План по самообразованию
материал

Рыжинская Елена Владмировна

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

        Увлекшись этой игрой маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_17-18.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя 1 квалификационной категории Рыжинской Елены Владимировны на 2017-2018 годы.

Тема самообразования: Шахматы для дошкольников.

Актуальность: Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов.

      Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные компьютеры, в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества.

        Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

        Увлекшись этой игрой маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир.

 Цель: Изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Повышение своего теоретического и практического уровня и компетентности.

Задачи: 

 Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой современной научной и педагогической литературы по вопросу обучения дошкольников игре в шахматы, курсов повышения квалификации, самообразования;

Оформить центр игры в шахматы;

Разработать программу дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы.

Провести консультации для педагогов ДОУ.

Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.

Предполагаемый результат: Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение литературы по теме;
  • прохождение курсов повышения квалификации;
  • практический выход: консультация для педагогов на педчасе,
  • обобщение опыта работы на методическом объединении.

Содержание работы по самообразованию:

Вопросы изучения:

  • изучить ФГОС дошкольного образования
  • изучить методическую литературу
  • изучить приемы и методы обучения детей игре в шахматы, повышение эффективности мыслительных способностей детей дошкольного возраста
  • изучить и применить элементы инновационных технологий, задействовать
  • сетевые ресурсы
  • изучить авторскую систему Костенюк А. К., Костенюк Н.П. Дошкольный шахматный учебник «Как научить шахматам».
  • создатьть материально-техническую базу группы (создание центра игры в шахматы и дидактических пособий);
  • установить творческое сообщество педагога и детей по ознакомлению и обучению игре в шахматы.

Предполагаемый результат: 

Обогащение собственных теоретических знаний и практического опыта использования методов и приемов обучения игре в шахматы в работе с детьми.

Содержание работы по самообразованию

Форма работы

Сроки реализации

1

Курсы повышения квалификации по теме «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет технологий»

сентябрь

2

Изучение нормативно - правовой базы.

Изучение научно – методической литературы по теме самообразования.

октябрь

3

Изучение литературы по теме «шахматы с детского сада».

Изучение и анализ передового опыта, в т.ч. опыта коллег г. Мегиона.

Создание предметно-пространственной среды.

ноябрь

4

Разработка и написание программы дополнительного образовательная «Обучение детей игре в шахматы»

для детей от 5 до 7 лет.

декабрь

январь

5

Консультация для педагогов ДОУ организации работы с детьми по ПДО «Обучение детей игре в шахматы»

февраль

6

Реализация ПДО.

Подготовка детей к шахматному турниру.

март

7

Подготовка материала и представление опыта работы по ПДО «Обучение детей игре в шахматы» на МО.

Участие детей в городском шахматном турнире.

апрель

8

Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по обучению игре в шахматы.

Развлечение «В гости к Шахматной королеве».

май

Литература для изучения:

1. И.Г.Сухин "Удивительные приключения в Шахматной стране".

2. И.Г.Сухин программа "Шахматы, первый год".

3. Сайт шахматного всеобуча (шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: учиться на одни пятерки).

4.  В. Гришин и Е. Ильин “Шахматная азбука” (М., Детская литература, 1980).

5. Ю. Авербаха и М. Бейлина  “Путешествие в шахматное королевство” (ФиС, 1988),

6. В. Никитин и А. Фрадкин “Книга начинающего шахматиста” (Красноярск, 1983).

7. Е. Ильин  «В стране деревянных королей» (М., Малыш, 1985).

8. С. Прокофьев, Г. Сапгир “Приключение Пешки” (М., ФиС, 1987).

9. В. Зак,  Я. Длуголенский “Я играю в шахматы” (Л., Детская литература, 1985).

10. Костенюк А. К., Костенюк Н.П. Дошкольный шахматный учебник «Как научить шахматам» Издательство «RUSSIAN CHESS HOUSE» 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...