже делится на дольки.

Но они поменьше только (Мандарин)

Полюбуйся: что за сказка!

В грядку спряталась указка.

Ярко-рыжая плутовка!

А зовут ее….(Морковка)

Полумесяц золотой,

Будто медом налитой

Он душистый, мягкий, сладкий.

А на ощупь очень сладкий (Банан)

На пюре она годится,

В чай ее кладут едва-ли.

До весны она хранится

В погребке или подвале.

Вы подумайте немножко

Ой, да это же…(Картошка)

Воспитатель достает из посылочной коробки красивую голубую шкатулку и вручает детям снежинки за отгаданные загадки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему Снегурочка прислала вам загадки именно зимой про овощи, фрукты, ягоды, которые созревают летом и осенью? (ответы детей).

Воспитатель: Дети о чем эти загадки? Что содержится в овощах, фруктах и ягодах? (ответы детей).

Воспитатель: - витамины нужны детям для укрепления организма. Дети их любят. Витамины очень полезные.

Воспитатель: - А вы, ребята, пробовали витамины? (ответы детей).

Воспитатель: - Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах.

Воспитатель: - А в каких продуктах есть витамины и для они чего нужны? (ответы детей).

Воспитатель: - Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В – мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д – солнце, рыбий жир (для косточек).

Воспитатель: - А в детском саду повара вам готовят блюда из таких овощей и фруктов? (ответы детей)

Воспитатель: - Какие блюда из меню детского сада вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, посмотрите – это пирамида здорового питания. Она изображена в форме треугольника. Продукты  в пирамиде расположены по уменьшению полезности. Если смотреть снизу вверх:  у основания пирамиды, в самом нижнем ярусе находятся хлеб, каши, макароны, цельнозерновые злаки.

Это значит, что эти продукты являются самыми полезными. Человек должен употреблять именно их в большом количестве. Следующий ярус по высоте – это овощи и фрукты, тоже очень полезные и необходимые для здоровья. Поднимаясь выше, мы видим ярус еще меньше, разделенный на две части,  в котором изображены продукты: птица, рыба, мясо, яйца, в другой части молоко, йогурт, сыр, масло. Это означает, что кушать их нужно в равном количестве. На самой вершине пирамиды здорового питания находятся сладости: пирожные, торты, конфеты и др. Употреблять их надо в меньшем количестве, чем те, которые расположены в нижних ярусах. Если кушать продукты, как указано в  пирамиде здорового питания можно быть здоровее и крепче.

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

И неплохо есть лимон

Хоть и очень кислый он.

Физминутка. «Овощи и фрукты»

Овощи и фрукты,

(наклониться вниз, достать до пола руками (огород)

выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))

Вкусные продукты.

(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)

В огороде

(наклоны вниз, достать руками до пола (собираем)

И в саду,

(выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду)

Для еды я их найду.

(погладить правой рукой по животику, затем левой)

Воспитатель раздает детям пазлы.

Воспитатель: - А теперь ребята соберите из пазлов картинки и посмотрите что у вас получится.

Воспитатель: - Ребята, что у вас получилось? (ответы детей)

Воспитатель: - Перед вами яблоко, апельсин, груша, банан, помидор, морковь и картофель.

Воспитатель: - А что обозначают буквы на них? (ответы детей).

Воспитатель: - Да дети, вы правы, все они содержат витамины и минералы.

Воспитатель: - Рассмотрите буквы на картинках с овощами и фруктами. Назовите буквы. Какие витамины содержат яблоко, апельсин, груша, банан, помидор, морковь и картофель? (ответы детей).

Воспитатель: - Картофель содержит еще и такое полезное вещество, как крахмал. Крахмал- это источник энергии. Чем больше крахмала в пище, тем она сытнее. Однако полностью усваиваться организмом он не может, а превращается в сахар.

Воспитатель: - Как Вы думаете, Для чего нужен крахмал? (ответы детей).

Воспитатель: - Крахмал обладает высокой пищевой ценностью и необходим организму человека для восполнения энергии. Крахмал – сложный высококалорийный сахар. А сахар быстро усваивается, но и также быстро исчезает, оставляя чувство голода. Если вы скушаете конфетку или пирожное, то быстро утолите чувство голода, но и также быстро захотите кушать снова. Крахмал же переваривается намного дольше, соответственно, ощущение сытости будет более продолжительным. Крахмал содержится в различных злаковых культурах: пшенице, гречихе, овсе, рисе и других растениях.

Воспитатель: - Вот потому в детском саду у нас на завтрак, что вы кушаете? (ответы детей).

Воспитатель: - Тот, кто все съедает на завтрак: каши, запеканки, батон с маслом (сыром) не испытывает чувство голода до обеда.

Воспитатель: - Зернышки пшеницы использовали в пищу еще древние люди. Они служили приятным разнообразием после полусырой мясной пищи, спасая от заболеваний, к тому же на них не нужно было «охотиться». Цельнозерновые изделия включают в меню военных. Потому что солдатам нужно быть здоровыми и крепкими. А еще белый хлеб содержит такое полезное вещество, как крахмал.

Воспитатель: - А вы хотите узнать где содержится крахмал? В каких продуктах его больше?

Опыт на содержание крахмала в: картофеле, яблоке, банане, хлебе.

Эксперимент:

Разрезаем картофель на две части и капаем на него разведенный йод – картошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость тоже синеет.

Капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, банан, хлеб, по очереди.

Наблюдаем:

Яблоко – не посинело вообще.

Банан – слегка посинел.

Хлеб – посинел очень сильно.

Эта часть опыта показывает наличие крахмала в различных продуктах.

Обсуждение:

крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. Как известно, крахмал может преобразовываться в сахар, если взять неспелое яблоко и капнуть йода, то оно посинеет, так как яблоко еще не созрело. Как только яблоко созреет весь содержащийся крахмал перейдет в сахар и яблоко при обработке йодом не синеет вообще.

Воспитатель: дети, рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Дети: вода стала беловатой, мутной.

Воспитатель: почему вода стала мутной?

Дети: в воде есть крахмал.

Воспитатель: да, в воде содержится крахмал. Он полностью не растворяется в ней, а крахмал получен из картофеля. Вывод: в картофеле есть крахмал.

Знаете ли вы для чего нам нужен крахмал?

Дети: делать кисель, крахмалить бельё.

Воспитатель: да, верно, а еще крахмал используется в приготовлении различных блюд: кексов, пирожных, мороженого.

Релаксация. (Фонограмма)

Давайте закроем глазки. Представим, что находимся в чудесной стране овощей и фруктов. И вот среди зимы мы с вами попали в лето. Как здесь красиво и зелено, светит ласковое солнышко. В листве деревьев можно заметить блеск спелого красного яблока, почувствовать аромат свежей груши. Прекрасно поют птицы, давайте их послушаем и немного расслабимся.

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2р.)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают.

Тяжелеют, засыпают…(2р.)

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2р.)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы чудесно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Открываем глазки.

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись, улыбнулись! И совсем уже проснулись!

Воспитатель: - Мы совершили путешествие в лето. Вам понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: Я Вам зачитаю четверостишия о продуктах, если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «правильно, правильно, совершенно верно!», а если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1.         Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2.         Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3.         Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4.         Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5.         Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6.         Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

- Ребята вам понравился сюрприз, который подготовила для вас Снегурочка? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Воспитатель:  а еще Снегурочка подготовила для вас подарки.

Возьмите пожалуйста угощение из посылки. 

Мы обязательно поблагодарим ее и напишем об этом в письме, которое отправим в г. Кострому, где живет Снегурочка.

Воспитатель: - А дома с родителями вы можете нарисовать и другие полезные фрукты и овощи. Узнайте, какие еще полезные вещества в них содержатся и расскажите об этом всем нам.

Подведение итогов: Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах и фруктах. Они нужны для организма, чтобы расти, хорошо видеть, слышать, иметь крепкие зубы, быть сильными, реже простужаться, быстрее выздоравливать при болезни.  Поэтому следует употреблять их в естественном виде - кушать овощи и фрукты, а не пить таблетки и делать уколы. Без витаминов, полезных веществ, таких как крахмал - нет жизни. Список витаминов довольно велик, и возможно в будущем прибавятся новые названия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Как живут растения?"

Цель занятия - обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; показать зависимость всего живого от растительн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

Цель : развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы.Развивающая среда: иллюстрации к сказке «Снегурочка» разных художников....

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «В поисках сюрприза»

НОД направлена на формирование у детей количественного и порядкового счёта в пределах 10, совершенствовании прямого и обратного счёта....