Творческий отчет "Развитие творческих способностей детей в продуктивной и театрализованной деятельности"
материал (младшая группа)

Царева Ольга Владимировна

Отчет по самообразованию. 1-ая младшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsareva_razvitie_tv._spos.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29»

Творческий отчет: «Развитие творческих способностей детей в продуктивной и театрализованной деятельности».

                                                                         

 Выполнила воспитатель: Царёва О.В.        

Саров, 2019

Именно творческая деятельность человека

делает его существом, обращенным к будущему,

созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

В современном мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем, имеется острая потребность в развитии человека с творческим мышлением, способного осуществлять инновационные процессы и участвовать в них.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется развитию способностей личности. Этой проблеме посвящены работы Е. А. Глуховской, С.Р. Евинзон, Н.В. Клоповой, В.Ф. Овчинникова, Л.В. Мещеряковой, В.Г. Рындак, В.Ф. Копосовой и др.

С.Л. Рубинштейн под способностями понимает свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно полезной деятельности. Способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Широко известно определение способностей, данное Б. М. Тепловым. По его мнению, способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся запасу знаний и навыков, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Условием формирования индивидуальности является среда, в которой ребенок растет, ассоциации, накопленные в детстве, особенности воспитания.

Анализ многочисленных определений способностей позволяет рассматривать их как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. 

Уже в раннем детстве у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя её, ребенок испытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать, не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться примерно с 3 лет. А в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

  замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

 за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

  без труда ассоциировать отдаленные понятия;

 стремление познавать;

 применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

  целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

 самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

  образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте. Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, лепка, театрализованная деятельность. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру и фантазирование. По результатам мониторинга на начало года показатели по образовательной области художественно-эстетическое развитие были следующие: стадия формирования у 75% детей. Поэтому я поставила перед собой цель: всестороннее развитие художественно-творческих способностей через продуктивные виды деятельности, а также через театрализованную деятельность.

Для реализации намеченной цели, были определены следующие задачи:

  1. Провести диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно-творческих способностей детей раннего возраста;
  2. Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством продуктивной деятельности;
  3. Организовать предметно-развивающую среду, для развития художественно — творческих способностей детей раннего возраста;
  4. Развивать художественно-творческие способности посредством сенсомоторной деятельности;
  5. Развивать художественно-творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка), в том числе используя нетрадиционные способы; также посредством театрализованной деятельности.
  6. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  7. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого ребёнка.
  8. Познакомить родителей с методами и приемами работы по развитию художественных способностей.

Для реализации данных задач было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. В начале учебного года, наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны.  Поэтому я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, словарного запаса, устной речи.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника:

«Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г.; «Театральная педагогика в детском саду» Мигунова Е.В.; «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А.В.; «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханева М.Д.; «Театральная палитра» Гончарова О.В.; «Кукольный театр в детском саду» Антипина Е.А.; «Театральные занятия и игры в детском саду» Агапова И.А., Давыдова М.А. Особое внимание уделила методической литературе по работе с детьми со сказками – «Сказкотерапия» Васьковой О.Ф., Политыкиной А.А.; «Развитие творческого мышления: работаем по сказке» Шняк О.А., Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества и др.

Я стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку, театрализованную деятельность. Посетила он-лайн лекции и вебинары на тему творческого развития детей.

Свою работу по развитию творческих способностей детей раннего возраста строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

-Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Так, появился «Центр творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, бросовый материал  и т. д.  Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого  вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В группе есть подвеска для выставки детских работ. Основная цель: активизация детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Также  у нас есть доска для выставок работ в приемной, где дети рассматривают свои работы с родителями.

Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Для того, чтобы познакомить детей с основными цветами, использовала настольные игры: «Колорама» (дети из геометрических фигур выкладывали дорожки), «Играем в  цвета»«Мозаика». В ходе данных игр, дети не только знакомились с основными цветами, но и развивали мелкую моторику рук. В процессе продуктивных видов деятельности ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в этом возрасте.

Я играла с детьми в такие дидактические игры, как «Цвет, форма, размер»«Геометрическое лото»«Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. У детей 2-3 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использую пластмассовые и деревянные прищепки.

После того, как я увидела, что дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагаю им попробовать смастерить что-нибудь из них. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое.

Для развития художественно-творческих способностей и мелкой моторики рук я использую свои авторские пособия. На каждой страничке развивающей книги есть сюжет. Таким образом в игровой форме мы закрепляем знания о форме и цвете предметов. Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе игры с застежками. Работу с детьми начала с самого простого – расстегивания липучек, развязывания шнурков. Потом перешли к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее. Детям очень нравилось играть с книгой «Одень куклу Машу».

Для того что бы развить художественно-творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с раннего возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения. Работая с детьми раннего возраста, я обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Побуждала детей рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, учила находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами. Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ   проводился от игрового персонажа.

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Дети 2-3 лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины. Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет. Детей раннего возраста я учила рисовать ладошкой. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Рыбки»«Елка новогодняя»«Солнышко лучистое». Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?»«Чьи это следы?»«Какая ягодка тебе нравится?»«Для кого эти ягодки?» Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы выполнили коллективные работы: «Осеннее дерево», «Божьи коровки», «Лучок –наш дружок» и пр.

В лепке я применяла информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.

Воспитателю необходимо сначала помочь каждому малышу найти в его рисунке тот образ, который он сотворил. Ребенок создает свой мир – мир игр, мир чувств и красок, мир увлечений и праздников.

 В этом учебном году разнообразила и дополнила развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.

При создании развивающей среды учитывала следующие принципы:

♦ Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

♦ Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать то, что ему по душе.

♦ Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды. Обновляемость.

♦ Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.

Развивающую среду я пополняла исходя из комплексно – тематического планирования (тематика) и учитывала различные виды театров.

В группе имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные: пальчиковый театр из фетра, магнитный театр на сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Кто, петух и лиса» и др.

 В создании игрового макета  «Лес» для разыгрывания сказок принимали участие родители. В дополнении к нему мною были изготовлены  персонажи сказки «Три медведя». Также были приобретены персонажи из русских народных сказок для самостоятельного разыгрывания сказок детьми.      

Полюбился детям также и театр на ширме. Персонажи крепятся к ширме с помощью липучек, что дает возможность в свободной деятельности детям совместно друг с другом или одному выстраивать сюжеты, воплощать игровые ситуации.

Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в инсценировках, играх-импровизациях. Мною был проведен открытый показ сюжетно-отобразительной игры «День Рождения у куклы Кати», где я использовала предметы-заместители (пирожки), что развивает творческое воображение детей. Инсценировки мы также использовали на досугах и праздниках («Котауси и Мауси», «Дружные бельчата», «Мама и сын»). Были проведены индивидуальная и коллективная выставки «Мои любимые игрушки». Дети охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем песенки, потешки, короткие стишки; изображаем различные эмоциональные состояния.

Подбирая материал для инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Они оказывают помощь в изготовлении атрибутов к играм и создании развивающей среды в групповом помещении. В уголок творчества были приобретены штампики, формы для теста, водные раскраски ,трафареты и мн.др. В течение года родители выполняли работы по рисованию, совместные с детьми. Было приятно, что родители использовали в этих работах необычные нетрадиционные техники рисования монотипии, набрызг, кляксографию, рисование пальчиками и ладошками. Заинтересованные развитием способностей своего ребенка, обращались к рекомендованным пособиям, многократно участвовали в муниципальных, международных онлайн- конкурсах  «Радуга талантов», «Автомобиль мечты». Большую помощь оказали родители в подготовке к конкурсу «Атрибуты к сюжетно-отобразительным играм». Были приобретены игровой набор «Смузи», «Готовим завтрак» и др. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, мной были подготовлены консультации: «Театрализованная игра – источник творчества», «Театрализованная деятельность для детей раннего возраста», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома»; «Каким цветом рисует Ваш ребенок», «Развиваем творческие способности малыша, «Нетрадиционные способы рисования", «Рисуем дома с малышом», «Дети любят рисовать», «Развитие мелкой моторики у детей трех лет». Провела мастер-класс для родителей «Сундучок фетровых идей», где совместно мы создавали игрушки для наших малышей. Провела выставку пособий «Развитие творческих способностей детей» на родительском собрании. А также составила конспекты занятий по рисованию, сюжетно-отобразительной игре. По результатам мониторинга на конец учебного показатели по образовательной области художественно-эстетическое развитие: стадия формирования у 10% воспитанников, навыки сформированы у   87 % детей.

Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу вижу в разработке тематического планирования по развитию творческой личности посредством продуктивной и театрализованной деятельности для детей раннего возраста.

Такие занятия сохраняют психологическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется у ребёнка вера в собственные силы, развивает индивидуальность.

Список используемой литературы:

  1. Белобрыкина О.А. « Маленькие волшебники, или на пути к творчеству»- Новосибирск, НГПИ -2013.
  2. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду» - Москва; Просвещение – 2014.
  3. Горичева В.С. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». Ярославль «Академия холдинг» - 2011.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», «Карапуз- дидактика» творческий центр Сфера, М. 2015.
  5. Ситникова Т. «Рисуем пальчиками» Москва, ООО « Стрекоза» - 2008.
  6. Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
  7. Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., «Просвещение» 1973.
  8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
  9. Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.
  10.  Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей  М. 2012.
  11. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 441 с.
  12.  Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т. Г. Казакова. - М. : Владос, 2006. - 255 с.
  13. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова. - М. : Академия, 2007. - 416 с.
  14. Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей [Текст] / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. - М. : Просвещение, 1987. - 128 с.
  15. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / И. А. Лыкова. - М. : Карапуз-Дидактика, 2009. - 144 с.
  16. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Под ред. Н. П. Сакулиной. - М. : Просвещение, 1979. - 272 с.
  17. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1982 . - 208 с.
  18. Теория и практика сенсорного воспитания о детском саду [Текст] / Под ред. А. П. Усовой. - M. : Просвещение, 1965. - 175 с.
  19. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду [Текст] / Н. Г. Третьякова. - Ярославль : Академия развития, 2009. - 128 с.
  20. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М. : Академия, 2002. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию тема: « Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

«Театрализация – это волшебный мир, в котором       Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»...

Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленно...

Отчет по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2020 год

Цель: Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности....

Развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ через театрализованную деятельность

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Компьютер, телевизор и компьютерные игры, стали заменять детям общение и игровую деятельность. Общение со сверстниками, со взро...

Творческий отчет «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель моей работы: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать у...