«Шоу фокусников»
план-конспект занятия (старшая группа)

Галигузова Ю.В.

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности  дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_smoobrazovaniyu.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Шоу фокусников»

Цель: Формирование знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности .

Задачи:

образовательные: 

-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;    

-формировать  знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха.

развивающие: 

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;

- умение использовать условную мерку.

воспитательные: 

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

-проявлять внимание к малышам;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование и материалы: блюдца, моющее средство, пищевые красители, сода, уксус, макет вулкана,  стаканчики, вода, масло растительное, соль, магниты, скрепки, плоскости, воздушные шары, магнитофон, предметы для экспериментов,  атрибуты фокусника.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг - другу. А теперь давайте немного расскажем нашим гостям о себе.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло. 

Воспитатель: Ребята, я вчера зашла к ребятам младшей группы и заметила, что малыши  заскучали, мне захотелось их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь? (ответы детей.) 

Воспитатель: Ребята, какие будут предложения?

Дети: Можно нарисовать им рисунок, можно сделать поделку, можно подготовить концерт: стихи и песни, можно показать театр, можно показать забавные эксперименты-фокусы.

 Воспитатель: На чём остановимся?

 Дети: На фокусах-экспериментах.

 Воспитатель: Почему вы думаете, что им будет интересно? (ответы детей.)

 Воспитатель: Ребята, нам нужно не только показать эксперименты , но и пояснить, почему так происходит. А мы можем идти к детям без подготовки? (нет).

  Воспитатель: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Закройте все глаза.

1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать.

На носочки поднимитесь,

Потихоньку покружитесь-

В фокусников превратитесь!

(Воспитатель надевает шляпу)

Воспитатель: Я тоже превратилась в фокусника и, на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо? И чтобы вы были тоже немного похожи на фокусника, я приготовила вам вот такие атрибуты. (Воспитатель достаёт коробку с бантиками – дети одевают, помогают друг другу завязывать).

 Воспитатель: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать? (ответ детей)

 Воспитатель: Вика, напомни условия деления на команды с помощью нашего волшебного мешочка.( Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры,  у кого одинаковые фигуры в одной команде.)

  Воспитатель: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.(Дети называют  фигуры)

 Воспитатель: Теперь каждая команда сделайте  свой круг. (Дети делают три круга)

  Воспитатель: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры в тарелочку.

 Воспитатель: Чтобы сосредоточиться для работы поиграем в игру  «Зеваки». (Пока звучит бубен дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делают 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)

Воспитатель:  Вы молодцы,  вижу, все сосредоточились. Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников». Первый фокус нам покажет команда, у которой была геометрическая фигура  прямоугольник, остальные участники пока будут зрителями.

Воспитатель:  Вот такого волшебства

                         Не видали никогда,

                         Посчитаем хором, дружно

Дети: 4, 3, 2, 1, что случится,  поглядим! 

Первый фокус "Лава – лампа"

Воспитатель: Матвей, объясни, что будим делать в этом эксперименте сначала? ( Сначала в стакан нальём воды, затем выльем в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавим пищевой краситель к воде и маслу).

Воспитатель: А потом, Стёпа? ( Потом медленно положим 1 чайную ложку соли). 

Воспитатель: Что получилось? (ответы детей)

Воспитатель:  Почему так получилось, как вы думаете?

Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляем соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.

Воспитатель: Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.

Воспитатель: Приглашаю команду фокусников у кого геометрическая фигура ромб.

Воспитатель:  Вот такого волшебства

                         Не видали никогда,

                         Посчитаем хором, дружно

Дети: 4, 3, 2, 1, что случится,  поглядим!

Следующий фокус «Волшебный лабиринт»

Воспитатель:  Что будим делать в этом эксперименте? Расскажи, Лиза. (Сначала возьмём большой магнит и проверим, сколько скрепок к нему прицепится).

Воспитатель: А потом, Илья? (Возьмём маленький магнит и посмотрим,  сколько скрепок прицепится к нему).

Дети выполняют действия с магнитами.

Воспитатель:  Что можно сказать, почему так получается? (У большого магнита магнитная сила больше, а у маленького - меньше).

 Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, будет действовать магнитная сила через плоскость? (Ответы детей).

Воспитатель:  Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». У вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через бумагу. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

Воспитатель: Что происходит с монеткой?

Вывод: Магнит обладает силой притяжения и помогает двигаться металлическому предмету,  снова оказывает свое волшебное действие через бумагу.

Воспитатель: Давайте поаплодируем нашим фокусникам, разобрались и с этим экспериментом.

Воспитатель: Приглашаю фокусников с фигурами треугольник.

Воспитатель:  Вот такого волшебства

                         Не видали никогда,

                         Посчитаем хором, дружно

Дети: 4, 3, 2, 1, что случится,  поглядим!

Следующий фокус «Извергающийся вулкан»

Воспитатель: Даша, что нам необходимо для этого фокуса. (Макет вулкана, сода, уксус, моющее средство).

Воспитатель: Что мы будем делать сначала? (Возьмём две столовые ложки соды и высыпем в баночку, которая находится в макете ).

Воспитатель: А потом? (В стакан с уксусом добавим красной краски и капнем моющего средства. Затем выльем эту смесь в баночку с содой). Дети выполняют эксперимент.

Воспитатель: Ребята, почему так получилось?

Вывод: В результате взаимодействия уксуса с содой возникает настоящая химическая реакция с выделением углекислого газа. А жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену — вот и извержение.

Воспитатель:   Молодцы, поаплодируем фокусникам.

Воспитатель:  Ребята, а какие должны быть фокусники? ( Внимательные, ловкие, быстрые)

 Воспитатель:  Вот сейчас,  я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и старайтесь не ошибиться, выполнять быстро.

Дети выполняют движения под песню "У жирафа пятнышки" Воспитатель:  Вы молодцы! А сейчас в следующем фокусе участвовать  будут все.

 Воспитатель:  Вот такого волшебства

                         Не видали никогда,

                         Посчитаем хором, дружно

Дети: 4, 3, 2, 1, что случится,  поглядим!

Фокус "Фейерверк из шаров"

 Воспитатель:  Что будим делать сейчас? (Надуем шары) 

 Воспитатель:  Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.

Дети надувают.

Воспитатель: Посмотрите на все шарики. Сейчас по моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.

Дети отпускают.

 Воспитатель:  Чей шар улетел дальше? Почему?

Вывод: Потому что он был больше, а значит в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее.

Воспитатель:   А если шар не большой? (ответы детей)

Воспитатель:    Я рада что, тренировка прошла успешно. Как вы думаете, теперь мы сможем пойти к малышам и показать наши фокусы? А какой фокус вам понравился больше всех? Почему? (ответы детей)

 Воспитатель:   А ещё я хочу предложить вам подготовить младшим детям подарки своими руками. У кого есть желание,  проходите за столы, подумайте, посоветуйтесь,  что бы вы хотели  сделать и приступайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия в млашей группе( для детей с нарушением зрения). "Хрюша -фокусник".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3384386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3384387","at...

Мы -фокусники

Занятие по развитию элементарных естественнонаучных представлений в средней группе....

Конспект интегрированного занятия по математике и ручному труду в подготовительной группе. "Веселый фокусник"

В игровой форме "фокусник" повторяет с детьми числа, состав чисел, а затем воспитатель решает с детьми задачки инсценированные задачи в стихах....

Интегрированное занятие "Мыло - фокусник"

интегрированное занятие по сенсорике и экспериментированию....

Конспект занятия-опыт в младшей группе"Мыло-фокусник."

Познакомить детей со свойствами и назначением мыла;развивать наблюдательность,любознательность,смекалку;закрепить правила безопасности при работе с мылом....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника».

Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника» в рамках мероприятий Дня открытых дверей (по преемственности школы и ДО...

НОД "В лаборатории фокусника"

Программа "Детство", старшая группа...