Педагогический проект "Моя семья - мой мир!
проект (старшая группа)

Волкова Наталья Александровна

Проект по духовно-нравственному воспитанию и социализации детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогический проект64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад 125 Невского района Санкт-Петербурга

Педагогический проект

«Моя семья – мой мир»

по духовно-нравственному воспитанию и социализации детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатели:

Волкова Н.А.

Вострокнутова С.П.

Санкт-Петербург

2018

Содержание

Введение

1. Цели и задачи проекта

 

2. Семейные традиции и ценности. Что это?

3. План проекта

3.1 Информационная карта проекта

3.2. План реализации проекта

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Наша реальность -это время высоких скоростей, технологий, повсеместной компьютеризации, звона сотовых телефонов. Мы забыли о возможности и важности простого общения. Сегодня, жизнь семьи мало чем отличается от офиса, мы забываем о том, что именно семья –главная и основная школа, в которой мы вместе с детьми должны учиться теплоте отношений и общению.

Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 No 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 –2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Этот документ подтверждает актуальность темы данного проекта.

Наблюдая за детьми нашей группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю.

Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их,

спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.

Анкетирование показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным.

В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.

Возникает противоречие: с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

Данное противоречие позволяет сформулировать гипотезу

исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей  дошкольного возраста.

Цель проекта:

Формирование духовно – нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи:

Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

Познакомить детей с народными традициями в соответствии с возрастными особенностями (на основе сюжетно-ролевых игр и совместных праздников).

Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Проблема:
Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

Актуальность:
1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4) В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
5) Родители недооценивают значимость семейных традиций.

Объект: семейное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

 Предмет исследования:

семейные традиции и ценности как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Реализация данного педагогического проекта строиться с учетом следующих принципов:

–учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

–единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

–решение поставленных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

–построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

–интеграции образовательных областей;

Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный
2 этап – формирующий
3 этап- обобщающий

Ожидаемый Результат:


1) Организовать выставки творческих работ детей.
2)Повысить качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
3)Создать методическую копилку по данной проблеме.
4)Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Поднять уверенность родителей в их педагогических возможностях.

Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта,

а также дети приобретут знания о традициях своей семьи,

познакомятся с народными традициями.

Что такое семейные традиции?

Трудно сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос.

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И., Шведова Н.Ю.дается такое определение:«Традиции -это

прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их

взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура».

«Семейные традиции –это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей».

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё

маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у ребёнка и в дальнейшей жизни.

При упоминании словосочетания «семейные традиции» у большинства людей возникают ассоциации со словами

«дом», «родственники», «родители», «дети».

И действительно, если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то вместе с близкими и родными людьми,

домашним уютом родительского дома в человеческом сознании возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье.

Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства.

Характерно также и то, что в человеческой памяти хранится не только сама традиция, но и мельчайшие подробности, связанные с ней — начиная с особого способа приготовления приправы для пельменей, и заканчивая такими мелочами, как

место для хранения альбома с фотографиями детей.

Таким образом, семейные традиции -один из основных способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье.

Традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознавать связь с предками.

Участники проекта:

- Дети;

- Родители;

- Воспитатели детского сада

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 I этап - Подготовительный

 Срок  -  15.10.2018 – 01.11.2018

 Задача этапа: Создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания педагогов, родителей, детей о семейных традициях.

1. Анкетирование родителей, педагогов по теме: «Семейные традиции»

2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

II этап - Реализация проекта

 Срок: Ноябрь - Декабрь 2018 г

Задача этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с семейными традициями через разные формы работы художественно - эстетической направленности.

1. НОД с детьми на темы:

«Моя семья»;

«Семейные праздники и традиции»;

 «Народные праздники на Руси»

2. Презентация

«Мир семейных увлечений» 

3. Создание книжки с рассказами детей

 «Наши мамы»

4. Консультации для родителей на темы:

 «Сказки, рассказанные на ночь»

«День рождения – только раз в году»

 

5. Творческий семейный конкурс «Герб моей семьи»

6. Вечер досуга «Маму свою очень люблю» (День матери)

7. Мини-музей  «Бабушкин сундучок»

8. Изготовление поделок с детьми ко Дню Матери,  к Новому Году и Рождеству

9. Выставки детских работ (рисунки, аппликация, лепка, поделки) по теме:

 «Моя дружная семья»

 «Маму свою очень люблю»

«Неразлучные друзья – взрослые и дети»

«Мой папа самый лучший»

«Наш выходной день»

«Профессии моих родных»

«Бабушка рядышком с дедушкой»

10. Вечер развлечений «Пришла Коляда! Отворяй ворота!»

11. Фотовыставка «Моя семья – мой мир».

III этап - заключительный.

Срок:  -  Конец декабря

Итоговое мероприятие 

Семейный спортивный праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Задача проекта: Систематизировать и представить на итоговом педагогическом совете опыт работы по использованию инновационных технологий в форме доклада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры семьи (методическое пособие для воспитателей ДОУ)

Успех сотрудничества между родителями и воспитателями во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленно...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ДОУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Рассматривается теоретические аспекты понятия психологическое здоровье и даются методические рекомендации по  сохраниению психологического здоровья детей дошкольного возраста.Данная разработка со...

Формирование традиций группы - эффективная форма психолого-педагогической поддержки семьи

В данном материале представлен опыт работы с детьми в нашей группе...

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Педагогический проект "Семья – это важно! Семья – это счастье!"

Данный проект состоит из 5 разделов. В первом описаны цели и задачи проекта, срок его реализации, этапы проекта и ожидаемый результат.Второй раздел обосновывает актуальность темы. Разделы 3-5 описываю...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...