Методическая разработка "Варежковый театр для дошкольников"
методическая разработка

Масеева Дина Есениясовна

Для варежкового театра в моей копилке есть  стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_varezhkovy_teatr.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с.Терновка»

Энгельсского  муниципального района

Методическая разработка

ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                   

Старший воспитатель: Бектемирова Д. Е.

Методическая разработка

ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                   

        Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.  Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел , и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

        Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

       Речевое развитие ребенка – одна из приоритетных задач всего дошкольного детства. В дошкольном детстве процесс развития речи предполагает не только освоение содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

          Выразительность – качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека, поэтому, использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие  своевременного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональности у малышей к языковой выразительности речи у старших дошкольников.

  Варежка - простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления, и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно для малышей. Варежка - образ очень нравится детям, он близок им, понятен и доступен. Играя с варежкой за ширмой, лицо ребенка остается открытым для зрителей. Это очень важно для малышей, которые не редко пугаются не видя зрителей.

   Варежковый театр - не только развлечение - это начало формирования отношения к окружающему, характера, интересов, это - пример дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия.

   Работа с варежковым театром раскрепощает детей, здесь, каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, учась не стесняться  присутствия посторонних слушателей.                                                                                                        

 Образ – варежка очень пригодится в работе любого педагога: воспитателя, логопеда, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии, музыкального руководителя.

  Особое место занимает работа с родителями, которые с удовольствием участвуют  в выступлениях со своими детьми на праздниках и развлечениях, что способствует самореализации ребенка и  родителя, так как взрослые  и дети, выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия,  которые помогают в развитии творческих способностей ребенка, эмоциональной сферы, развития выразительной монологической и диалогической речи, учат детей самостоятельному предсказыванию и сочинению небольших сказок, рассказов, составлению и разгадыванию  загадок, учат детей ценить и гордиться русским языком.

 Очень хороши варежки  - образы в адаптационный период, когда идет прием малышей в детский сад. Варежка отвлекает и радует детей, в нее хочется играть и подражать взрослому.                                  

  Варежковый театр  используется при обучении детей выразительному чтению стихов монологов и диалогов, для отгадывания загадок и самостоятельному их сочинению.

    В своей деятельности наши педагоги активно использую пальчиковый, кукольный, а последнее время и варежковый  театр. Их очень удобно использовать в детском саду: для постановки спектакля, не требуется длительной подготовки и даже ширмы. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра  свидетельствуют, как дети любят театр, активно включаются в события, вступают в разговор, выполняют поручения актеров, сочувствуют положительным персонажам, предупреждают их об опасности, дают советы.
  Можно привести много примеров, когда театр убеждал детей не драться, не лгать, не обманывать. Помогал собирать и беречь игрушки, отвлекал и утешал их.
Основная цель моей работы: развитие личностных, творческих способностей  и  речи детей посредством театрализованной деятельности.

  Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью (дикция, интонация, выразительность);
- закреплять правильное произношение всех звуков родного языка;
- совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;

- развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев;
- формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;
- воспитывать культуру общения и речевой этикет.

Следует подчеркнуть, что важную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. Необходимо, чтобы он не только выразительно читал или рассказывал что-либо, но и был готов к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства.
Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к тому, что читаешь. При чтении детям необходима не только артистичность, но и искренность чувств педагога. 
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки.
 Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).Мы развиваем у детей умение моделировать голосом: громче, тише, передавать интонации, радость, удивление, испуг.

  Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - то роли.
   Театрализованная деятельность в детском саду создаёт хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует развитию личностных и творческих способностей

   В детском саду дети любят петь песни. Охотно это делают как на праздниках и развлечениях, так и в повседневной жизни.
Работая в детском саду я знаю, что особый интерес дети проявляют к инсценированию песни.
 Инсценировка песни украшение любого праздника или развлечения.

 Для обучения детей инсценированию песни мы используем варежковый театр. С его помощью даже малыши в занимательной, интересной форме обыгрывают свою песню.
Яркие, забавные образы-варежки создают праздничное настроение. У детей развиваются память, речь, мелкая моторика рук. Они учатся слаженной работе в коллективе, развивается их эмоциональная сфера, позволяют тренировать мышцы обеих рук, что благотворно отражается на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.

   Такой атрибут, как образ-варежка, очень помогает в индивидуальной работе с детьми, особенно в развитии речи и коммуникативных навыков. Когда ребенок надевает на руку варежку, он радуется, улыбается. Он уже расположен, общаться с педагогом, у которого на руке такая же варежка. Очень кстати оказывается варежковый театр, если музыкального руководителя нет. Воспитатель под записанную фонограмму песни может легко и интересно заниматься с детьми в группе.

  Для варежкового театра в моей копилке есть  стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп(смотри приложения)

Приложение 1

Варежковый театр «Теремок»

Звучит музыка воспитель выносит в центр зала большой яркий чемодан.

Воспитатель:

Вот, ребятки, чемодан чудесный!

В нём много всего интересного!

Здесь и матрёшки!

Здесь и  петрушки!

Здесь и дрессированные зверушки!

А ещё пираты, а ещё принцессы!

В общем, много всего интересного.

Я из него достаю… всем на удивление…

 Варежки!

Вот это будет представление!

Выходят несколько детей и под весёлую музыку и  инсценируют стихотворение.

Стихотворение

1 реб: Превращается рука (на каждое слово по очереди вытягивают руки вперёд ладошкой).

2 реб: И в котёнка (одна рука «котёнок»)

            И в щенка (другая рука «щенок»)

3 реб: Чтоб рука артисткой стала (разводим руки в стороны),

Нужно очень-очень мало (сводим руки ладошка к ладошке):

4 реб: Специальные перчатки (гладим тыльную сторону ладошек)

Ум, талант (показываем правой рукой вправо, левой – влево),

Вместе: И всё в порядке!

Звучит музыка. Выходят несколько детей, достают из чемодана варежковых кукол – персонажей сказки «Теремок» и занимают свои места.

 

Начинается инсценирование сказки «Теремок». 

Дети выступает  в роли артистов-кукольников.

Персонажи: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-побегайка, Лисичка-сестричка, Волк-зубами- щёлк, Мишка.

Воспитатель :             Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок не высок, не высок.

Вот по полю мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит:

Кто, кто в теремочке живёт,

Кто, кто в невысоком живёт?

Стучит три раза.

               Но не слышно ничего, кроме ветра одного.

           И стала Мышка жить в теремочке одна…

Далее текст тот же, меняются лишь персонажи и добавляется диалог:

-Я, Мышка – норушка, а ты кто?

-А я Лягушка-квакушка, давай вместе жить?

-Давай! (и так далее).

Воспитатель :        И стали они жить вдвоём, и т.д ….

В конце сказки все дети хором говорят:

Ты нас, Миша, не лови!

Лучше с нами попляши!

Общая пляска детей- персонажей сказки.

Воспитатель :    Ну, вот! Зверюшки в теремке

Живут себе, поживают!

А чемоданчик крышечку свою закрывает!

Приложение 2

Сценка варежкового театра «Елочка стояла»  
Дети с варежками ёлочек и зайчиков сидят на корточках до начала песни. Варежка-Зайчик за спиной ребенка, варежка-елочка впереди.
Инсценировка под песню «Ёлочка стояла»
Музыка и слова Н. Караваевой, Аранжировка Л. Олифировой
Дети под текст выполняют движения
Текст песни 

- Ёлочка стояла, стройной вырастала. 
(Дети постепенно поднимаются и встают.)
Вот такой, вот такой, стройной вырастала.

(Качают варежкой-ёлочкой вправо-влево и притопывают ногой.)
На проигрыш после каждого куплета дети кружатся.
- Жил под ёлкой Зайка, Зайка-побегайка. 
(Показывают варежку-Зайку, поднимая её вверх- вниз Зайка скачет.)
Вот такой, вот такой Зайка-побегайка. (Прыгают на месте вправо-влево.)
Как увидел Волка, спрятался за елку. 
(Прячут варежку-Зайку за варежку-елку)
- Там сидит и дрожит, спрятался за ёлку.

(Качают варежкой -Зайкой за варежкой-елкой Зайка дрожит.)
- Как увидел Мишку, выглянул Зайчишка. 
(Показывают варежку-Зайку.)
- В прятки будет играть Зайка вместе с Мишкой.
(Закрывают варежками глаза и открывают играют в прятки. Варежки повернуты лицом к зрителям)
- К елочке Лисичка как-то подбежала 
(выбегает девочка-Лиса и встает к детям боком),
- И Зайчишку она тут же увидала. 
(Прячут варежку-елку за спину, впереди оставляя только Зайку.)
- Дети стоят, держат варежку-Зайку.
-
Лиса (поет).
- Я, Лиса-плутовка, зайчиков поймаю, 
Но не буду их есть, только поиграю.
(Лиса ловит детей, срывая у них с руки варежку-Зайку.)

Подвижная игра « Лиса и зайцы.

Приложение 3

Мастер класс обыгрывания игрушек варежкового театра

«Зимушка- зима»

Цель: Распространение опыта работы с варежковым театром через музыкально-театрализованную деятельность.

 Задачи: 

  • познакомить с репертуаром для развития певческих навыков детей.
  • показать приёмы обыгрывания игрушек варежкового театра.
  • предложить материал для создания собственного варежкового театра для работы с детьми.

Материал : Костюм Зимушки-хозяюшки, сундучок забытых вещей, варежковый театр (петушки, мишки, лягушки); коробку-заместитель курятника, колыбели, реки, муз.центр.

Воспитатель исполняет  роль  Зимушки- хозяюшки.

- В гости к вам Зима пришла,

И забавы принесла.

Новый год уже настал,

Зимними забавами всех он развлекал!

Не пугал вас снег и ветер? (Протяжно)

На коньках, на лыжах, санках,

В шубах, варежках и шапках,

На морозе веселились? (Задорно) А домой не торопились? (Лукаво)

- Собрала на горках и на катках я полный сундучок забытых вещей!

Там и варежки, носки пропадут без нас они.

Вещи без единой дырки, только пару потеряли, иль хозяйку не признали.

И тогда решила я превратить в театр их, да!

- Превратила в Петухов. 

Головою всем кивает и хвостом для вас махает,

Высоко взлетает и громко песню запевает: «Ко-ко-ко! Петь научимся легко!

Исполняется русская народная песня «Петушок»

-Кукареку! Правда громко я пою!

-Также петушок поможет научить детей беречь своё здоровье и проявлять чувство заботы и сострадания.

Исполняется песня «Петушок заболел»

-Если бы у вас был такой петушок, в какой форме работы вы могли его использовать, как воспитатель? (ответы)

-За такое пение пора петушков зёрнышками угостить, да в курятник отпустить!( сажают петушков на «курятник»-деревянный домик)

-Мой сундук чуть опустел, но похвастаю теперь вязаными мишками -большими шалунишками. Могут мишки покивать, головою помотать, и немного поплясать, покружиться, не забудет поклониться!

- В драматизации какой сказки может поучаствовать наш герой!

У-у-у! У-у-у!, петь протяжно научу!

Исполняется песня «Колыбельная мишутке»

(Первый раз показываю, второй - аккомпанирую)

Спать не хочет бурый мишка

Вот такой он, шалунишка!

Я Мишутку покачаю,

Баю-баю, баю- баю!

- В колыбельку отнесём, к сундучку опять придём! (складывают мишек)

-Тут заквакали лягушки, музыкальные все ушки, петь хотят, ну мочи нет, покорили пением они весь белый свет!(Квакают)

-Я скачу, скачу, скачу! Петь отрывисто учу!

Исполняется песня «Две лягушки»

(Первый раз показываю, второй - аккомпанирую)

После яркого концерта, все певицы враз, купаются в реке у нас – выполняют упражнение «змейка».

- Ну, а после, прыгают на дно!- снимают лягушек в коробку.

Вот и опустел мой сундучок. Там не осталось ни одной забытой варежки и ни одного потерянного носка. Вот и вы в сады пойдите все носочки, рукавички подберите. Много радости и пользы в том театре вы найдёте!

А для тканевых зверюшек, вам шаблоны подарю. Ведь ваши руки не знают скуки! ( участникам раздают шаблоны петушков с надписью – ТВОРЕСКИХ УСПЕХОВ!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение многофункционального методического пособия «Театр шляп» в интегрированной деятельности детей дошкольного возраста.

«Театр шляп» является одним из нетрадиционных вариантов развивающего образовательного пособия, в котором интегрируются все области организованной деятельности с детьми. Многофункциональное пособие «Те...

Рецензия на методическое пособие "Театр на фартуке"

Рецензия на методическое пособие "Театр на фартуке"...

Учебно-методическое пособие "Театр-сказки на фланелеграфе" "Утята-шалуны", ""Ёж и грибок"

Дети очень любят смотреть театр. Им он близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые персонажи, которые ожили, задвигались, заговорили. Они стали еще привлекательнее и интереснее. Очень важно р...

Методическое пособие "Театр на конусах"

Технология изготовления театра на конусах по сказке «Волк и семеро козлят»....

Методическая разработка "Театр пальчиков и языка"

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, котор...

методическая разработка " Театр масок"

Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования"набрызг"...

Презентация по театру для дошкольников "Добро пожаловать в театр"

Ознакомительный фрагмент музыкальной презентации с играми "Добро пожаловать в театр" для дошкольников и младших школьников. Электронка для скачивания duksic@yandex.ru Посмотреть можно з...