«Удивительный мир творчества…» творческий – поисково - исследовательский проект
проект

Ягодкина Елизавета Павловна

«Удивительный мир творчества…» творческий – поисково - исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_12.18_-_kopiya.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Удивительный мир творчества…

Актуальность.

Цель проекта.

Задачи проекта.

Модель деятельности.

Принципы реализации проекта.

Этапы работы над проектом.

Ресурсное обеспечение проекта

Ожидаемый результат

Виды и техники нетрадиционного рисования

Формы работы с детьми, родителями

Система работы

Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшей группы в изобразительной деятельности.

Приложение 1(Перспективный план работы)

Приложение 2 (конспекты СОД)

Приложение 3 (Консультации для родителей, педагогов)

Приложение 4 (фото творческих работ)

Актуальность выбора темы «Нетрадиционные техники рисования» помогают детям дошкольного возраста почувствовать себя свободными, помогают им раскрепоститься, увидеть и передать на листе бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру» М. Шклярова.

В дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой, разносторонней личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.

Поэтому развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – одна из главных задач дошкольного образования.

Я считаю, что актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей дошкольного возраста, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития каждого.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творческого мышления, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети дошкольного возраста учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Мы, взрослые, должны помочь детям открыть в себе художника, развить творческие способности, которые помогут ему стать личностью.

Творческая личность – это достояние всего нашего общества.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают детям свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов окружающего мира, дети получают возможность выбора.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми дошкольного возраста, накопленный на современном этапе педагогами - практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов художественно – изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.

Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и детям дошкольного возраста. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Работая с детьми дошкольного возраста, я отметила то, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания. Нет главного «изюминки», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для юного художника.

Проанализировав рисунки детей старшего дошкольного возраста, сделала вывод о необходимости облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый, сможет изобразить тот тли иной предмет, тем самым можно повысить интерес детей к художественному творчеству (рисованию). Не секрет, что существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций, даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя детей оригинальностью и непредсказуемостью.

Знания, умения, навыки и педагогический такт дают возможность детям творить собственную картину окружающего (воображаемого) мира, а нетрадиционные методы рисования сделать продукт детского творчества оригинальным, необычным по цветовой гамме, понятным, привлекают их и заинтересовывая развивают познавательно – творческий интерес.

Идея моего педагогического опыта заключается в развитие творческих способностей, каждого дошкольника средствами нетрадиционных техник, помочь им реализовать себя, научить их соединять в собственном творении различные материалы для получения выразительного образа.

Чтобы выявить и реализовать возможности детей старшего дошкольного возраста, я разработала проект «Удивительный мир творчества…», который поможет развить творческие способности детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Разработанный мною проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет им обогатить имеющиеся знания, умения и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость собственных открытий, побед, успеха через участие в конкурсном движении разного уровня.

Цель проекта:

- развитие у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Развивающие:

- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Оздоровительные:

-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Модель деятельности

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена и самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же ее решение определяется самим ребенком. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.

Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.

Тип проекта: творчески – поисково - исследовательский.

По содержанию: детское творчество.

Участники проекта: дети старшей группы «Кузенька», воспитатели педагоги ДО, родители (законные представители).

Проект: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 10.01. – 31.12. 2018 г.г.

Основные принципы развития детского творчества:

Принцип поэтапности (от простого к сложному)

Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)

Принцип сравнений (поиск новых техник и материалов)

Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослых и детей)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

- владение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- умение детей самостоятельно применять элементы нетрадиционных техник рисования;

- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок» по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Повышение компетентности родителей и детей в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие  всех субъектов образовательного процесса в совместных творческих проектах.

Основное содержание и методы реализации проекта

Дополнительные стимулы:

Игра является основным видом деятельности детей.

Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

Музыкальное сопровождение. 

Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.

Этапы работы над проектом:

Подготовительно - моделирующий этап - с 10. 01– 30.01.2018.

Организационно – мотивационный этап – с 01.02. – 15.02.2018.

Основной деятельностно – ориентированный этап – 16.02. – 30.11.2018.

Заключительный этап - 01.12. – 15.12.18.

Выставки детского творчества; участие в конкурсах и выставках.

Аналитико-диагностический этап – 16.12. – 25.12.18.

Ресурсное обеспечение проекта:

Программно-методическое обеспечение;

Развивающая предметно – пространственная среда (далее по тексту - РППС) группы «Кузенька», оборудованный необходимым учебно-методическим комплексом специализированный кабинет – студия по ИЗО деятельности;

Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;

Система взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями);

Система мониторинга.

Факторы, способствующие реализации проекта:

- необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;

- наличие учебно-методического комплекта для реализации задач ООП ДО в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в совместно – образовательная деятельности (далее по тексту - СОД);

- специально оборудованная РППС в групповой комнате «Кузенька», соответствующая всем требованиям ФГОС ДО, СанПиН.

Факторы, препятствующие реализации проекта:

-нерегулярное посещение СОД детьми;

отсутствие систематизации этапов, методов и приемов работы.

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов

Ожидаемый результат

посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей изо деятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства

Нетрадиционные техники рисования, используемые в разных возрастных группах

Средняя группа (4-5 лет)

Оттиск поролоном.

Оттиск печатками из ластика, листьев.

Восковые мелки + акварель.

Свеча +акварель.

Рисование мятой бумагой.

Монотипия предметная.

Пластилинография.

Старшая и подготовительная группы (5-7 (8) лет)

Монотипия пейзажная.

Рисование зубной щеткой.

Набрызг.

Кляксография с использованием трубочкой для коктейлей.

Фотокопия – рисование свечой.

Рисование нитками.

Рисование солью.

Пластилинография.

Виды и техники нетрадиционного рисовании:

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Рисование пёрышком

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

Монотипия

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Рисование по трафарету тампоном

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Рисование методом «тычка»

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

Кляксография

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

Набрызг

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Граттаж

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

Рисование мятой бумагой

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

Пластилинография.

Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

«Я рисую маму»

Рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения стали члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала были фотографии, беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников. Проводится беседа: «Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?» И начинается процесс сотворчества.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Поролоновые рисунки

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Мы сделали из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепили их тонкой проволокой к палочке. Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать фигуры. А затем предложите сделать из них картины: «зимний пейзаж», «букет для любимой мамы».

Разрисовка маленьких камешков

Роспись морских камешек очень интересна и забавна. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок или клубничка. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.

Учимся делать фон

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет нарисовал лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Формы работы с детьми.

Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.

Чтение загадок.

Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

Чтение художественной литературы.

Тестовые задания (дорисовывание кругов).

Беседы.

Совместно образовательная деятельность (занятия) с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.

Формы работы с родителями

Консультации.

Беседы.

Наглядная информация: буклеты, памятки.

Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).

Участие в конкурсах, выставках.

Система работы

Опыт работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, эмоционально разыграть сценку, а вот понять, что такое красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно мечтать, но этому можно и научить.

Необходимым является использование методов и приемов, побуждающих ребенка вносить в рисунок настроение и давать изображению эмоциональные характеристики. Тогда перед ним обязательно возникает проблема изобразительных средств: а как, с помощью чего можно изобразить настроение? Предлагаю детям самим сформулировать подобный вопрос. Использую возможность натолкнуть ребенка на постановку проблемы и подсказать ее возможное решение. В любом случае важно, чтобы использование изобразительных средств было увязано с художественной задачей. Если же средства сами по себе, а задача сама по себе, это не художественное развитие, а профанация обучения.

Следует заметить, что не каждый ребенок может поставить перед собой художественную задачу. Для этого у него должно быть сформировано некоторое видение мира. Развитие художественного видения и есть главная задача художественного воспитания. Для выполнения этой задачи недостаточно регламентированных занятий, проводимых со старшими дошкольниками в детском саду. Нужно использовать все время пребывания ребенка в детском саду, чтобы обращать его внимание на то, что его окружает: на предметы, на явления природы, на людей. Например, экскурсия с детьми в парк. Вокруг много деревьев, но все они разные. Одно дерево веселое, другое – грустное, третье – задумчивое. Какое дерево самое грустное? Почему?

Педагог предлагает детям угадать, придумать объяснения. Затем детям предлагается нарисовать дерево или целый парк, но деревья должны быть с разными настроениями. Этому творческому процессу могут способствовать нетрадиционные техники рисования, которые доставляют детям много положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Краски, художественные материалы служат для обогащения чувственного опыта ребенка.

Ребенок, сам того не замечая, учится использовать разнообразные изобразительные средства в своей творческой деятельности, как бы играя. Такую игру можно наполнить дидактическим содержанием. Например, используя технику монотипии изображать не предметы, а просто настроение: "что-то зимнее", "что-то грустное", "осеннее" и т.п. Дети хорошо справляются с такими "абстрактными" заданиями. Затем, в какой-то момент ребенку необходимо предложить выбрать материал для рисования – то, что с его точки зрения лучше всего подойдет для решения определенной темы. Можно прочесть детям стихотворные строки Андрея Усачева:

Художник хочет рисовать.

Пусть не дают ему тетрадь…

На то художник и художник-

Рисует он, где только может…

Поэтическую мысль поэта можно развить. Художник рисует не только где может, но и чем может.

Изобразительная деятельность – один из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.

Используя нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, ребенок не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшей группы в изобразительной деятельности.

В начале учебного года была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей старшей группы в изобразительной деятельности. Результаты показали, что преобладает количество детей с низким уровнем развития творческих способностей:

Уровень развития интеллектуально - творческих способностей (воображение, вариативность мышления) – количество детей с высоким уровнем – 20%; количество детей со средним уровнем развития – 25%; количество детей с низким уровнем развития – 55%.

Уровень развития творческой мотивации (разнообразие интересов, стремление к творчеству, увлеченность процессом творческой деятельности, творческая активность) – количество детей с высоким уровнем развития – 10%; количество детей со средним уровнем развития – 50%; количество детей с низким уровнем развития – 40%.

Уровень развития эстетических творческих свойств (способность к ассоциированию, чувство формы, способность к импровизации) – количество детей с высоким уровнем развития – 15%; количество детей со средним уровнем развития – 30%; количество детей с низким уровнем развития – 55%.

Уровень развития эмоционально-творческих свойств (эмоциональная отзывчивость, способность выражать эмоциональное содержание) – количество детей с высоким уровнем развития – 20%; количество детей со средним уровнем развития – 40%; количество детей с низким уровнем развития – 40%.

Уровень развития способности к продуцированию образов, интеграции разрозненных элементов в единую систему – образ с использованием нетрадиционных техник рисования (монографии и клякс графии) – количество детей с высоким уровнем развития – 25%; количество детей со средним уровнем развития – 35%; количество детей с низким уровнем развития –40%.

Полученные результаты заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть маленького ребенка от творческой деятельности, наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от педагогов знания того, что представляют собой творчество вообще и особенно детское творчество, знания специфики детского творчества, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность детей, способствовать овладению им необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.

Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

№/n Ф.И.Реб. Технические навыки Точность движений Средства выразительности (цвет, форма и др.) Наличие замысла Проявление самостоятельности Отношение к рисованию Речь в процессе рисования итог
Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н К.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Н.- начало года
К.- конец года
Итог. В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.

Список использованной литературы

Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 2007 - № 5.

Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 2006 - № 8.

Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997 

Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.

Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986- № 9.

Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 2005 - № 2.

Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 - № 1.

Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - № 2.

Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - № 4.

Комарова Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.

Комарова Т.С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2.

Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987

Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - № 9, 10.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2008.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- М., 2005.

Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 - № 1.

Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.

Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - № 3.

Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - № 3,4.

26. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - №10.

27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.

28. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11

29. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поисково-исследовательский проект "Наш каштан"

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигател...

«Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательского проекта».

   В течении  двух последних лет я занимаюсь проектной деятельностью с детьми сначала среднего, а затем и старшего дошкольного возраста.Проектирование представляет собой важную с...

«Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательского проекта».

                                  «Что такое микробы».Цель: Формирование  в процессе исследовательской...

Поисково-исследовательский проект в старшей группе детского сада "Песок - это интересно"

Проект для детей старшей группы с использованием экспериментальной деятельности....

Двухнедельный поисково-исследовательский проект "Мир искусства в празднике "Пасха""

Двухнедельный  поисково-исследовательский проект с детьми и родителями....

Творческий, познавательно - исследовательский проект "Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Проект нацеленный на ознакомление детей с устным народным творчеством, формирование интереса к русскому фольлору, расширению и активизации словарного запаса детей....

Творческий (экспериментально – исследовательский) проект «Этот удивительный воздух»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возраст...