«Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога»
методическая разработка
Модернизация системы образования выдвигает вопросы формирования профессионально-психологической культуры педагога на одно из ведущих мест. Педагог-профессионал сочетает в себе компетентность в области специальных знаний, общекультурные качества, основанные на индивидуальных психологических особенностях личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления:
«Педагогическое общение
как аспект психологической культуры педагога»
Модернизация системы образования выдвигает вопросы формирования профессионально-психологической культуры педагога на одно из ведущих мест. Педагог-профессионал сочетает в себе компетентность в области специальных знаний, общекультурные качества, основанные на индивидуальных психологических особенностях личности.
Современная психологическая наука накопила огромный потенциал знаний о психическом складе человека и его многообразном проявлении в социуме. По мнению И. В. Дубровиной, академика РАО, психологическая культура складывается из двух компонентов:
- психологических знаний и
- общей культуры человека.
Систему формирования психологической культуры педагога определяют во-первых, формирование психологической грамотности как минимума психологических знаний и умений, которые обеспечивают адекватное поведение и социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения, активное вовлечение его в знакомство с системой научных психологических знаний о человеке и взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и индивидуальных качествах, развитие креативности; во-вторых, формирование психологической компетентности, обеспечивающей эффективность педагогического общения, психологическую проницательность, эмпатию, прогностические способности, стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию.
Коррекционно-воспитательный процесс осуществляется в непосредственном общении воспитателя и ребенка. Великий педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника – человека. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно сформировать характер. Ни уставы, ни программы, никакой искусственный организм учебного заведения, не может заменить личности в деле воспитания.
Из чего же складывается педагогическое общение учителя как аспект психологической культуры педагога? В ее основе личностные качества, ценностные ориентации, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия, педагогический такт.
Невербальная культура общения педагога - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - не вербальными средствами. Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояния ми и служит средством их выражения.
Восприятие и понимание речи педагога детьми связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога - вербальной культура общения педагога.
Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя. Монотонная речь нагоняет скуку, ошибки в дикции часто вызывают смех, поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть речью.
Педагогический такт проявляется в умении педагога разговаривать, не задевая самолюбия детей, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении «держать себя», в оценочных суждениях, интонациях, поощрять и наказывать учащихся.
Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с воспитанником - в присутствии других или один на один; позволяет определить время общения - отреагировать немедленно или подождать, дать ребенку возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д.
Обучающиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, на сколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями.
Стиль общения определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Известный психолог В.А. Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения.
Общение на основе дружеского расположения, что является психологической основой личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Данный вид общения проявляется в доверительных отношениях, глубоком взаимоуважении педагогов и обучающихся.
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с ребенком творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности воспитателя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Необходимо отметить, что не следует допускать панибратских взаимоотношений. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.
Общение-дистанция. Суть его заключается в том, что в системе взаимодействия педагога и обучающихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна вытекать из общей логики отношений ребенка и педагога, а не диктоваться воспитателем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
Общение – устрашение - этот стиль общения связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и иногда воспитатель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно.
В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
Заигрывание связано с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением воспитателя быстро установить контакт с детьми, желанием им понравиться, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, профессиональной коммуникативной деятельности.
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. При этом приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности. От стиля зависит психологическая атмосфера в коллективе, его эмоциональное благополучие.
Правила педагогического общения:
- Принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен.
- Верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность.
- Уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого.
- Не унижать достоинства ученика.
- Не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий.
- Помнить, что любой может ошибаться.
- Не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Наличие у педагога культуры общения служит показателем высокого профессионального потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего - важнейшие профессионально-педагогические компетенции. Они проявляются тогда, когда есть интерес к делу воспитания, потребность в общении с учащимися на основе психологической культура педагога.
Требования к речевой культуре педагога
- Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал напряжения.
- Мелодичность голоса может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать.
- Хорошие дикция, умеренный темп – необходимые характеристики речи. Оптимальный темп речи педагога около 120 слов в мин.
- Для достижения выразительности произношения важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь не всегда понятна, без психологических – безлика.
- Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития
1. Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗНа современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления лично...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-225443-1536720854.jpg)
Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога»
Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих проф...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-1083548-1542554959.jpg)
Психолого-педагогическая компетентность и профессиональная культура педагога
презентация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-414002-1545072028.jpg)
Некоторые аспекты формирования психологической культуры взрослых субъектов образовательного процесса
Одной из основных задач современного дошкольного образования является реализация федерального государственного образовательного стандарта. Построение образовательной работы н...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-1160613-1567781324.jpg)
Психологическая культура педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Статья посвящена описанию понятия «психологическая культура личности» и его роли в обеспечении профессиональной успешности современных педагогов дошкольных образовательных учреждений. В ст...
"Психологическая культура педагога"
Психолого-педагогический тренинг...