Организация музыкального воспитания дошкольников с учетом требований ФГОС ДО.
статья

Кувшинова Светлана Владимировна

Федеральные государственные образовательные стандарты: опыт реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация музыкального воспитания дошкольников с учётом требований ФГОС ДО.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым подходам в организации образовательной деятельности с детьми. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, устанавливающие нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.

Требования  ФГОС ДО задают направления как для создания условий осуществления образовательного процесса, так и для результатов ООП.

Насыщенная музыкально-развивающая среда, несет информационную функцию, побуждает делать детей сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, создает условия для обучения ребенка в процессе музыкально-художественной деятельности.

Планируемые итоговые результаты развития детей представлены целевыми ориентирами образования от этапа младенческого и раннего возраста детей и до завершения дошкольного периода. Важным условием при проведении образовательной деятельности, в том числе на музыкальных занятиях, является использование игровой мотивации и стимулирования партнерской деятельности педагога с детьми. ФГОС ДО в ходе образовательного процесса требует:

- развивать у ребенка умения комбинировать известные способы решения задачи для более рационального способа ее решения, стимулировать самостоятельный перенос знаний и умений на новую ситуацию;

- использовать деятельностный подход к обучению дошкольников (развивать познавательный мотив, желание узнать, научиться, открыть новое);

- применять здоровьесберегающие технологии (совокупность приемов, средств, методов и подходов обучения к образовательному процессу, направленных не только на сохранение, укрепление и формирования здоровья детей, но и на профилактику заболеваемости и травматизма).

Музыкальный материал на занятиях с детьми отвечает данным требованиям и как нельзя лучше потенциально наполнен и здоровьесберегающими и развивающими возможностями для ребенка. Выбор методов музыкального воспитания должен зависеть также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.

Первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно  по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.

Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее не могут быть выработаны умения и навыки в пении, ритмике и тр.

Музыкальные занятия – основная форма организации воспитания, обучения, развития детей базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Эта форма образовательного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого – это коллективный результат. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной. Таким образом, музыкальные занятия способствуют и коммуникативному, и личностному развитию ребенка, его социальной адаптации и самореализации.

На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально – эстетических и образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного  исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это способствует воспитанию  художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств.

Если сопоставить возрастные задачи музыкального воспитании, можно отметить следующее:

- в работе с детьми разных возрастных групп дошкольников решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, и этим создается преемственность в музыкальном воспитании и развитии дошкольников;

-сфера основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) расширяется за счет включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества, игры на детских музыкальных инструментах, и появляется возможность обучать детей элементам музыкальной грамоты.

Таким образом, музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Учитывая, что образовательная программа дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста все образовательное содержание программы, в т.ч. музыкальное, становится условием и средством этого процесса.

Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это должно стать основным ориентиром для педагогических работников ДОО в преломлении музыкального содержания программы в соответствии с ФГОС ДО. Интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которые предусмотрены ФГОС ДО, способствует комплексному решению поставленных ДОО развивающих и образовательных задач для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в ДОУ с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

С 1 января 2014 года в силу вступил федеральный государственный образовательный стандарт. Публикуемый материал посвящен ФГОС дошкольного образования. Принципы, цели, задачи ФГОС ДО. Образовательные об...

Мастер- класс «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников в рамках требований ФГОС».

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья....

Организация предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС.

повысить компетентность педагогов в вопросах иннавационнго подхода  в создании предметно – развивающей среды в соответствии с требованиями  федеральных государственными образовательных...

Консультация для воспитателей "Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений с учетом требований ФГОС"

Консультация для воспитателей  "Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений  с учетом требований ФГОС"...

Патриотическое воспитание дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (презентация)

- создание условий для становления основ патриотического сознания детей; - возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного; - морально-нравственного и познавательного развит...

Методические рекомендации «Организация и проведения ООД с учетом требований ФГОС ДО"

Материал помогает нацелить воспитателей на новое видение организации и проведения занятий в соответствие с требованиями ФГОС....