«Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательского проекта».
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Зайцева Любовь Ивановна

                                    «Что такое микробы».

Цель: Формирование  в процессе исследовательской  деятельности элементарных  представлений о простейших  микроорганизмах, о  ценности здорового образа жизни.

Задачи:

Обучающий аспект: дать детям некоторые  представления о  микроорганизмах, об  их  свойствах (растут, размножаются, питаются,  делятся); узнать, что микроорганизмы  бывают  полезными  и вредными; познакомиться с простыми  способами борьбы с болезнетворными  бактериями.

Развивающий  аспект; Развивать в  экспериментальной  деятельности умение наблюдать, строить  предположения, выдвигать  гипотезы  ; развивать любознательность; вызвать  интерес к работе  с  лупой и микроскопом.

Воспитательный  аспект: Формировать  интерес  к  здоровому образу  жизни и  соблюдать  основные принципы  жизнеобеспечения;  соблюдать  правила культурно-гигиенических  навыков в повседневной  жизни.

 

                                             Ход занятия.         

Вос – ль:  Ребята, посмотрите,  сколько гостей пришли к нам на занятие. Давайте с ними поздороваемся. Мы  сейчас с вами, ребята,  отправимся  в  страну  Петьки  Микроба. Чтобы  на наши  ручки  не  попали  вредные   микробы, мы с вами   их  вымоем.

Массаж лица: «Умывалочка».

Надо, надо, нам помыться,

Где тут чистая водица,

Кран откроем ш-ш-ш

Руки моем ш-ш-ш                                

Шейку, шейку, мы потрём

И водичкой обольём (дети выполняют движения по тексту)

(дети садятся на места).

Вос – ль: Кто из вас  знает,  кто такие микробы и  бактерии?

(ответы детей).

Вос –ль: Микробы – это очень маленькие и живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть,  надо смотреть в особый прибор,  который называется  «микроскоп». Посмотрите,  ребята,  на этот прибор.

-Как называется прибор, в который рассматривают микробы?

Дети: Микроскоп.

Вос – ль: ( 2-3 предложения  о  микроскопе). А ещё ребята есть такой прибор - увеличительное стекло (лупа).

(Показывает лупу). Вот оно.

 Его  называют увеличительное,  потому что  оно увеличивает  предметы, которые мы видим, в несколько раз.

Вос-ль: Микробы – это просто шарики или палочки. У них нет рук, ни ног, ни  носа. Нет желудка, сердца,  лёгких. Вот, посмотрите, как они выглядят.

(Показ таблицы с микробами)

- Но они также  как и мы едят, дышат, двигаются.

Вос-ль: Как они передвигаются? У некоторых есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутики вращаются как пропеллер самолёта и микроб движется. Но у большинства микробов  жгутиков таких нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьём об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди и животные. Например, были  микробы  на яблоке. Они прилипли  к рукам, и человек своими руками  перенёс их в рот. Были микробы в земле. Ребёнок играл на улице – микробы прилипли к пальцам. Потом ребёнок пошёл домой и стал не вымытыми руками  есть. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок. Вот так они передвигаются.

Вос –ль: А теперь   давайте  порассуждаем  как  микробы  могут  попасть  в  организм  человека. Бежала собака около мусорного ящика…ДОГАДАЙТЕСЬ, как микробы попали в желудок?

Дети: (рассуждения детей). Микробы прилипли к её шерсти,  морде,  лапам. Ребёнок погладил собаку – они прилипли к рукам, потом к еде, с едой попали в желудок.

Вос-ль: Что едят микробы?

(ответы детей).

Вос –ль: Правильно, микробы, едят всё: хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю.

Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются ПЛЕСЕНЬЮ. Мы не будем открывать эту баночку,  чтобы плесень не распространилась по комнате. Она может быть опасна для человека.  Через прозрачную крышечку мы её увидим. А чтобы рассмотреть её ещё лучше нам поможет – Что?

Дети: Увеличительное стекло.

(Дети рассматривают плесень через стекло и рассуждают  о тои, что  они  видят)

Вос-ль: Ребята большинство микробов для нас не опасны. Даже наоборот, они бывают очень полезны. Например, с помощью микроорганизмов делают простоквашу,  творог, сыр и многие другие вкусные продукты. Какие ещё?

Дети: кефир, йогурт, растишку.

Вос-ль: Правильно. В стране   Петьки  Микроба живут  только  полезные  микробы ,А некоторые микробы бывают очень вредными. Это те, ко-торые едят здорового человека или животного. Они ничего не могут есть кроме человека. Но человеку не нравится, что его едят микробы и он начинает с ними бороться. То время, когда идёт борьба, называется болезнью. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Что он делает?

Дети: Принимает лекарства или делает уколы.

Вос-ль: Кто кого победит? Конечно, в конце концов, побеждает человек. Но болеть всё равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Эти микробы стараются  специально ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним. А  сейчас  давайте  встанем  на  ноги  и немного  отдохнем.

(дети встают около своих мест – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА).

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места: Шаг на месте –  левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз,  два,  раз,  два!

И под ноги не смотрите,

Раз,  два,  раз,  два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз, два,  раз,  два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

Вос-ль: Продолжаем  наше  путешествие  по  стране  Петьки Микроба. В зависимости от того, в каком организме поселились бактерии, возникает та или иная болезнь. Кто знает, если микроб поселился в горле, бывает что?

Дети: АНГИНА.

Вос-ль: Если в ухе?

Дети: ВОСПАЛЕНИЕ УХА.

Вос-ль: Если в зубе?

Дети: КАРИЕС.

Вос-ль: Правильно.

Ребята у микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он,  микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте посмотрим.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ С ПЛАСТИЛИНОМ.

Вос-ль: Сейчас  я вам  покажу  с помощью пластилина , как размножаются микробы.

Берём в руки пластилин и  лепим из него шарик – микроб.

-Вот так выглядит микроб,  который вызывает ангину,  болезни зубов и многие другие заболевания. Слепите сами этот  микроб   из  пластилина, который  лежит  перед  вами  на  тарелочке. Через некоторое время микроб просто делится пополам.

-Разделите шарик на 2 части.

Получились два новых микроорганизма,  две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут,  поэтому скоро становятся такими же, как и первая. Оторвите ещё пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли.

(Дети выполняют).

-Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию пополам.

Сколько стало?

Дети: Четыре.

Вос-ль: И  эти  разделим  еще  пополам и т.д.

(Дети выполняют).

-Что будет дальше?

(ответы детей).

- Правильно, вот так их количество становится всё больше, и больше и человек заболевает всё больше и больше.

Вос-ль: А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарства. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слепились между собой. Слепите шарики вместе, сдавите их. Вот и нет микробов,  вот и справился с ними человек, выздоровел!

Вос-ль: Так ли уж опасны бактерии?

Дети: Нет.

Вос-ль:  Конечно нет! Человек научился с ними бороться

 

-На кого в первую очередь нападают микробы?

(ответы детей).

-Правильно, на тех,  кто сам слаб: очень переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду.

-А каких людей микробы боятся и обходят их стороной?

(ответы детей).

Вос-ль: Правильно микробы боятся  крепких, здоровых и закалённых  людей.

(входит микроб, одетый  в пятнистую, как у десантника, одежду).

Микроб: Мы микробы страшные,

                  Вредные ужасные,

                  Мы любим не букашек,

                  А грязных замарашек!

                  Их схватим и утащим,

                   Болезням отдадим!

Вос –ль: Нет микроб, мы тебе не сдадимся! Мы о микробах теперь много знаем. Да ребята.

Дети: Да!

Микроб: Так уж  и всё. Сейчас проверим. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечать.  Согласны?

Дети: Да.

Микроб: Почему нельзя есть грязными руками?

(ответы детей).

Микроб: Можно ли есть и одновременно играть с животными?

(ответы).

Микроб: А можно ли пить водичку из - под крана, когда очень сильно хочется пить?

(ответы).

Микроб: А скажите  мне, для чего нужны витамины? (злорадствует). Точно не знаете.

Дети: Знаем. Для того чтобы быть здоровыми и не болеть.

Микроб: Интересно, чем обладают витамины что благодаря им не нельзя заболеть?

Варя Г.: Витамин  А  отвечает за здоровую кожу и хорошее зрение.

Катя М.: Витамин  В  улучшает пищеварение. От него зависит наше настроение.

Настя К.: Витамин  С  оберегает от простуды,  укрепляет кости,  помогает содержать в хорошем состоянии зубы и кожу.

Вадим П.: Витамин  Д   восстанавливает зубы и кости.

Мтвей З.: Витамин  Е  залечивает раны.

Микроб: Ох,  всех моих болезнетворных микробов вы одолели! Пожалуй, вы сильнее их. Удаляюсь…..

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Вос-ль: Ребята теперь скажите мне, что нового вы узнали на занятии?

(узнали  о том, что микробы бывают вредные и бывают  микробы полезные).

Вос-ль: Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм?

(Мыть руки перед едой. Закалятся и заниматься физкультурой. Есть витамины и полезную пищу. Мыть овощи и фрукты перед едой.)

Вос-ль:  А что делать, чтобы проникнув в организм, они не размножались, а погибали?

(принимать лекарство и делать уколы).

Вос-ль: Молодцы, наше  путешествие по  стране  Петьки  Микроба  подошло  к  завершению, а сейчас подойдите все ко мне, и мы посмотрим с вами небольшое кино о бактериях.

(дети смотрят кино).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие для методического объединения детей старшего                      дошкольного возраста.

Тема  проекта  «Развитие  познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательского проекта».

                                    «Что такое микробы».

Цель: Формирование  в процессе исследовательской  деятельности элементарных  представлений о простейших  микроорганизмах, о  ценности здорового образа жизни.

Задачи:

Обучающий аспект: дать детям некоторые  представления о  микроорганизмах, об  их  свойствах (растут, размножаются, питаются,  делятся); узнать, что микроорганизмы  бывают  полезными  и вредными; познакомиться с простыми  способами борьбы с болезнетворными  бактериями.

Развивающий  аспект; Развивать в  экспериментальной  деятельности умение наблюдать, строить  предположения, выдвигать  гипотезы  ; развивать любознательность; вызвать  интерес к работе  с  лупой и микроскопом.

Воспитательный  аспект: Формировать  интерес  к  здоровому образу  жизни и  соблюдать  основные принципы  жизнеобеспечения;  соблюдать  правила культурно-гигиенических  навыков в повседневной  жизни.

                                             Ход занятия.        

Вос – ль:  Ребята, посмотрите,  сколько гостей пришли к нам на занятие. Давайте с ними поздороваемся. Мы  сейчас с вами, ребята,  отправимся  в  страну  Петьки  Микроба. Чтобы  на наши  ручки  не  попали  вредные   микробы, мы с вами   их  вымоем.

Массаж лица: «Умывалочка».

Надо, надо, нам помыться,

Где тут чистая водица,

Кран откроем ш-ш-ш

Руки моем ш-ш-ш        

Шейку, шейку, мы потрём

И водичкой обольём (дети выполняют движения по тексту)

(дети садятся на места).

Вос – ль: Кто из вас  знает,  кто такие микробы и  бактерии?

(ответы детей).

Вос –ль: Микробы – это очень маленькие и живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть,  надо смотреть в особый прибор,  который называется  «микроскоп». Посмотрите,  ребята,  на этот прибор.

-Как называется прибор, в который рассматривают микробы?

Дети: Микроскоп.

Вос – ль: ( 2-3 предложения  о  микроскопе). А ещё ребята есть такой прибор - увеличительное стекло (лупа).

(Показывает лупу). Вот оно.

 Его  называют увеличительное,  потому что  оно увеличивает  предметы, которые мы видим, в несколько раз.

Вос-ль: Микробы – это просто шарики или палочки. У них нет рук, ни ног, ни  носа. Нет желудка, сердца,  лёгких. Вот, посмотрите, как они выглядят.

(Показ таблицы с микробами)

- Но они также  как и мы едят, дышат, двигаются.

Вос-ль: Как они передвигаются? У некоторых есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутики вращаются как пропеллер самолёта и микроб движется. Но у большинства микробов  жгутиков таких нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьём об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди и животные. Например, были  микробы  на яблоке. Они прилипли  к рукам, и человек своими руками  перенёс их в рот. Были микробы в земле. Ребёнок играл на улице – микробы прилипли к пальцам. Потом ребёнок пошёл домой и стал не вымытыми руками  есть. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок. Вот так они передвигаются.

Вос –ль: А теперь   давайте  порассуждаем  как  микробы  могут  попасть  в  организм  человека. Бежала собака около мусорного ящика…ДОГАДАЙТЕСЬ, как микробы попали в желудок?

Дети: (рассуждения детей). Микробы прилипли к её шерсти,  морде,  лапам. Ребёнок погладил собаку – они прилипли к рукам, потом к еде, с едой попали в желудок.

Вос-ль: Что едят микробы?

(ответы детей).

Вос –ль: Правильно, микробы, едят всё: хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю.

Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются ПЛЕСЕНЬЮ. Мы не будем открывать эту баночку,  чтобы плесень не распространилась по комнате. Она может быть опасна для человека.  Через прозрачную крышечку мы её увидим. А чтобы рассмотреть её ещё лучше нам поможет – Что?

Дети: Увеличительное стекло.

(Дети рассматривают плесень через стекло и рассуждают  о тои, что  они  видят)

Вос-ль: Ребята большинство микробов для нас не опасны. Даже наоборот, они бывают очень полезны. Например, с помощью микроорганизмов делают простоквашу,  творог, сыр и многие другие вкусные продукты. Какие ещё?

Дети: кефир, йогурт, растишку.

Вос-ль: Правильно. В стране   Петьки  Микроба живут  только  полезные  микробы ,А некоторые микробы бывают очень вредными. Это те, ко-торые едят здорового человека или животного. Они ничего не могут есть кроме человека. Но человеку не нравится, что его едят микробы и он начинает с ними бороться. То время, когда идёт борьба, называется болезнью. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Что он делает?

Дети: Принимает лекарства или делает уколы.

Вос-ль: Кто кого победит? Конечно, в конце концов, побеждает человек. Но болеть всё равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Эти микробы стараются  специально ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним. А  сейчас  давайте  встанем  на  ноги  и немного  отдохнем.

(дети встают около своих мест – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА).

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места: Шаг на месте –  левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз,  два,  раз,  два!

И под ноги не смотрите,

Раз,  два,  раз,  два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз, два,  раз,  два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

Вос-ль: Продолжаем  наше  путешествие  по  стране  Петьки Микроба. В зависимости от того, в каком организме поселились бактерии, возникает та или иная болезнь. Кто знает, если микроб поселился в горле, бывает что?

Дети: АНГИНА.

Вос-ль: Если в ухе?

Дети: ВОСПАЛЕНИЕ УХА.

Вос-ль: Если в зубе?

Дети: КАРИЕС.

Вос-ль: Правильно.

Ребята у микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он,  микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте посмотрим.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ С ПЛАСТИЛИНОМ.

Вос-ль: Сейчас  я вам  покажу  с помощью пластилина , как размножаются микробы.

Берём в руки пластилин и  лепим из него шарик – микроб.

-Вот так выглядит микроб,  который вызывает ангину,  болезни зубов и многие другие заболевания. Слепите сами этот  микроб   из  пластилина, который  лежит  перед  вами  на  тарелочке. Через некоторое время микроб просто делится пополам.

-Разделите шарик на 2 части.

Получились два новых микроорганизма,  две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут,  поэтому скоро становятся такими же, как и первая. Оторвите ещё пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли.

(Дети выполняют).

-Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию пополам.

Сколько стало?

Дети: Четыре.

Вос-ль: И  эти  разделим  еще  пополам и т.д.

(Дети выполняют).

-Что будет дальше?

(ответы детей).

- Правильно, вот так их количество становится всё больше, и больше и человек заболевает всё больше и больше.

Вос-ль: А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарства. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слепились между собой. Слепите шарики вместе, сдавите их. Вот и нет микробов,  вот и справился с ними человек, выздоровел!

Вос-ль: Так ли уж опасны бактерии?

Дети: Нет.

Вос-ль:  Конечно нет! Человек научился с ними бороться

-На кого в первую очередь нападают микробы?

(ответы детей).

-Правильно, на тех,  кто сам слаб: очень переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду.

-А каких людей микробы боятся и обходят их стороной?

(ответы детей).

Вос-ль: Правильно микробы боятся  крепких, здоровых и закалённых  людей.

(входит микроб, одетый  в пятнистую, как у десантника, одежду).

Микроб: Мы микробы страшные,

                  Вредные ужасные,

                  Мы любим не букашек,

                  А грязных замарашек!

                  Их схватим и утащим,

                   Болезням отдадим!

Вос –ль: Нет микроб, мы тебе не сдадимся! Мы о микробах теперь много знаем. Да ребята.

Дети: Да!

Микроб: Так уж  и всё. Сейчас проверим. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечать.  Согласны?

Дети: Да.

Микроб: Почему нельзя есть грязными руками?

(ответы детей).

Микроб: Можно ли есть и одновременно играть с животными?

(ответы).

Микроб: А можно ли пить водичку из - под крана, когда очень сильно хочется пить?

(ответы).

Микроб: А скажите  мне, для чего нужны витамины? (злорадствует). Точно не знаете.

Дети: Знаем. Для того чтобы быть здоровыми и не болеть.

Микроб: Интересно, чем обладают витамины что благодаря им не нельзя заболеть?

Варя Г.: Витамин  А  отвечает за здоровую кожу и хорошее зрение.

Катя М.: Витамин  В  улучшает пищеварение. От него зависит наше настроение.

Настя К.: Витамин  С  оберегает от простуды,  укрепляет кости,  помогает содержать в хорошем состоянии зубы и кожу.

Вадим П.: Витамин  Д   восстанавливает зубы и кости.

Мтвей З.: Витамин  Е  залечивает раны.

Микроб: Ох,  всех моих болезнетворных микробов вы одолели! Пожалуй, вы сильнее их. Удаляюсь…..

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Вос-ль: Ребята теперь скажите мне, что нового вы узнали на занятии?

(узнали  о том, что микробы бывают вредные и бывают  микробы полезные).

Вос-ль: Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм?

(Мыть руки перед едой. Закалятся и заниматься физкультурой. Есть витамины и полезную пищу. Мыть овощи и фрукты перед едой.)

Вос-ль:  А что делать, чтобы проникнув в организм, они не размножались, а погибали?

(принимать лекарство и делать уколы).

Вос-ль: Молодцы, наше  путешествие по  стране  Петьки  Микроба  подошло  к  завершению, а сейчас подойдите все ко мне, и мы посмотрим с вами небольшое кино о бактериях.

(дети смотрят кино).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности». (из опыта работы)

 Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть роди...

«Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательского проекта».

   В течении  двух последних лет я занимаюсь проектной деятельностью с детьми сначала среднего, а затем и старшего дошкольного возраста.Проектирование представляет собой важную с...

Буклет "Формирование самостоятельности детей в процессе поисково - исследовательской деятельности".

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон...

Из опыта работы по теме:«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности».

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности....

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КНИГА ПАМЯТИ»

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность з...

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ.

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ....