Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музейной и проектной деятельности
консультация (подготовительная группа)

Мозгова Галина Николаевна

Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музейной и проектной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музейной и проектной деятельности».

Подготовила: Старший воспитатель Мозгова Г.Н.

Москва, март 2019г

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний"

Д.С. Лихачев

Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, донесли до наших дней разнообразные средства и формы воспитания.

Для детей от трех до шести лет наиболее эффективным считалось сочетание «поучения» и «примера». К «поучениям» относятся пословицы, поговорки, присказки и сказки, формировавшие у ребенка уважение к труду и негативное отношение к лени. А в качестве «примера» были игры, имитирующие реальную хозяйственную деятельность. К пяти - шестилетнему возрасту ребенок осваивал работы, связанные с самообслуживанием. Далее начиналось приобщение к ремеслам. При этом наряду с воспитательной ролью семьи возрастала роль коллектива. «Пример» превращался в систематическое обучение. Таким образом в процессе труда осуществлялось эстетическое воспитание. Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. И каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

         Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено "с ног на голову". Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что "всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь", детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется.

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников, использовать во время занятий по всем областям образовательной деятельности.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Важнейшими особенностями сказок являются образность и дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество.

Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Фольклорные формы можно использовать как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например, во время утренников и праздников, во время утренней гимнастики и физкультминуток, также при умывании и когда просыпаемся, когда отправляемся на прогулку и т.д.   Таким образом, произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда песня, когда её поют. У воспитателя каждой возрастной группы обязательно должны быть подборки пословиц, поговорок, скороговорок, загадок, затрагивающих различные области знаний.

Особое внимание на музыкальных занятиях отводится игре на народных музыкальных инструментах: ложках, свистульках, трещётках, коробочке, колотушке, вертушке. Они развивают у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем интерес к музыкальной деятельности.

Все свободное время дети играют. Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным. Воспитателем должна быть разработана картотека народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм. Ведь в народной традиции никогда не было зрителей – все были участниками.

Современных детей очень привлекают ролевые игры, поэтому следует активно использовать в работе театрализацию. Здесь вашими помощниками станут различные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, настольный, конусный, наборы масок.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой.
Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Наиболее любимы детьми такие праздники как Масленица и Пасха. Народные праздники - это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие.  

Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детейДети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных растений, птиц, животных. Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Неподдельный интерес вызывают Богородские игрушки и тряпичные куклы. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группе обязательно должен быть уголок, в котором размещены альбомы и раскраски: «Дымковская игрушка»; «Филимоновская игрушка»; «Матрёшки»; «Урало-сибирская роспись»; «Народное творчество»; «Гжель»; «Хохлома» и т.п.  Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорам и, орнаментами, сюжетными композициями. Дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы. Например, игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, игры, куклы-скрутки, возможно, предметы быта, элементы национального костюма, дидактические игры. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть. Т.е. воспитатель создает предметно-развивающую среду, которая способствует накоплению информации о русской народной культуре. 

Хорошими помощниками в работе воспитателя являются мини-музеи. В нашем детском саду есть музей русского быта «Русская изба» и кабинет музейной педагогики «Народные промыслы». Тематическое посещение данных музеев поможет разнообразить и закрепить полученные знания дошкольников.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность, возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре в разных видах музыкальной деятельности.»

Приобщая детей с дошкольного возраста к родной культуре,истории, мы воспитываем у них чувство красоты, любовь к Родине..............

"Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игрушки "

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохр...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством инновационных технологий

Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала. ...

Выступление на педагогическом совете "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры"

Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенест...