Конспект проведения досугового мероприятия «Экспериментируем вместе»
опыты и эксперименты (средняя группа)
Цель:
привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды,
- научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Развивающие:
- дать детям почувствовать радость открытий;
- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к процессу познания окружающего мира;
- воспитывать творческую, самостоятельную личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentiruem_vmeste.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №39 «РОМАШКА»
Конспект
проведения досугового мероприятия
«Экспериментируем вместе»
Составила воспитатель:
Старовойтова О. И.
г. Видное
2019
Цель:
привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды,
- научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Развивающие:
- дать детям почувствовать радость открытий;
- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к процессу познания окружающего мира;
- воспитывать творческую, самостоятельную личность.
Оборудование и материалы: столы, емкости, банки с холодной водой, соль, сода, йод, марганец, крахмал, лимонная кислота, 2 апельсина, 2 сырых яйца, воздушный шарик, ложечки, пипетки, тазы с водой, макет гейзера.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, трубочки, палочки для размешивания, салфетки, листы бумаги.
Словарная работа: лаборатория, экспериментирование, опыты, учёный, марганец, крахмал, сода, лимонная кислота, перекись водорода.
Методические приёмы: словесные, наглядные, игровые, обеспечение эмоционального интереса детей, вопросы, указания, поощрения, физминутка.
Ход досуга
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Всезнайка. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Ответы детей)
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. И с нами в лабораторию попросился один персонаж, а для того, чтобы узнать его, нужно отгадать загадку:
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …(Незнайка)
Входит Незнайка, дети здороваются с ним.
Только для начала вспомним правила безопасности и поведения в нашей научной лаборатории и познакомим с этими правилами Незнайку:
В лаборатории ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- без разрешения трогать оборудование, приборы и реагенты;
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.;
-пробовать на вкус что либо, быть не внимательным, не послушным;
Но в лаборатории РАЗРЕШАЕТСЯ:
-строго следовать рекомендациям и указаниям старшего по лаборатории;
-соблюдать своё рабочее место в порядке и чистоте.
Незнайка, ты все понял? Ну, тогда у меня возник вопрос к детям:
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Ответы детей)
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего вокруг нас очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
ЕСЛИ ДЕТИ ОТГАДАЛИ:
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть воздух.
ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЛИ:
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.
(Всем детям предлагается подуть через соломинки в стаканчики с водой).
- Что мы видим? (Дети: Пузырьки воздуха, воздух)
- Откуда берется этот воздух? (Дети: мы вдыхаем его и выдыхаем через трубочку)
- Куда деваются пузырьки воздуха? (Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается на улицу)
- Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: Потому что воздух легче воды)
- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
- Какого цвета воздух? (Дети: Никакого, воздух прозрачный)
- Можно ли услышать воздух? (Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты. Всезнайка предлагает Незнайке надуть шарик, а затем Незнайка выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук. Дети смеются).
- Что мы слышим? (Дети: Воздух)
Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. Всезнайка с Незнайкой побуждают их называть разные запахи и ароматы, спрашивают, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет на улице.)
- А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами).
- Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин. Всезнайка открывает пакет, в нем лежат апельсиновые корки).
- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (Всезнайка вытрясает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).
-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).
И для вас у меня ещё одна загадка:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
И первый этот опыт мы проведем с использованием воды.
- Вы любите апельсины, а еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Ответы детей)
Незнайка: Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются).
Всезнайка: - А, что надо мыть? Уши? Шею? (Дети: руки).
- Это, да! Но еще надо хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи. Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть. (воспитатель достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой)
- Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).
- Вы, дети, наверняка проводили в группах опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру «Тонет-не тонет». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».
(Проводится игра «Тонет-плавает», для демонстрации можно используются картинки).
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть, многие из вас являются регулярными его участниками. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду).
Незнайка:
А я люблю плавать в море, там легче всего плавать! А вот почему, я не знаю. (Дети: в море вода соленая, она лучше держит).
Всезнайка: Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом. (в одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает).
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях по рисованию вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель, гуашь).
Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(Всезнайка растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим).
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. Незнайка добавляет пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).
- Следующее превращение! (все дети растворяют в воде картофельный крахмал).
Какого цвета получился раствор? (Дети: белого). Какой цвет получится, если в него добавить йод? (Дети: йод оранжевого цвета, значит получится светло оранжевый или коричневатый. Всезнайка и Незнайка добавляют пипеткой йод в каждый стаканчик, дети размешивают раствор палочкой. Все наблюдают появление сиреневого цвета).
Всезнайка: а теперь отгадайте последнюю загадку:
-Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт, там след кладёт.
Правильно! Это бумага. Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии и ещё много- много другого. В древние времена бумаги у людей не было, но люди хотели писать, рисовать и делали они это, высекая на камнях, это было трудно и люди стали делать глиняные дощечки, на которых царапали острыми палочками, но это было долго. И люди стали писать на берёзовой коре (бересте).
Но вот постепенно, спустя много лет, люди научились изготавливать бумагу.
-А почему из бумаги не делают одежду? Мебель? Транспорт?
Да, потому что бумага не прочная, не надёжная, тонкая.
И сейчас мы это проверим, проведём интересные исследования.
Перед вами стоят тазы с водой. Положите в них салфетку и лист обычной бумаги. Что заметили? (Дети: салфетка сначала намокла, а потом и обычный лист)
Всезнайка: правильно, коллеги. Значит, бумага намокает.
А теперь возьмите другой лист и попробуйте его порвать. Получилось? Значит, бумага хорошо рвётся.
Возьмите ещё один лист и попробуйте его смять. А теперь распрямите его. Бумага всё равно осталась мятой? Значит, бумага хорошо мнётся.
А теперь я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки? Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ). Что услышали? (Дети: бумага шуршит, скрипит). Значит, она может издавать звуки.
Давайте ещё раз скажем, что мы увидели во время опытов над бумагой? (ответы детей). Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге нужно относится бережно. Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.
Незнайка:
Да, проводить опыты – это здорово! А сейчас я предлагаю вам устроить вулкан!
Всезнайка: Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет…
Незнайка: Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои друзья из Цветочного городка уже сконструировали кратер (достает макет гейзера, осталось, только его активировать!).
Всезнайка предлагает Незнайке и детям, насыпать в кратер соду и лимонную кислоту, Всезнайка выливает в кратер воду и, все ахают от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан).
- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, коллеги, понравилось больше всего, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).
- На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своими родителями и воспитателями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания!
До новых встреч, друзья!
Литература:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). - Творческий центр «Сфера», Москва, 2002г.
- Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». - Творческий центр «Сфера», Москва, 2004г.
- Рыжова Н. А. «Воздух-невидимка», «Волшебница вода». - Москва LINKA-PRESS, 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения досугового мероприятия по работе с семьей «На поиски клада»
Конспект по работе с родителями...
Конспект проведения досуговой деятельности с родителями (конкурс чтецов) в средней группе на тему"Тебе, мой город посвящаем!"
Конкурс укрепляет детско-родительские отношения, формирует у детей умение выразительно читать стихи, выступать перед зрителями....
Конспект организации и проведения досуговой деятельности детей средней группы в рамках образовательной области «Физическое развитие», на тему: Сказка «Колобок»
Конспект организации и проведения досуговой деятельности детей средней группы на тему " Колобок"...
Методическая разработка конспекта по проведению досугового мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности: «Воздух-невидимка»
В данной работе представлен конспект проведения досугового мероприятия с родителями воспитанников второй группы раннего возраста (2-3 года) в образовательной области «Познавательное развитие&raq...
План-конспект организации и проведения досугового мероприятия посвященного ЗОЖ Тема: «В поисках здоровья»
Цель: Формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни.Задачи:1.Образовательные: Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Обобщить и закрепить элементарные знания...
План - конспект организации и проведения досугового мероприятия посвященного ЗОЖ Тема: "В поисках здоровья"
Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни.Задачи:1.Образовательные: вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Обобщить и закрепить элементарные знания и п...
Конспект (технологическая карта) проведения досугового мероприятия по образовательной области "Физическое развитие" на тему: "Солнышко родное в гости к нам пришло". Младшая группа.
Возрастная группа: младшая группаТема досугового мероприятия: «Солнышко родное в гости к нам пришло»Форма проведения: фронтальная (проводится на улице)Цель: формировать интерес к двигатель...