"Взаимосвязь музыкального руководителя и учителя-логопеда в ДОУ"
консультация

Соловьева Надежда Юрьевна

Педагогические инновации в дошкольном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_muzykalnogo_rukovoditelya_i_logopeda_v_dou.docx44.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Целью сотрудничества музыкального руководителя с учителем -логопедом в дошкольном учреждении является стимулирование речевого, музыкального, а также познавательного и личностного развития ребенка.

               Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

         Для детей с речевыми нарушениями  характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание зачастую поверхностное. Одни излишне активны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Нередко повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.

    В начале учебного года при мониторинге  музыкальных способностей детей логопедической группы отмечается общая закономерность – дети не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звуков, произношением окончаний слов,  плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка. Перечисленные особенности детей обуславливают специфику музыкальной деятельности.

      Специфика  музыкальной работы с детьми логопедических групп предполагает использование в работе элементов логоритмики.

Логоритмика - это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции детей.

 Логопедическая ритмика полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам. Но особенно актуальны такие занятия для ребят, у которых наблюдаются такие проблемы становления речевой функции, как:

  • заикание;
  • нарушения звукопроизношения;
  • замедление или, наоборот, ускорение темпа речи;
  • дизартрия (поражение нервной системы, характеризующееся ограниченностью подвижности органов речи и вызывающее затруднения артикуляции);
  • нарушения моторики;
  • задержка речевого развития.

Логоритмика объединяет слово, движение и музыку.

  В специальной литературе логоритмика рассматривается, как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985).

      Так как деятельность музыкального руководителя не предполагает коррекцию, во взаимосвязи музыкального руководителя и учителя-логопеда  логоритмику будем рассматривать как стимулирование речевого развития детей

Цели логоритмического воздействия:

  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие пространственной организации движений;
  • Развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики;
  • Формирование и развитие кинестетических ощущений;
  • Воспитание выразительности и грации движений;
  • Воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другой;
  • Формирование , развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • Развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • Развитие певческого диапазона голоса;
  • Развитие чувства ритма;
  • Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • Воспитание умения перевоплощаться;
  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
  • Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи.

Таким образом, речевое развитие формируется  посредством слова, движения и музыки.

Логоритмическая деятельность в ДОУ  включает в себя следующие элементы

  • дыхательная гимнастика
  • артикуляционная гимнастика
  • игровые фонопедические упражнения
  • пальчиковые игры
  • речевые игры

1. Дыхательная гимнастика

 - разнообразные упражнения по развитию дыхания.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

* укрепление физиологического дыхания детей

* формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох  - длинный выдох)

* тренировка силы вдоха и выдоха.

* развитие продолжительного выдоха.

Работа над дыханием предваряет пение песен. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы и туловища. В качестве речевого материала используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

2. Артикуляционная гимнастика

 - это специальные упражнения, приводящие в движение речевой аппарат человека

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

* развивать певческие способности детей

* формировать артикуляцию различных звуков.

*закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.

* совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности движений языка и губ

*учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз

* совершенствовать пространственное ориентирование в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком и губами не превышает 1-2 минут перед пением.

3. Игровые фонопедические упражнения

Целью фонопедических  упражнений является активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого

Разработки  В.Емельянова, М.Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга

4. Пальчиковые игры

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.

В музыкальной деятельности пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку (как попевки, песенки), сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового  театра.

      Тексты этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки

4. Речевые игры

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов, в том числе и самоделок. Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества – песенки. Прибаутки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

Таким образом, речевые игры можно разделить на

- игры со звучащими жестами

-игры с музыкальными инструментами

- игры с движением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»

   Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...

План совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в группе для детей с ОНР (второй год обучения)

Представлен в виде таблицы материал, совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в группе для детей с ОНР ,  который разделен на графы тема-цель-репертуар-рекомендации ро...

Методическая разработка на тему: "Интегрированный подход в работе специалистов (музыкального руководителя и учителя-логопеда) и реализации образовательных областей в условиях ФГОС ДО".

Интегрированный подход во всех смыслах позволяет: целостно и всесторонне развиваться ребёнку, сделать процесс обучения максимально увлекательным, разнообразным....

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

Конспект открытого музыкально-логопедического занятия для музыкальных руководителей и учителей - логопедов г. Ачинска " Собери Золушку на бал"

Конспект направлен на расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Одежда» на основе обобщения знаний об окружающем. Совершенст...

«Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.»

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности....

Консультация "Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений детей с ОВЗ"

В коррекционной работе с детьми с ОВЗ положительную роль играют совместные  занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда....