Формирование творческой личности ребёнка.
консультация

Консультация по формированию творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация39 КБ

Предварительный просмотр:

  Н.Ш. Байденова

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25»

г. Еманжелинск, Челябинской обл.

Формирование творческой личности ребёнка.

 ФГОС дошкольного образования, одной из основных задач дошкольного образования, определяет обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности, что требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским. 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами рисования, но и благотворно влияют на развитие ребенка: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, внимание память воображение.

 Для проявления творчества нужна свободная, непринужденная обстановка. Мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей. Ученые во главе с Дж. Гилфордом, выделили три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей: во-первых, «Как таковых творческих способностей нет». Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности.

Во-вторых, «Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот». Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. В-третьих, «Творческая способность – креативность – является независимым от интеллекта фактором»

Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести    русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д.. Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.

В настоящее время для описания креативность используется подход, предложенный, по одним источникам, Р. Муни в 1963г., по другим А. Штейном в 1969г., и используемый многими исследователями и сегодня. Исследования креативности, интерес к которым за последние годы сильно возрос, рассматривают четыре основных аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Часто эти подходы используются вместе.

Г.С. Альтшуллер, автор программы и методики творческого развития и воспитания на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и используя алгоритм решения изобретательских задач, полагает, что основным компонентом креативности личности являются определенные способности:

  1. Склонность к риску.
  2. Дивергентность мыслительной деятельности.
  3. Эластичность действий и мышления.
  4. Темп мыслительной деятельности.
  5. Изобретательность и оригинальность идей.
  6. Творческое воображение.
  7. Понимание неоднородности объектов и явлений.
  8. Развитость ценностных ориентаций.
  9. Высокий уровень интуиции.

Анализ вышеизложенных положений, определяющих содержательную сущность творческих способностей, позволяет утверждать, что, несмотря на существующие различные точки зрения, ученые пришли к единству в признании необходимых элементов креативных способностей – творческого мышления и воображения. Следовательно, можно определить направления комплексной психолого-педагогической работы по развитию творческих способностей у дошкольников:

  1. Активизация воображения.
  2. Развитие креативных форм мышления, формирующих творческую активность.

Таким образом, одно из наиболее важных условий успешного развития творческой личности - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях: новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. Обеспечивает   непосредственность детского восприятия и деятельности.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой личности ребёнка в процессе использования современных эколого - психологических тренингов

С момента появления человека на свет, закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру....

Презентация аналитического отчёта «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности».

В человеке всегда заложено творческое начало, и театральные игры, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ...

Театр: формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности

В данном материале самый распространённый вид детского творчества - театральная деятельность - рассматривается с точки зрения способа развития мышления, речи ребёнка, познания им окружающего мира, а т...

Консультация для педагогов детского сада. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.

Консультация для педагогов МДОУ. Тема: Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.Цель: Познакомиться с воспитанием и формированием творческой личности ребёнка с...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с иг...

Формирование творческой личности ребёнка дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии

Мордовия издавна является территорией, где проживают народы-представители трех мировых культур: славянской, тюркской и финно-угорской. Это русские, мордва и татары. Все это создает благоприятные...