«Приобщение дошкольников к русской народной культуре в разных видах музыкальной деятельности.»
методическая разработка

Приобщая детей с дошкольного возраста к родной культуре,истории, мы воспитываем у них чувство красоты, любовь к Родине...........

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_doshkolnikov_k_russkoy_kulture.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Приобщение дошкольников к русской народной культуре в разных               видах музыкальной деятельности.»

 Народная культура - полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Каждый наш день - день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.В..Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

 Приобщая детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, мы воспитываем у них чувство красоты, опираясь на такие виды деятельности как: музыкально - образовательная, слушание, исполнительство и творчество.

 Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей тех, кого зовут соотечественниками.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Работа с фольклором - это путь к пониманию, что народное творчество - чуть ли ни единственная возможность привить человеку с самого раннего возраста любовь к Родине, воспитать трудолюбие, милосердие, честность, уважение к старшим, заботу о младших.

Дети обучаются принципам народного исполнительства, учатся петь народные песни, водить хороводы, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни.

Народная песня помогает развивать в детях музыкальные, творческие способности, художественный и эстетический вкус.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду, на которых дети знакомятся с различными видами народного музыкального фольклора – это детские игровые  попевки , колыбельные, шуточные песни, игры-хороводы, потешки и народные танцы.

Приобщение дошкольников к русской народной культуре имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

Воспитательные задачи;

поддерживается интерес к фольклорному искусству .

Дети приобщаются к общественно-полезной деятельности (организация развлечений, праздников, показательных выступлений);

воспитывается чувство патриотизма и любви к родной земле, родному краю;

воспитывается уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.

Развивающие задачи:

Использование на занятиях р.н.попевок, песен  способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков;

развиваются специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления) с помощью игр, сопровождаемых песенными припевами с хлопками в ладоши;

воспитывается чувство ансамблевой согласованности;

развиваются самостоятельность, инициатива, творческое начало и импровизационные способности у детей;

развивается эмоциональная сфера ребенка, его сенсорные способности;

расширяется кругозор детей, для этого используются беседы, рассказы, экскурсии, проведение развлечений, праздников.

Обучающие задачи;

- осуществляя индивидуальный подход к детям в процессе обучения, формируются  навыки пения без сопровождения;

учатся сопровождать пение движением, тем самым улучшая качество хорового звучания, отработку правильной дикции;

формируется осанка, правильное дыхание, подвижность;

учатся самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

учатся играть на ударных и шумовых инструментах.

 Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте на занятиях, с использованием фольклора, является слушание. На занятиях используются колыбельные песни для слушания, несложный песенный материал: «Зайка», «Сорока-сорока», «Ладушки», «Петушок», «Дождик», «Солнышко», и  т. д., которые по мелодическому и ритмическому строю легко усваиваются детьми.

Азы музыкально - ритмических движений закладываются при пении прибауток, где  ритмические  приговорки сопровождаются движениями ребенка. Мы стараемся подобрать такой репертуар, где есть гармоническое соединение движений и речи. Все это сочетается в умении правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода. Например: «Ладушки»- хлопать в ладоши, «Чок-чок»- притопывать каблучком, «Галушки-галушки»- разводить руки в стороны. Сначала мы разучиваем приседания с детьми, подпрыгивание под песенки-потешки, затем обучаем элементам пляски: притопам. хлопкам, вращению кистями.

С целью развития чувства ритма используем игру на музыкальных инструментах: погремушках, ложках, бубнах.

 Дети среднего возраста отличаются большей самостоятельностью. В легкой доступной форме мы начинаем знакомство с народным календарем: подбирается практический материал: песни, игры-хороводы, отражающие времена года. Например, осенью, когда дети на познавательных занятиях знакомятся с явлениями  природы, с трудом взрослых, используем песни, хороводы: «Огородная-хороводная», «Капустка», «Заинька», «Тень-тень, потетень». Продолжаем знакомить с колыбельными песнями, даем сведения о колыбели, рассказываем о доброте материнских рук, через это показываются выразительные средства колыбельной песни. Обращаем внимание детей и на различные виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые. Используем эти виды песен как на занятиях, так и на праздниках: «В огороде заинька»- на осенних праздниках, «Весна-красна», «Весняночка», «Солнышко» - на весенних гуляньях. Популярностью, особенно у девочек, пользуются хороводы  «Заинька, выходи», «Мы на луг ходили», «Ходит Ваня» «Кто у нас хороший», «Как на тоненький ледок» и т. д. Хороводы всегда украшают праздник.

В старшем дошкольном возрасте мы расширяем музыкальный материал, направленный на освоение русских традиций. Продолжаем развивать интонационную выразительность, акцентируя на умение слышать себя и своего соседа, на ритмичность движений в играх, плясках,  хороводах. Например: «На горе-то калина»,-хоровод, игра «Плетень», «Заинька»-игра-хоровод, игра «Теремок», «Земелюшка-чернозем»-хоровод.

В нашем детском саду проходят праздники, которые основаны на фольклорном материале – это праздник Масленицы,( Проводы зимы, Встреча весны). Участие в хороводах, играх, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к фольклорной традиции - к импровизации, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной музыке через разные виды музыкальной деятельности»

Большие возможности погружения ребёнка в мир народной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь с давних пор педагогикой признавалось огромное воспитательное значение народного т...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музейной и проектной деятельности

Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музейной и проектной деятельности"...

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...