Конспект проведения досугового мероприятия «Экспериментируем вместе»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Старовойтова Ольга Игоревна

Цель:

привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование.

 

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды,

- научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Развивающие:

- дать детям почувствовать радость открытий;

- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к процессу познания окружающего мира; 
- воспитывать творческую, самостоятельную личность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentiruem_vmeste.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №39 «РОМАШКА»

Конспект

проведения досугового мероприятия

«Экспериментируем вместе»

                                                                                                 

Составила воспитатель:

Старовойтова О. И.

г. Видное

2019


Цель:

привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды,

- научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Развивающие:

- дать детям почувствовать радость открытий;

- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к процессу познания окружающего мира; 
- воспитывать творческую, самостоятельную личность.

Оборудование и материалы: столы, емкости, банки с холодной водой, соль, сода, йод, марганец, крахмал, лимонная кислота, 2 апельсина, 2 сырых яйца, воздушный шарик, ложечки, пипетки, тазы с водой, макет гейзера.

Раздаточный материал: стаканчики с водой, трубочки, палочки для размешивания, салфетки, листы бумаги.

Словарная работа: лаборатория, экспериментирование, опыты, учёный, марганец, крахмал, сода, лимонная кислота, перекись водорода.

Методические приёмы: словесные, наглядные, игровые, обеспечение эмоционального интереса детей, вопросы, указания, поощрения, физминутка.


Ход досуга

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Всезнайка. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)

- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Ответы детей)

- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. И с нами в лабораторию попросился один персонаж, а для того, чтобы узнать его, нужно отгадать загадку:

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …(Незнайка)

Входит Незнайка, дети здороваются с ним.

Только для начала вспомним правила безопасности и поведения в нашей научной лаборатории и познакомим с этими правилами Незнайку:

 В лаборатории ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- без разрешения трогать оборудование, приборы и реагенты;

- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.;

-пробовать на вкус что либо, быть не внимательным, не послушным;

Но в лаборатории РАЗРЕШАЕТСЯ:

-строго следовать рекомендациям и указаниям старшего по лаборатории;

-соблюдать своё рабочее место в порядке и чистоте.

Незнайка, ты все понял? Ну, тогда у меня возник вопрос к детям:

- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Ответы детей)

- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего вокруг нас очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)

ЕСЛИ ДЕТИ ОТГАДАЛИ:

- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть воздух.

ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЛИ:

- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.

(Всем детям предлагается подуть через соломинки в стаканчики с водой).

- Что мы видим? (Дети: Пузырьки воздуха, воздух)

- Откуда берется этот воздух? (Дети: мы вдыхаем его и выдыхаем через трубочку)

- Куда деваются пузырьки воздуха? (Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается на улицу)

- Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: Потому что воздух легче воды)

- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.

- Какого цвета воздух? (Дети: Никакого, воздух прозрачный)

- Можно ли услышать воздух? (Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты. Всезнайка предлагает Незнайке надуть шарик, а затем Незнайка выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук. Дети смеются).

- Что мы слышим? (Дети: Воздух)

Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. Всезнайка с Незнайкой побуждают их называть разные запахи и ароматы, спрашивают, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет на улице.)

- А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами).

- Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин. Всезнайка открывает пакет, в нем лежат апельсиновые корки).

- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (Всезнайка вытрясает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).

-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).

И для вас у меня ещё одна загадка:

Я и туча, и туман, 

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода) 

И первый этот опыт мы проведем с использованием воды.

- Вы любите апельсины, а еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Ответы детей)

 Незнайка: Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются).

Всезнайка: - А, что надо мыть? Уши? Шею? (Дети: руки).

- Это, да!  Но еще надо хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи. Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть. (воспитатель достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой)

- Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).

- Вы, дети, наверняка проводили в группах опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру «Тонет-не тонет». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».

(Проводится игра «Тонет-плавает», для демонстрации можно используются картинки).

- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть, многие из вас являются регулярными его участниками. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду).

 Незнайка:

А я люблю плавать в море, там легче всего плавать! А вот почему, я не знаю. (Дети: в море вода соленая, она лучше держит).

Всезнайка: Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом. (в одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает).

- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях по рисованию вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель, гуашь).

Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.

(Всезнайка растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим).

Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. Незнайка добавляет пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).

- Следующее превращение! (все дети растворяют в воде картофельный крахмал).

 Какого цвета получился раствор? (Дети: белого). Какой цвет получится, если в него добавить йод? (Дети: йод оранжевого цвета, значит получится светло оранжевый или коричневатый. Всезнайка и Незнайка добавляют пипеткой йод в каждый стаканчик, дети размешивают раствор палочкой. Все наблюдают появление сиреневого цвета).

Всезнайка: а теперь отгадайте последнюю загадку:

-Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт, там след кладёт.
Правильно! Это бумага. Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии и ещё много- много другого. В древние времена бумаги у людей не было, но люди хотели писать, рисовать и делали они это, высекая на камнях, это было трудно и люди стали делать глиняные дощечки, на которых царапали острыми палочками, но это было долго. И люди стали писать на берёзовой коре (бересте). 
Но вот постепенно, спустя много лет, люди научились изготавливать бумагу.
-А почему из бумаги не делают одежду? Мебель? Транспорт? 
Да, потому что бумага не прочная, не надёжная, тонкая.
И сейчас мы это проверим, проведём интересные исследования.

Перед вами стоят тазы с водой. Положите в них салфетку и лист обычной бумаги. Что заметили? (Дети: салфетка сначала намокла, а потом и обычный лист)

Всезнайка: правильно, коллеги. Значит, бумага намокает.

А теперь возьмите другой лист и попробуйте его порвать. Получилось? Значит, бумага хорошо рвётся.

Возьмите ещё один лист и попробуйте его смять. А теперь распрямите его. Бумага всё равно осталась мятой? Значит, бумага хорошо мнётся.

А теперь я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки? Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ). Что услышали? (Дети: бумага шуршит, скрипит). Значит, она может издавать звуки.

Давайте ещё раз скажем, что мы увидели во время опытов над бумагой? (ответы детей). Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге нужно относится бережно. Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго. 

Незнайка:

 Да, проводить опыты – это здорово! А сейчас я предлагаю вам устроить вулкан!

Всезнайка: Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет…

Незнайка: Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои друзья из Цветочного городка уже сконструировали кратер (достает макет гейзера, осталось, только его активировать!).

Всезнайка предлагает Незнайке и детям, насыпать в кратер соду и лимонную кислоту, Всезнайка выливает в кратер воду и, все ахают от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан).

- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, коллеги, понравилось больше всего, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).

 - На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своими родителями и воспитателями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания!

До новых встреч, друзья!


Литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). - Творческий центр «Сфера», Москва, 2002г.
  2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». - Творческий центр «Сфера», Москва, 2004г.
  3. Рыжова Н. А. «Воздух-невидимка», «Волшебница вода». - Москва LINKA-PRESS, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения досуговой деятельности с родителями (конкурс чтецов) в средней группе на тему"Тебе, мой город посвящаем!"

Конкурс укрепляет детско-родительские отношения, формирует у детей умение выразительно читать стихи, выступать перед зрителями....

Методическая разработка конспекта по проведению досугового мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности: «Воздух-невидимка»

В данной работе представлен конспект проведения досугового мероприятия с родителями воспитанников второй группы раннего возраста (2-3 года) в образовательной области «Познавательное развитие&raq...

План-конспект организации и проведения досугового мероприятия посвященного ЗОЖ Тема: «В поисках здоровья»

Цель: Формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни.Задачи:1.Образовательные: Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Обобщить и закрепить элементарные знания...

План - конспект организации и проведения досугового мероприятия посвященного ЗОЖ Тема: "В поисках здоровья"

Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни.Задачи:1.Образовательные: вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Обобщить и закрепить элементарные знания и п...

Конспект (технологическая карта) проведения досугового мероприятия по образовательной области "Физическое развитие" на тему: "Солнышко родное в гости к нам пришло". Младшая группа.

Возрастная группа: младшая группаТема досугового мероприятия: «Солнышко родное в гости к нам пришло»Форма проведения: фронтальная (проводится на улице)Цель: формировать интерес к двигатель...