«Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога»
методическая разработка

Гонтарь Ирина Петровна

Модернизация системы образования выдвигает вопросы формирования профессионально-психологической культуры педагога на одно из ведущих мест. Педагог-профессионал сочетает в себе компетентность в области специальных знаний, общекультурные качества, основанные на индивидуальных психологических особенностях личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_obshchenie.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: 

«Педагогическое общение 
как аспект психологической культуры педагога»

Модернизация системы образования выдвигает вопросы формирования профессионально-психологической культуры педагога на одно из ведущих мест. Педагог-профессионал сочетает в себе компетентность в области специальных знаний, общекультурные качества, основанные на индивидуальных психологических особенностях личности.

Современная психологическая наука накопила огромный потенциал знаний о психическом складе человека и его многообразном проявлении в социуме. По мнению И. В. Дубровиной, академика РАО, психологическая культура складывается из двух компонентов:

 - психологических знаний и

- общей культуры человека.

 Систему формирования психологической культуры педагога определяют во-первых, формирование психологической грамотности как минимума психологических знаний и умений, которые обеспечивают адекватное поведение и социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения, активное вовлечение его в знакомство с системой научных психологических знаний о человеке и взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и индивидуальных качествах, развитие креативности; во-вторых, формирование психологической компетентности, обеспечивающей эффективность педагогического общения, психологическую проницательность, эмпатию, прогностические способности, стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию.

Коррекционно-воспитательный процесс осуществляется в непосредственном общении воспитателя  и ребенка. Великий педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника – человека. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно сформировать характер. Ни уставы, ни программы, никакой искусственный организм учебного заведения, не может заменить личности в деле воспитания.

Из чего же складывается педагогическое общение учителя как аспект психологической культуры педагога? В ее основе личностные качества, ценностные ориентации, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия, педагогический такт.

Невербальная культура общения педагога - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

 Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - не вербальными средствами. Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояния ми и служит средством их выражения.

Восприятие и понимание речи педагога детьми связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога - вербальной культура общения педагога.

 Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя. Монотонная речь нагоняет скуку, ошибки в дикции часто вызывают смех, поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть речью.

Педагогический такт проявляется в умении педагога разговаривать, не задевая самолюбия детей, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении «держать себя», в оценочных суждениях, интонациях, поощрять и наказывать учащихся.

 Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с воспитанником - в присутствии других или один на один; позволяет определить время общения - отреагировать немедленно или подождать, дать ребенку возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д.

Обучающиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, на сколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями.

Стиль общения определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Известный психолог В.А. Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения.

Общение на основе дружеского расположения, что является психологической основой личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Данный вид общения проявляется в доверительных отношениях, глубоком взаимоуважении педагогов и обучающихся.

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с ребенком творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности воспитателя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Необходимо отметить, что не следует допускать панибратских взаимоотношений. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Общение-дистанция. Суть его заключается в том, что в системе взаимодействия педагога и обучающихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна вытекать из общей логики отношений ребенка и педагога, а не диктоваться воспитателем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Общение – устрашение - этот стиль общения связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и иногда воспитатель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно.

В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

Заигрывание связано с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением воспитателя быстро установить контакт с детьми, желанием им понравиться, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, профессиональной коммуникативной деятельности.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. При этом приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности. От стиля зависит психологическая атмосфера в коллективе, его эмоциональное благополучие.

Правила педагогического общения:

  1. Принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен.
  2. Верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность.
  3. Уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого.
  4. Не унижать достоинства ученика.
  5. Не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий.
  6. Помнить, что любой может ошибаться.
  7. Не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Наличие у педагога культуры общения служит показателем высокого профессионального потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего - важнейшие профессионально-педагогические компетенции. Они проявляются тогда, когда есть интерес к делу воспитания, потребность в общении с учащимися на основе психологической культура педагога.

Требования к речевой культуре педагога

  1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал напряжения.
  2. Мелодичность голоса может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать.
  3. Хорошие дикция, умеренный темп – необходимые характеристики речи. Оптимальный темп речи педагога около 120 слов в мин.
  4. Для достижения выразительности произношения важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь не всегда понятна, без психологических – безлика.
  5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития

1. Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗНа современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления лично...

Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога»

Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих проф...

"Психологическая культура педагога"

Треннинг для педагогов...

Некоторые аспекты формирования психологической культуры взрослых субъектов образовательного процесса

Одной  из основных задач современного дошкольного образования является реализация федерального государственного образовательного стандарта. Построение образовательной работы н...

Психологическая культура педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Статья посвящена описанию понятия «психологическая культура личности» и его роли в обеспечении профессиональной успешности современных педагогов дошкольных образовательных учреждений. В ст...

"Психологическая культура педагога"

Психолого-педагогический тренинг...