Музыкальное воспитание дошкольников в аспекте требований ФГОС
статья
Музыкальное воспитание дошкольников
(аспект требований ФГОС)
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»
(В.А. Сухомлинский)
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования.
Произошли изменения и в музыкальном воспитании с введением ФГОС. Итак, впервые в истории образования дошкольное образование рассматривается как первый, самостоятельный уровень общего образования. С одной стороны, это повышает значимость дошкольного образования, а с другой – это повышает и требования к качеству и уровню дошкольного образования, в том числе и музыкального воспитания, как одной из его составляющей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gurova_m.m._muzykalnoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 20.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гурова М.М, муз. руководитель
ГБОУ школа №297 Пушкинского района Санкт- Петербурга
Музыкальное воспитание дошкольников
(аспект требований ФГОС)
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»
(В.А. Сухомлинский)
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования.
Произошли изменения и в музыкальном воспитании с введением ФГОС. Итак, впервые в истории образования дошкольное образование рассматривается как первый, самостоятельный уровень общего образования. С одной стороны, это повышает значимость дошкольного образования, а с другой – это повышает и требования к качеству и уровню дошкольного образования, в том числе и музыкального воспитания, как одной из его составляющей.
Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности воспитателей и педагогов – специалистов. Новый стандарт призвал, прежде всего, раскрепостить педагога, дал новый импульс его развитию.
Музыкальный руководитель обязан:
- Обеспечить равные условия и возможности для каждого ребенка в области музыкального развития, независимо от его пола, национальности, уровня образованности и развития;
- Обладать высоким уровнем компетенции и применением их в практической деятельности;
- Руководствоваться в своей деятельности Федеральными государственными требованиями к структуре программы и ее обьему, к условиям ее реализации и к результатам освоения программы.
Музыкальный руководитель планирует свою деятельность на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), примерной общеобразовательной программы, выбранной дошкольным учреждением, с учетом специфики национально – культурных, демографических и климатических условий.
Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:
- Непосредственная образовательная деятельность ( музыкальные занятия);
- Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ;
- Праздники и развлечения;
- Музыкальное образование детей в семье.
Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия. С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание представлено в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, так как разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции, а по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом, вообще мало смысла. Важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу.
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок целостно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) .
Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные области.
Так, например, «в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, обьектах окружающего мира,о свойствах (форме, цвете, размере, звучании, ритме, темпе и т .д.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В образовательной области «Речевое развитие» речь идет о развитии звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально – двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Меняется отношение к оцениванию детской деятельности. С одной стороны, мы не можем требовать от ребенка дошкольного возраста на выходе конкретных достижений (специфика дошкольного детства). А с другой стороны – нам необходимо определить результаты. Исходя из этого, в ФГОС ДО результаты освоения программы предлагаются в виде целевых ориентиров и «не подлежат непосредственной оценке.»
Таким образом, главная задача музыкального воспитания в ДОУ, звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с настоящим».
Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому, каждое музыкально – художественное впечатление, каждый музыкально – художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально – художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность. В дошкольном учреждении музыкальное воспитание детей курирует музыкальный руководитель, но, как показывает многолетняя практика, успех зависит не только от него, но и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как за пределами музыкальных занятий также происходит обогащение детей музыкальными впечатлениями, как в повседневной жизни детского сада, так и в семье.
Таким образом, музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.
Итак, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму.
Это – основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС ДО
Семинар для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей "Аспекты музыкального воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС"
1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения...
ФГОС дошкольного образования: музыкальное воспитание дошкольников в свете требований стандарта.
ФГОС дошкольного образования определяет основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного воз...
Мастер- класс «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников в рамках требований ФГОС».
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья....
Методические рекомендации "патриотическое воспитание дошкольников в условиях требований ФГОС"
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И, если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам...
Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»
Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»...
Организация музыкального воспитания дошкольников с учетом требований ФГОС ДО.
Федеральные государственные образовательные стандарты: опыт реализации....