Методическая разработка. Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.
проект

Кляйн Виктория Викторовна

Методическая разработка

Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_modeley_v_ekologii.doc719 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.

1. Задачи и содержание формирующего эксперимента.

             Данный проект предполагает организацию педагогического процесса направленного  на использование моделей экологического содержания, включающий в себя   этапы работы с детьми и педагогами.

        Цель проекта  состоит в разработке педагогической технологии по использованию моделей экологического содержания для расширения экологических представлений у старших дошкольников.

Задачи:

  1. Разработать этапы педагогической работы по ознакомлению  детей с моделями экологического содержания.
  2. Определить содержание работы на каждом этапе.
  3. Спроектировать систему работы с дошкольниками на каждом этапе
  4. Спроектировать систему работы с педагогами по расширению экологических представлений у детей с использованием моделей.
  5. Разработать методику   итоговой диагностики позволяющей оценить эффективность реализации разработанной технологии.

Теоретическую основу педагогической технологии составляют:

  • Теория целостного развития личности. (Б.Г. Ананьев, М.В. Крулехт)

Знания и умения,  полученные ребёнком в  процессе педагогической технологии использования моделей экологического содержания в образовательном процессе детского сада, будут в полной мере способствовать целостному  развитию личности ребёнка.

  • Исследования Л.А. Венгера, о развитии умственных способностей дошкольников.
  • Исследования Н.И.Ветровой, посвящённое изучению возможностей использования метода моделирования в процессе формирования у детей обобщённых представлений о природе.

  • Исследования о системности знаний у дошкольников. (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, И.А. Хайдурова, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева)

Принципы проектирования.

  1. Принцип системности и последовательности.

Предполагает преподавание и усвоение знаний детьми в определённой последовательности.

  1. Принцип связи  обучения с жизнью и практикой.

Все полученные знания  об использовании моделей, о животном и растительном мире, могут быть использованы детьми в других видах деятельности (игровой, трудовой).

  1. Принцип развивающего характера обучения.

Полученные детьми знания будут способствовать целостному развитию личности ребёнка и его индивидуальности в целом.

  1. Принцип доступности обучения.

При работе с детьми учитываются возрастные особенности и индивидуальные способности детей. Материал понятен и доступен по содержанию.

Педагогическая технология состоит из этапов:

  1. Проведение цикла мероприятий для педагогов по использованию моделей.
  2.   Знакомство  детей с различными моделями экологического содержания.
  3. Проведение цикла занятий по использованию моделей экологического содержания для расширения знаний детей.

      Так как педагогический процесс  в детском саду организует воспитатель, то на первом этапе необходимо выстроить работу, направленную на расширение знаний педагогов.

Задача  1-го, предварительного,  этапа педагогической технологии:

     Расширение знаний педагогов о моделях экологического содержания и разнообразными методами их использования.

              Для решения  задачи первого этапа педагогической технологии предполагается  провести  педагогический семинар с активным привлечением педагогов, т.к. семинар способствует созданию  условий, при которых  педагоги могут в деловой обстановке поделиться накопленным опытом по проблеме, а также получить новые знания по теме: «Использование моделей экологического содержание в старших группах  детского сада»

Семинар подразумевает проведение четырёх занятий. Целью такого семинара будет – повышение теоретических и практических  знаний педагогов по использованию моделей экологического содержания. Формами проведения такого семинара будут лекции и семинарские занятия – практикумы. С целью повышения уровня практической подготовки воспитателей, совершенствования практических умений  и  навыков.

1-е занятие включает  в себя  некоторые теоретические вопросы:

  1.  содержания понятия «модель» и «моделирование». Многообразие моделей экологического содержания в работе с детьми; (Приложение 1)
  2.  последовательность при обучении детей моделированию;
  3. формы организации занятий по использованию моделей.

В ходе проведения занятия педагоги познакомились:

  • с программами по экологическому воспитанию, в которых предлагается использование моделей экологического содержания.
  • С методической литературой (Приложение 2).

Домашнее задание:  Проанализировать  предметно – развивающую  среду своей группы на наличие в ней моделей экологического содержания.

2-е занятие было  связано с особенностями организации  педагогических условий обеспечивающих  усвоение детьми знаний по использованию моделей экологического содержания.

В начале беседы педагогам предлагается  проанализировать  предметно – развивающую среду своих групп. Выявить  достоинства и недостатки, Обменяться  мнениями по данному вопросу.

Вопросы  для обсуждения на занятии:

  1. Обогащение развивающего пространства групп.
  2. Планирование работы педагога  по использованию моделей.

Домашнее задание: Составить  конспект занятия или совместной деятельности  с использованием моделей экологического содержания. Пополнить предметно – развивающую среду.

3-е занятие: Содержание работы с детьми.

  1. Обсуждение методики  формирования умений у детей пользоваться моделями  для описания объектов природы.
  2. Обсуждение и практическое составление конспектов занятий с детьми.

На данном занятии педагогам будет предложено разработать этапы работы с детьми по развитию экологических представлений  у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления  с окружающим миром, с использованием моделей экологического содержания (Приложение 2).

Домашнее задание:  Самостоятельное изготовление моделей для описания объектов природы. Подготовка к  зачёту.

4-е занятие. Анкетирование педагогов по итогам семинара.  Педагогам предлагается анкета для оценки профессионализма (Приложение 3).

В ходе семинарских занятий мы думаем, что воспитатели  повысят свой профессиональный уровень, расширят знания о возможностях  использования моделей экологического содержания в работе со старшими дошкольниками.

 

Задачи  2-ого этапа педагогической технологии:

  1. Обогатить предметно-развивающую среду за счёт пополнения моделями экологического содержания.
  2. Познакомить детей с моделями экологического содержания.
  3. Ввести разные виды моделей для описания животных и растений.

     Еще одной стороной педагогического процесса в детском саду является создание предметно-развивающей среды, для этого был разработан второй этап педагогической технологии.

       Для решения первой задачи второго этапа педагогической технологии  необходимо пополнить предметно – развивающее пространство за счёт внесение в него разнообразных моделей экологического содержания.

      Этот уголок должен быть привлекательным для детей. Обязательным условием  организации такого уголка является наличие разнообразных моделей экологического содержания, к которым дети должны иметь свободный доступ. Необходимо пополнить предметную среду группы  иконическими моделями,  имеющими  сходство с натурой. Такие модели будут более доступны  для восприятия детей.  К ним относятся модели отдельных животных.  Картонная модель бабочки, павлиний  глаз, сидящая на дереве, у которой  шевелятся  крылышки(20). С помощью этой модели  детям можно дать представления о средствах передвижения бабочки.  Бумажная модель хищной птицы, на которой можно демонстрировать её полёт, особенности строения. Группы должны содержать различные материалы  разного цвета и фактуры для абстрагирования цвета листьев, их поверхности, для определения  кожного покрова животных.

           В группе могут быть представлены модели-макеты среды обитания: леса, пустыни с животными, обитающими в этом природном сообществе. Макет деревенского дома с сараем и домашними животными. Аквариум будет макетом, имитирующим водную среду обитания.  С помощью их дети наглядно и более подробно могут познакомиться с местом обитания животных и растений. Они позволяют формировать у детей обобщённые представления о жизни животных в дикой природе. В группах детского сада могут быть представлены разнообразные графические модели для описания внешнего строения животных: диких, домашних и растений: комнатных, растущих на клумбе и в лесу  (Приложение  4-8). Всевозможные календари  наблюдений. Модели роста и развития животных и растений.

            В качестве модели для осуществления практических действий можно использовать фотографии,  на которой будет представлена последовательность выполнения действий, каким - нибудь ребёнком.

        В качестве модели  в группах детского сада можно использовать карту: города, области, страны. С её помощью дети могут узнать о том, какие животные и где обитают. В каком крае нашей страны растут растения,  и какие условия для этого там есть. С помощью карты можно, устраивать путешествия, не выходя из группы. На карте дети могут отмечать те места  и районы, в которых они побывали.

         На этом этапе предполагается познакомить детей  с моделями, рассказать об их значении, способах использования для описания  объектов природы.

        С этой целью  педагог  проводит  с детьми обобщающие беседы.  Данные беседы будут способствовать ознакомлению детей с моделями экологического содержания и расширению  экологических представлений детей. Для  каждой беседы педагог  готовит модели для описания  объектов природы. Педагогические приёмы должны обеспечивать активное участие  в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, к самостоятельному использованию моделей.

               Беседы разработаны на основе  конспектов занятий А.И. Ивановой. Проводить их, предполагаем  по подгруппам: в две подгруппы по десять  детей. Беседам должна  предшествовать предварительная работа: прогулки в парк, наблюдение за птицами, рассматривание деревьев, цветов растущих на клумбах. С целью оживления представления детей  о животных и растениях, наглядно познакомить детей со средой обитания  и особенностями внешнего вида некоторых птиц (утки, чайки, голубя, воробья). И средой обитания растений ( лугом, клумбой, полем).

             Следует отметить, что часть районов города Санкт-Петербурга и его пригородов ( Гатчина, Пушкин, Павловск и др.) содержит множество парков, скверов и у педагогов есть возможность устраивать прогулки по паркам:  к прудам, лугам, скверам и клумбам. И наглядно знакомить детей с природой родного края.

           В самом начале работы педагоги просто гуляют с детьми в парке:  рассматривают деревья, наблюдают за птицами, прилетающими в парк,  и живущими на прудах.

          Затем  проводится  цикл целевых прогулок и обобщающих бесед. Они позволяют обогатить знания детей о взаимосвязях, существующих в природе; поупражнять  в применения правил поведения в парке, на лугу; воспитать духовные, нравственные, волевые качества: дружбу и взаимопомощь, внимательность, наблюдательность, выдержку, коллективизм.                       Последовательность прогулок и бесед обусловлена близость объектов к детскому саду, а также содержанием экологических представлений.

Целевая прогулка «В гости к берёзке»  ( Приложение 9).

Задачи:  Формировать у старших дошкольников представления о деревьях растущих в Родном крае. Учить устанавливать причинно-следственные связи: солнышко греет чаще, на деревьях набухают почки. Формировать умения составлять рассказы по моделям. Познакомить детей с картой.

        После проведения прогулки (в течение недели) проводится закрепляющая беседа с детьми.

Первая беседа: Деревья – живые существа.

Задачи: способствовать развитию  и обобщению представлений детей о деревьях как живых существах, представлении о том, что деревья  вырастают из семян. Получают питание из почвы; узнаванию и различению деревьев растущих рядом с детским садом. Формировать умения составлять рассказы по моделям (Приложение 4-8).

В ходе беседы  педагог показывает детям как модель  можно помочь при составлении рассказа. Дошкольники  закрепляют знания, полученные на прогулке. В группе подбирают модели для описания деревьев: берёза, дуб, тополь, ель.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Беседы с детьми.
  • Прогулка в парк.

Беседа вторая: Птицы в городе.

Задачи: Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период. Формировать умения  составлять рассказ по модели. Воспитывать доброжелательность и желание заботится о птицах.

Беседа начинается с чтения стихов о скворце. Педагог спрашивает детей: «А где был скворец зимой?»

Во время беседы воспитатель с детьми составляет описательный рассказ с использованием моделей. Поощряет детей на самостоятельное составление описания птиц.

Эта беседа становится предварительной  работой  для целевой прогулки на тему:  «птицы, живущие в парке»

Задачи: Закреплять знания детей о конкретных птицах  живущих в парке: вороне, голубях, синицах, грачах, скворцах. О птицах,  живущих  на водоёмах: утках, чайках, трясогузках. Выяснить чем питаются, как приспосабливаются к сезонно–меняющимся  условиям. Формировать представления, что разные птицы по–разному  приспосабливаются к жизни. Использовать для описания птиц графические модели.  Воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к птицам, желание кормить их, вновь наблюдать за ними.

Материал:  Графические модели  для описания птиц;  картинки с изображение водоплавающих и зимующих птиц; картинки с изображение разного вида корма для птиц. Корм для птиц  в пакетиках. Кукла Незнайки.

Прогулка начинается с того,  что к детям в группу приходит  опечаленный Незнайка. Он запутался в птицах: не знает:  Кто, где живёт? И кого чем кормить? Ребята решают ему помочь.

Целевую  прогулку  « Путешествие на поляну» Предполагается проводить в летний период, так как дети наглядно могут познакомиться с растениями, растущими на поляне и применить знания по использованию моделей экологического содержания. С целью закрепления полученных знаний.

Задачи: Познакомить детей с дикорастущими   растениями, растущими  на поляне (репейник,  подорожник, пастушья сумка и т.д.) Для описания растений использовать модели.  Познакомить детей с насекомыми, живущими, по соседству с растениями, на полянке. Воспитывать познавательный интерес,  любовь и  бережное отношение  к растениям и насекомым.  

Ход прогулки:

Воспитатель:   Ребята как называется место в лесу свободное от деревьев?  (поляна)   Что же растёт на нашей полянке?  (трава)   Поищите известные вам травы?  (осока, одуванчик, ромашка, подорожник, репейник)

Педагог напоминает детям, что при знакомстве с деревьями они использовали  модели, схемы для описания.

А как вы думаете, кто живёт на этой полянке  вместе с цветами? Давайте поищем их?  (муравьи, жуки, бабочки) 

Дети вместе с воспитателем рассматривают насекомых, используя модели.

Четвёртая беседа: Комнатные растения.

Создать условия для обобщения представлений детей о росте и развитии растений растущих в группе: бальзамин, традесканция, плющ, цикламен, кактус, кливия, амариллис.  Уточнят представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые растения, влаголюбивые и засухоустойчивые. Дать детям представления о способах размножения растений.

Предварительная работа:

  • наблюдение за ростом растений в уголке природы;
  • труд в уголке природы по моделям.

В ходе беседы дети рассказывают о комнатных растениях, используя модели. Закрепляют названия растений, растущих в группе; правила ухода за растениями: полива, рыхления.

Третий этап педагогической технологии связан с организацией педагогического процесса. Для получения хорошего результата у детей по использованию моделей экологического содержания воспитателю необходимо:

  • систематически моделировать в специальных календарях протекающие изменения в природе;
  • организовывать совместную деятельность  с дошкольниками;
  • систематически проводить разные типы экологических занятий и игр.

 Мы предполагаем ряд занятий,   направленных на расширение экологических представлений с использованием моделей экологического содержания. Дети в этом возрасте любознательны, им интересно всё новое. Их интересуют разнообразные объекты природы, их действия и образ жизни. Использование моделей экологического содержания на занятиях  будет способствовать  не только закреплению и усвоению детьми полученных представлений, но и расширению и обогащению их. Мы предполагаем, что на занятиях дети будут опираться на знания, полученные ими на прогулках и во время обобщающих бесед.

Примерные планы занятий по развитию экологических представлений с использованием моделей экологического содержания.

  1. Домашние животные.

Задача: Способствовать систематизации представлений о месте обитания домашних животных; их внешнем виде. Умению составлять рассказ о стадиях роста  животных с помощью моделей: о связи с человеком.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций и картин, беседа с детьми о животных у них дома, чтение познавательной литературы, наблюдение за кошкой и собакой.

Материал: модель – макет места обитания домашних животных, графические модели для описания стадий роста .

2 .Птицы в городе.

Задача: Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах живущих в городе (голубь, ворона, воробей), умение их приспосабливаться к среде обитания. Рассказать о существенных признаках птиц, используя модель.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, изготовление кормушек, отгадывание загадок про птиц, беседы с детьми.

Материал: графические модели для описания существенных признаков птиц, модели птиц и иллюстрации.

3. Как узнать растения?

Задач: способствовать обобщению представлений детей о растения, умения обобщать их по существенным признакам. Описывать с помощью моделей. Доказательно строить суждения. Выполнять трудовые навыки.

Предварительная работа: Рассматривание растений на участке и в группе. Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми. Дидактические игры.

Материал: графические модели для описания существенных признаков растений, модели с описанием очерёдности ухода за растениями.

4. Насекомые.

 Задача: Способствовать систематизации и обобщению знаний  о многообразии насекомых (особенности внешнего  вида, места обитания, питания, способах передвижения) с использованием моделей.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседа с детьми, чтение литературы, прогулка на поляну.

Материал: Графические модели для описания существенных  признаков насекомых. Иллюстрации.

           На данном этапе мы предлагаем использовать экологические ,

дидактические задания, для закрепления полученных знаний детей. Игры могут проводиться как индивидуально, так и по подгруппам.

Перечень дидактических заданий:

  • Помоги Чебурашке отобрать модели, которые рассказывают о рыбах  (Приложение 10).

Материал:  модели с изображением отдельных частей  тела животных. Игрушка или изображение Чебурашка.

Ход задания:  задание  можно выполнять  по  ходу наблюдения за рыбкой. Рассматривая модели, дети  рассуждают, есть ли у рыбы ноги, чешуя, какая у неё форма тела, есть ли плавник, нужны ли рыбе перья, какой у неё хвост, есть ли клюв.

  • Помоги Буратино рассказать о зиме (Приложение 11).

Материал: графическая модель для описания в времени года. Кукла или изображение Буратино.

Ход  задания: Задания выполняется  индивидуально или с подгруппой детей, на прогулке или в группе для  обобщения знаний о времени года.

  • Придумай рассказ об овощах и фруктах (Приложение 12).

Материал: картинка- модель  для описания  овощей и фруктов,  изображения или муляжи овощей и фруктов, чудесный мешочек.

Ход задания:  Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Чудесный мешочек». Ребёнок вытаскивает из мешочка овощ или фрукт, объясняет, что это и почему он так думает. Затем составляет рассказ  с использованием картинки – модели.

  •  Угадай для чего это животному?  (Приложение 13)

Материал:  Карточки – модели  с изображением частей тела разных животных. Карточки - картинки  разных животных:  лев, еж, собака, белка, черепаха, лиса, козёл, птиц; рыб; насекомых: бабочка, пчела, паук.

Ход задания:  Воспитатель предлагает детям карточки – модели  с частями тела животного и спрашивает детей: Какие части тела помогают животным двигаться? Какие части тела  помогают животным  спасаться от холода?  Какие части тела  помогают животным  защищаться от врагов?

Затем педагог просит подобрать  к каждой карточке – модели  карточку –картинку животного.

  •  Найди животного (Приложение 14).

Материал:  модели с изображением  частей тела: птиц, рыб, насекомых, животных. Картинки с изображением животных. Изображение Незнайки.

Ход задания:  Данное задание может проводиться как диагностическое, индивидуально или по подгруппам.

Воспитатель просит подобрать ребёнка к моделям  изображение того животного, о котором рассказывает данная модель.

  • Кто где живёт?  (Приложение 15)

Материал:  карточки – модели с изображением  частей тела животных , птиц, рыб, и среды их обитания.

Ход задания:  Ребёнку предлагаются  модели с изображением среды обитания  животных, птиц, рыб. Педагог раскладывает перед детьми карточки – модели  с изображением частей тела животных, предлагает рассмотреть их определить какому животному они принадлежат, и найти среду обитания данного животного.

2 Контрольный  эксперимент

Итоговая  диагностика   по своему содержанию  полностью  будет соответствовать методике проведения констатирующего эксперимента и включает в себя  методы:

  1. Беседы.
  2. Анкетирование.
  3. Наблюдение.

          Целью  настоящего эксперимента будет состоять в том, чтобы выявить, какие изменения произошли в уровне  использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений.

         Методика итоговой диагностики включает в себя задания на определение знаний о животных, растениях и временах года. Дополнительным заданием для итоговой диагностики будет:

Задание: « Подбери модели»

 Детям предлагаются картинки с изображением растений, животных. Детям необходимо расположить их по группам и подобрать к ним соответствующие модели(17).

Критерии оценки выполнения задания:

  1. Полнота (объём знаний)  - многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.
  2. Существенность знаний – выделение существенных признаков объекта.
  3. Обобщенность знаний – выявление сущности  целого класса объектов.
  4. Использование моделей экологического содержания  в своих ответах.
  5. Системность знаний  - познание совокупности существенных связей.

             Мы предполагаем, что семинарские занятия с педагогами дадут хорошие результаты. Воспитатели смогут самостоятельно  оценить свою работу по использованию моделей для расширения экологических представлений у детей. Повысится их уровень знания моделей разных видов.  В  работе педагогов с детьми появятся разные формы и методы использования  моделей. Педагоги смогут оценить предметно – развивающую среду своих групп и  правильно пополнить её разнообразными  моделями. В уголках природы появятся модели для самостоятельного использования их детьми.  Занятия с детьми станут интереснее и разнообразнее. Воспитатели будут чаще использовать модели экологического содержания для совместной деятельности  с детьми. И как итог этой работы с педагогами у детей повысится эстетический интерес к окружающему миру, дети научатся наблюдать, логически мыслить. У дошкольников сформируются такие качества личности как: любознательность, наблюдательность.

                Мы предполагаем, что  детей будут привлекать модели экологического содержания, они с удовольствием будут, используют их. Вырастет  уровень знания детей животного и растительного мира.

Приложение 1

Занятие №1 семинара  для педагогов на тему: «Модели экологического содержания для расширения экологических представлений у старших дошкольников»

 Цель: Повышение уровня теоретической подготовки  педагогов в использовании моделей экологического содержания.

-Дорогие коллеги! Сегодня  у нас с вами первое занятия семинара посвящённое использованию моделей экологического содержания в старшем дошкольном возрасте.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо всё время чему – то  учиться, заниматься самообразованием  на протяжении всей жизни.         В процессе  ознакомления  детей  с  природой ,   большое  место  отводится  моделям и  моделирующей  деятельности.  Ещё  Н.Н.  Подъяков    связывал   развитие  мышление  детей  с  теми  средствами  и  способами,  которые  ими  применялись.          Первые   упоминания  о  моделях,   как  конкретном   виде учебного  материала,    находим  в  глубокой  древности.   При  передаче  информации   люди   нередко  прибегали  к  условны  обозначениям  и  знакам,  заменяющих  собой  реальные  предметы,  а  устные  объяснения  сопровождали  схемами  и  рисунками.  Однако  подлинно педагогический  аспект  модели  получили  лишь  после  теоретического  обоснования  средств  и  методов  обучения.  

                 Многие  психологи   пришли  к  выводу  что, использование  моделирования  как  средства  формирования    знаний,  оказывает  положительное  влияние  на  интеллектуальное  развитие  детей.  Исследованиями  Л.А. Венгера   было  установлено,   что  с  помощью  графических   и  пространственных  моделей  у  детей  совершенствуется  ориентировочная  деятельность   и  общие  умственные  способности.

       Моделирование  оказывает  положительное  влияние  на  интеллектуальную  и  продуктивную  деятельность  детей.

   Модели -   это  материальные   заместители    реальных  предметов,  явлений  природы,  отражающие   их   признаки,   структуру,   взаимосвязи  между  структурными   частями   или  между   отдельными   компонентами.   В  дошкольном  возрасте   используются    разные  виды  моделей:

  1. Иконические  модели.  Это  такие  модели,  которые  имеют  большое сходство  с  натурой.
  2. Предметные  модели.  Они  воспроизводят  особенности  и  строение ,  взаимосвязи    реальных  объектов  и  явлений.  Примером  такой  модели  может  быть  аквариум,  который   моделирует   представление  детей  о  водоёмах.
  3. Предметно -  схематические  модели.  В  таких  моделях  все  связи, отношения  и  существенные  признаки  представлены в  виде  предметов  макетов.   Полоски  бумаги  разного  цвета,  фактура   могут  служить  для  абстрагирования   цвета  листьев  и  их   поверхности.  
  4. Графические  модели.   Передают   условные  признаки ,  отношения  и  связи   предметов  и  явлений  в  виде  схем,  таблиц.  К  ним  относятся:  календари  погоды,  графики  роста  и  развития  живых  организмов. (См. приложение № 4-8)

Модели  можно  классифицировать  по  разным   принципам:

  • По  характеру   моделирования – модели  объектов,  процессов  и  биоценозов;
  • По  внешнему  виду  -  плоскостные  и  объёмные;
  • По  месту  расположения  -  настенные,  настольные  и  напольные;
  • По  способу  использования -  статические  и  динамические.

Моделирование – это  такой  метод   исследования,  который  даёт  возможность  на  искусственно  созданных  условиях   показать  детям  разные  стороны  реально  существующих  объектов  и  явлений.  

        Использование  моделей  является  эффективным    способом формирования   у  дошкольников  экологических  понятий,  поскольку  даёт  возможность   демонстрировать  процессы,  которые  нельзя  показать  в  природе.

            На  примере  модели  можно  показать  детям  почему  идёт  дождь,  почему  на  Земле  бывает  день  и  ночь ,  и  многое  другое.

        Цель  моделирования   -  обеспечить   успешное  усвоение   детьми  знаний   об  особенностях  объектов  природы,  их  структуре,  связях  и  отношениях,  существующих  между  ними.

Демонстрация  моделей  может  быть  использована  только    после  ознакомления  детей  с  реальным  объектом  или  явлением   при  помощи  других  методов.      Введение  моделей  требует  определённой  последовательности:

  • Изучение  самой  модели
  • Введение  её  для  познания  природного  явления.

На  основе  моделей  можно  создать  разнообразные   дидактические  игры. Материал  включает  в себя :

  • Модели,  отражающие  существенные  признаки  живого.
  • Модели,  функций  органов  живого.
  • Модели,  которые  помогут  детям  в  организации   различных видов  деятельности.

Но нельзя  ограничиваться  только  предложенными  моделями,  необходимо  придумывать  модели  вместе  с  детьми.  

  • Модель,  должна   отражать  обобщенный  образ  и  подходить  к  группе  объектов.
  • Раскрывать  существенное  в  объекте.
  • Замысел  по  созданию  модели  следует  обсудить  с  детьми,  чтобы  она  была  им  понятна.

Приложение 2

Перечень рекомендуемой литературы по использованию моделей экологического содержания.

  1. Ветрова Н.И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний.// Герценовские чтения.- Л. ;1973.
  2. Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой// Дошкольное воспитание – 1982 №4.
  3. « Мы» программа  экологического   образования  детей. – СПб.;  2004.
  4. Мир  природы и  ребёнок   / Под. ред.  Маневцова Л.М. ,   Саморуковой П.Г.- СПб.;  2003.
  5. Мизинцев В.П.   Применение  моделей  и  методов  моделирования  в    дидактике. – М.; 1977.
  6. Николаева С.Н.  Теория  и  методика  экологического  образования   детей.- М.; 2002.
  7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду.- М.; 2004.
  8. Листок на ладони / Под ред. Л.М. Маневцовой. – СПб.; 2005.
  9. Фелихова Л.Г. Интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию речи.- М.; 2005.

Приложение 3

Анкета для оценки профессионализма  воспитателей.

  1. С детьми, какого возраста Вы работаете?
  2. По какой программе  экологического  воспитания детей Вы работаете?
  3. Предполагает  ли эта программа в работу с  использованием экологических  моделей?
  4. Как часто Вы планируете  работу по использованию моделей экологического содержания  с детьми?
  5. Каким формам работы  по расширению экологических знаний у детей с использованием моделей Вы отдаёте предпочтение? Почему?
  6. Какие методы и приёмы Вы используете  для ознакомления детей с моделями? Назовите  их.
  7. В каких видах деятельности используете модели экологического содержания?
  8. Конспекты для занятий Вы составляете сами или пользуетесь готовыми?
  9. С какими трудностями Вы сталкиваетесь  в работе с моделями экологического содержания?
  10. В чём, по Вашему мнению, должна заключаться  помощь  воспитателю  группы со стороны старшего воспитателя и эколога?

Приложение 4

Модель для     описания диких животных.

сканирование002   

 Приложение 5

Модель для описания растений.

  сканирование002       

                                                                 Приложение 6

Модель для описания рыбы.

сканирование002

Приложение 7

Модель для описания домашнего животного

сканирование002

Приложение 8

Модель для описания птиц.

сканирование002

        

Приложение 9

Целевая прогулка « В гости к берёзке»

( проводится   летом и осенью)

Задачи:  Формировать у старших дошкольников представления о деревьях растущих в Родном крае. Учить устанавливать причинно-следственные связи: солнышко греет чаще, на деревьях набухают почки. Формировать умения составлять рассказы по моделям. Познакомить детей с картой.

Основные этапы:

На территории детского сада воспитатель показывает детям карту – схему парка. Дети  с помощью воспитателя находят на ней пруд и дорогу, по которой пойдут гулять. По дороге воспитатель обращает внимание детей на погоду ( тепло – прохладно –холодно , ясно – пасмурно , тихо – ветрено).

Воспитатель останавливает детей на тропинке, откуда хорошо видны деревья парка.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими лесными друзьями:

« Здравствуй зелёный. Добрый друг,

Протяни нам сотни рук.

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь – мы свои!»

Смотрите, они нам отвечают! Кто видит, как они это делают?  (кивают верхушками деревьев, машут ветками, шелестят листьями)

Кто же первый нас встретил?  (березка)

Как вы её узнали? ( у берёзы ствол белый, тонкие ветки)

Воспитатель, показывает детям модель для описания  деревьев,  и рассказывает  про берёзку опираясь на модель. Предлагает дошкольникам самостоятельно  рассказать про берёзку.

Ребята что вы видите немного дальше? (много берёз)

Давайте, сравним одинокую берёзку и берёзы растущие вместе.

Игра «Кто живёт лучше?(Одинокой берёзке просторно много света, и места, у нее есть нижние ветки, но при сильном ветре ей стоять холоднее чем подружкам)

Ребята давайте заглянем в берёзовую аллею.

«Люблю берёзку русскую!

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится

И гнётся , но не ломится». (А.Прокофьев)

Воспитатель: Поглядите, дети, как расположены берёзы? (Рядами, линиями)

Почему, как вы думаете?  (Их посадили люди)

Но все ли берёзки стоят в рядах?

Найдите эти берёзки. Какие они? ( невысокие , молодые)

Как можно определить возраст дерева?  (По тонкому стволу и по высоте)

Откуда появились здесь молодые берёзки?  (Из семян, из старого пня, посадили)

Ребята поиграем в игру «Необычные берёзки»

Найдите и обнимите удивительные берёзки. Раз, два, три – беги !

  Дети разбегаются и встают или обнимают каждый свою берёзку. Воспитатель спрашивает, чем она необычна    ( Выросшие из одного пня два дерева. Берёза с искривлённым стволом, очень стройная, самая белая)

Воспитатель:  Ребята, а есть ли соседи у березок? Поищите их?  ( дуб, тополь, ива)

   Подойдём к иве. Что это за растение: дерево или куст?  ( кустарник) Почему? Давайте посмотрим на схему для описания дерева. Что есть у дерева, но нет у куста?  (нет одного толстого ствола)  Какие у него листья? ( длинные и узкие)    Посмотрите, а где растёт наша ива?  ( у пруда)  Правильно она любит влажную почву.                                                                                        

А какое это дерево? (клён)  Посмотрите на его необыкновенные листья.

Кто  знает, как называют место, где растут белоствольные красавицы –берёзки со своими соседями: ивой, клёном, тополем.  (Берёзовая роща)

Итак, путешествуем дальше. Ой, ребята  мы оказались совсем в другом месте. Что за деревья здесь растут?  (дубы) Рассмотрим один из них, а поможет нам наша схема. Какой у него ствол, ветви, листья?

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудится?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.   (И.Токмакова)

Оглянитесь много здесь дубов?   ( Много)  А как они растут?  ( Тоже рядами)

Почему?  (Их посадили люди)  Это называется дубовая аллея.

Ребята, зачем люди приходят гулять в парк? Отдыхать, дышать свежим воздухом, любоваться природой.

Воспитатель напоминает детям правила поведения в парке.

Вот и закончилась наша прогулка. Попрощайтесь  с новыми друзьями:  «До новой встречи!»

Приложение 10

сканирование0001

Приложение 11

сканирование0002

        

Приложение  12

Копия сканирование0001

Приложение 13

сканирование002

Приложение 14

сканирование002

        

Приложение 15

сканирование002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников

Данный проект предполагает организацию педагогического процесса направленного  на использование моделей экологического содержания, включающий в себя этапы работы с детьми и педагогами....

Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников

«Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников» Малыш ближе нас к природе хотя бы по тому, что мал ростом. Трава ему дей...

Экологическая тропа как средство формирования представлений старших дошкольников о природе.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки...

Методическая разработка проекта совместной деятельности с детьми по формированию предметных представлений в рамках лексической темы "Дикие животные"

Актуальность проекта:  Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и в...

Использование моделей экологического содержания для расширения экологических представлений у дошкольников.

Моделирование - это совместная деятельность воспитателя и дошкольников, направленная на создание и использование моделей. Модель - это краткое описание рассматриваемого объекта-оригинала с помощью схе...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Дидактические игры экологического содержания как средство развития речи старших дошкольников

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопрои...

Методическая разработка Креатив – идея «Модель взаимодействия с педагогами в ДОО по профориентации дошкольников»

Методическая разработка    Креатив – идея «Модель взаимодействия с педагогами в ДОО по профориентации дошкольников»...