перспективное планирование по формированию гражданственности и патриотизму у детей среднего дошкольного возраста "Бердск- моя малая Родина"
рабочая программа (средняя группа)

Мещанинцева Надежда Владимировна

формирование ценностного отношения к родному краю у детей  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx48.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида

№ 17 «Земляничка»

                                           

«Утверждаю»

заведующий МБДОУ №17«Земляничка» ___________Л.М.Майтак

Перспективное планирование

 по формированию гражданственности и патриотизма детей среднего возраста

«Бердск – моя малая Родина»

                                                                 Составитель:

                                                             воспитатель Мещанинцева Н.В

2018г

Цель: формирование ценностного отношения к родному краю у детей  дошкольного возраста

Задачи: 

  1. Знакомить детей с родным городом, краем, его историй, развивать интерес к местным традициям;
  2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  3. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, родному дому, своему городу;
  4. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем.

ИГРА в этом возрасте у дошкольников остаётся ведущим видом деятельности, поэтому изучение краеведческого материала проходит в игровой форме:

  • подвижные игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • игровые упражнения,
  • разыгрывание мини-сценок,
  • этюды,
  • театрализация.

Возрастные особенности детей среднего возраста.

В 4-5 лет  изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Повышенная обидчивость на замечания взрослого представляет собой возрастной феномен. Со сверстниками общение становится избирательным. В группе появляются лидеры, появляются конкурентность,  соревновательность.

В игре появляются ролевые взаимодействия. Роли могут меняться. Действия приобретают смысл. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Рисунок становится предметным и детализированным. Дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу (5-6 деталей), а также планирование последовательности действий.

 Позитивные изменения в развитии   мелкой моторики руки. Усложняются игры с мячом. Развивается ловкость, координация движений.

Развивается восприятие: могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объём памяти(7-8 названий предметов), складывается произвольное запоминание.

Начинает развиваться образное мышление. При этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранения количества, объёма и величины.

Формируются такие особенности воображения, как оригинальность и произвольность (могут придумать небольшую сказку на заданную тему).

Увеличивается устойчивость внимания. Доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

Речь становится предметом активности детей. Улучшается произношение звуков и дикция. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится внеситуативной.

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей,
  • самостоятельной деятельности детей.

    Решение  образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей  осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

     Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • игровой,
  • двигательной,
  • познавательно – исследовательской,
  • коммуникативной,
  • продуктивной,
  • музыкально – художественной,
  • трудовой,
  • чтение художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Формы и методы организации работы с детьми по реализации  задач Программы

Режимные моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность

с семьей

Напоминание

Объяснение

Наблюдение

Развивающие игры

Игра-экспериментирование

Проблемные

ситуации

Игровые упражнения

Показ

Наблюдение

Беседа

Занятия

Игровые занятия

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Тематическая прогулка

Экскурсии

Проектная деятельность

Опыты

Конкурсы

КВН

Продуктивная деятельность

Проблемно-поисковые ситуации

Мини-музеи

Чтение литературы

Посещение библиотеки

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры-экспериментирования

Наблюдение

Опыты

Продуктивная деятельность

Опрос

Анкетирование

Семинары-практикумы

Консультации

Музыкально-литературные вечера и досуги

Коллекционирование

Беседа

Совместная продуктивная деятельность

Выставки

Совместные экскурсии, Прогулки в природу, походы

театрализованная деятельность

Конкурсы

В средней группе дети знакомятся с устройством детского сада, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Начинается знакомство с погодно-климатическими особенностями. Дети получают общие сведения о месте проживания – Сибирь. Дети знакомятся с растениями, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения, знакомятся с особенностями, условиями обитания животных и птиц.

Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности, объекты социальной сферы.

Начинается работа по знакомству  с фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.

Дата

Тема

Содержание работы

Связь с другими видами деятельности

Сен-тябрь,

10

История «Мой родной город»

НОД Тема: Бердь-Бердск

Знакомство детей с названием города Бердска, которое произошло от названия  реки Бердь.

Знакомство детей с расположением города Бердска.

(находится на берегу реки в лесном массиве)

Целевая прогулка по территории детского сада, по близлежащим улицам.

Беседа о детском саде (адрес, ближайшие улицы).

 Сюжетные игры: «Покупатели и продавцы», «Строители возвели дом для новоселов», «Врачи спешат на помощь к больному», «Магазин».

Сен-тябрь, 24

Культура, достоприме-чательности Прошлое, настоящее Сибири

НОД Тема: « Сказка - быль»

 знакомство с понятиями «герой»,«памятник» на примерах героев русских народных сказок и памятников города Бердска.

Беседа на тему: «За что мы любим наш город».

Рисование на тему «Я люблю свой город».

Сюжетно-ролевая игра «Я - фотограф», «Знатоки города».

Экскурсия в мини-музей «Наш город Бердск».

Ок-тябрь, 8

Знаменитые люди Население

НОД Тема: «Солдатова Вера Васильевна 21.08.1929 г.р.»

звание "Почетный гражданин города Бердска". Знакомство с трудовой деятельностью Веры Васильевны:

с1964 года 28 лет проработала в средней школе №2 города Бердска, из 19 лет - директором этой школы. Имеет звания "Отличник народного просвещения", "Отличник просвещения СССР", "Заслуженный учитель РФ".

Используются рассказы детей о своей семье. Беседа о детском саде (адрес, ближайшие улицы), о профессиях сотрудников; почему детский сад называется именно так

Посещение кабинета заведующей, знакомство с её трудом; методического кабинета — значимость этих профессий.

Ок-тябрь, 22

Природа Сибирь-кладовая природы

Познавательная экскурсия

Тема: «Грибы и ягоды нашего леса»

Расширять представления воспитанников о разнообразии грибов и ягод нашего леса. Формировать представления о том, что есть съедобные и не съедобные грибы и ягоды. Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость

Наблюдения, беседы на прогулке.

Дети знакомятся с растениями, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения.

Макет «Осень в России».

Рассматривание фотоальбома. Рисование, лепка «грибов и ягод».

Выставка (совместно с родителями) «Дары осени».

Артикуляторная сказка «Про Гнома»

Ноябрь, 12

История «Мой родной город»

НОД Тема: Город-крепость

Знакомство детей с образом древнего города – крепости «Бердский острог»

(Для охраны Бердского поселения стали строить острог, который строился и обслуживался специальными «служивыми людьми»).

Знакомство детей с бытом и обычаями жителей «Бердского острога»

Чтение художественной литературы.

Беседа «Это Родина моя»

Просмотр видеофильма о Сибири и Бердске.

Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности, объекты социальной сферы.

Ноябрь, 26

Культура, достопримечательности Прошлое, настоящее Сибири

НОД Тема: Улица города Бердска.

Город (название, адрес), здания и сооружения, расположенные вокруг сада, правила поведения в городе, знакомство с профессией строитель.

Посещение мини-музея «Русская изба»

Занятия: «Город, в котором мы живём», «Грузовой транспорт», «Пассажирский транспорт», «Как нам транспорт помогает»,

мини-музей детского сада «Русская изба».

С/р.и.: «Мы едем в автобусе», «Семья», «Детский сад», «Больница», «Аптека», «Магазин».

Игра по правилам дорожного движения.

Рассказы детей,  где они гуляли в выходные дни.

Рассматривание фотографий с достопримечательностями города Бердска.

Д/игры:«Транспорт на нашей улице», «Какие дома есть на нашей улице», «Достопримечательное место на нашей улице» и другие.

Экскурсии и целевые прогулки по близлежащим улицам, к светофору.

Наблюдения за строительством домов, за приведением улиц в порядок, за транспортом, за людьми, которые спешат домой и из дома, за птицами и животными.

Конструирование из напольного и настольного строителя «Разные дома», «Транспорт на нашей улице»,«Мой детский сад», «Моя улица родная» и другое.

Участие в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества «Дорожный калейдоскоп» -

Де-кабрь,

10

Знаменитые люди Население

НОД Тема: «Галина Ивановна Лукашенко- врач кардиолог»

Познакомить детей со званием «Почётный житель города Бердска».

Познакомить детей с профессией врача и  социальной значимости труда

Беседа о работе врача, мед сестры. С/р игры: Внесение иллюстраций по теме «Разные врачи», «Больница» в групповую среду, «Аптека».

Экскурсия в мед.кабинет. Ознакомление с окружающим«Виртуальная экскурсия в поликлинику» (цель: стимулировать интерес детей к профессии медицинских работников).

Восприятие художественной литературы: чтение стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит»  - обсуждение сюжета.

Музыкальная деятельность – слушание П. Чайковский «Болезнь куклы».

Лепка  «Витаминки» (игровые персонажи:Кукла Катя; цель: вызывать желание помочь игровым персонажам, и вылепить изделия  для свободной игровой деятельности).

Выставить дидактические игры «Кому принадлежат эти инструменты», «Найди лишнее», «Что нужно для профессии врача»

Де-кабрь, 17

Природа Сибирь – кладовая природы

НОД

Тема: «Русская берёза»

знакомить воспитанников с одним из символов России – берёза.

 Закреплять и расширять знания воспитанников о берёзе, как об одном из самых распространенных деревьев, произрастающих  на нашей территории: ее строении и пользе для человека. Познакомить со стихотворением С. Есенина «Берёза».

Развивать связную речь, память, слуховое восприятие. Учить изображать берёзу тонкой кистью белой гуашью по тёмному фону.

Знакомство с погодно-климатическими особенностями. Дети получают общие сведения о месте проживания – Сибирь. Продолжается знакомство с растительным  миром Сибири. Рассматривание картин о природе русских художников.

С/р.и.: «В магазин за подарками к Новому году», «Семья» - «Готовимся к встрече Нового года».

Изготовление ёлочных игрушек,  украшений для группы и Ёлочки на улице, открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Совместное оформление группы  к празднику.

Разучивание новогодних стихов, песен.

Рисование на тему: «Новогоднее представление».

Аппликация «Ёлка».

Январь,

14

Знаменитые люди Население

НОД: Герой России Евгений Конопелькин

Наблюдения за трудовыми действиями  взрослых, за их отношением к труду.

Решение проблемных ситуаций и сюжетно ролевые игры:«Сломался стул», «Кукле нужно новое платье», «Помочь маме (папе)», «Бабушка заболела».

Экспериментирование«Мы фокусники» (вода, снег),  

Январь, 28

Природа

Сибирь – кладовая природы

НОД

Тема: «Лесные жители наших лесов»  – познакомить воспитанников с животными, обитающими в наших лесах, их особенностями.

Формировать навыки связной речи, речевой слух.

Закреплять в речи обобщающее понятие «дикие животные». Развивать зрительную и слуховую память, логическое мышление.

Воспитывать любовь к природе, к животным.

Продолжается знакомство с животным миром Сибири.

С/р.и.: «Зоопарк».

 Рассматривание картинок с изображением диких животных и их детенышей.

 Загадки о животных -  дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.

Предложить детям нарисовать животное.

«Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка». (Ушакова с.131)  

Задачи: учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке, образовывать слова при помощи суффиксов, Ситуативный разговор «Зайчик,  который всем помогал» -  познакомить детей с таким понятием как взаимопомощь, что помощь другим может приносить радость тем, кто её оказывает. 

Рассказывание сказки «Теремок» по иллюстрациям.

Конструирование «Теремок для всех зверей».

Д/игра «Назови жилище» -  обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора).

Словесная игра «Один - много».

Разучивание считалки «Белки зайцев угощали»

Спектакль «Снегурочка»

Фев-раль,11

Культура, достопримечательности Прошлое, настоящее Сибири

НОД Тема: Дидактическая игра «Спортлото»

Знакомство с видами спорта                      знакомство со спортивным инвентарем.

Рассматривание иллюстраций о спорте, зимних забавах. Прослушивание музыкальных произведений.

Чтение:  «Что такое хорошо и что такое плохо»

Беседа:  «В группе дружно мы живём».

Занятия: «Наши добрые дела», «Отчего портится настроение», «Как стать сильным».

Подв.игры: «Кто быстрее», «Весёлая карусель», «Мы едем, едем, едем».

Хороводные игры: «Каравай», «Красные сапожки»…

С/р.и.: «На зарядку становись!»,  «Семья», «Шофёр».  

Решение проблемных ситуаций: «Не берут в игру», «Забрали игрушку и не отдают», «Не хотят играть со мной».

Наблюдение за играми детей подготовительной группы.

Подготовка к Городскому конкурсу по разработке дидактических игр и методических пособий «Полезная игрушка».

Фев-раль, 18

Знаменитые люди Население

НОД Тема: Бердский поэт- Сорокин Анатолий Лаврентьевич (1937-1997 гг.)

Познакомить детей с творчеством А. Сорокина - это сотни стихов, берущих за душу – в сборниках, а также в граните и бронзе, на Мемориале Славы в Парке Победы города Бердска

Д/и.: «Кто, где работает», «Угадай, кем я работаю?», «Кто, что делает», «Сельскохозяйственный транспорт», «Найди отличия» (город, село).

Лепка из солёного теста: «Хлебобулочные изделия» (в дальнейшем использовать в сюжетной игре «Магазин»).

Сказка «Пирог для мамы»

Март,

11

Природа Сибирь – кладовая природы

Музыкальный досуг

Тема: «Птичье новоселье» –  расширять представления воспитанников о птицах.

Учить понимать образный смысл загадок.

Закреплять умения выразительно читать стихотворения.

Развивать творческие способности воспитанников, эмоциональную отзывчивость, пластику, музыкальный слух, двигательную активность воспитанников.

Воспитывать чувство любви к родной природе, доброе, бережное отношение к птицам.

Беседы на тему «Птицы Сибири», «Красная книга».

Рисование на тему «Сибирь – удивительный край», «Птичка»

Д/игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет», «Для чего?». Просмотр видеофильма, рассматривание фотографий.

Подв. игра «Летает – не летает». 

Беседа «Весну встречаем - птиц зазываем» (цель: дать детям представления о перелётных птицах, расширить и активизировать словарь).

 Беседа: «Расскажи почему нельзя пугать птиц» (цель: освоение и запоминание правил поведения в природе).

 Постепенный подъём, гимнастика после сна.

Чтение В.Даль «Ворона» (цель: воспитывать умение слушать рассказы, следить за развитием событий).

Март, 25

История «Мой родной город»

НОД «Современный город Бердск.

День открытых дверей по теме недели «Краеведение»

Рассматривание семейных фотоальбомов.

 Беседа с детьми о членах семьи, об их обязанностях.

Занятия: «Я и моя семья», «Детский сад — моя вторая семья», «Семейные традиции», «Наши имена и фамилии», «Как мы отдыхаем», «Мужчины и женщины в семье».

С/р.и.: «Семья», «В гостях у бабушки», «День рождения», «Мама усталая с работы пришла», «Мамины помощники», «В магазин за покупками», «На приёме у врача», «Аптека», «Парикмахерская», «В театре», «Поездка  за город».

Лэпбук «Городской парк культуры и отдыха» (совместно с родителями).

Апрель, 8

Природа Сибирь – кладовая природы

Познавательная экскурсия

Тема: «Обитатели  водоема на территории детского сада» –

формировать представление воспитанников об обитателях водоемов, познакомить с понятием «водоем».

Развивать наблюдательность, познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа по вопросам: «Где живут рыбки? Каких рыб вы знаете?».

Загадывание загадок о рыбах, песке.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

Речевое развитие – Тема: Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?».

Д/ игра «Что сначала, что потом?».

Пальчиковая гимнастика «Рыбки в пруду».

Загадывание загадок о рыбах.

Конструирование: «Аквариум для рыбок».

Рисование «Морская звезда»: «Рыбка» (цель: учить детей рисовать силуэты рыбок плывущих в разных направлениях, закреплять знания детей об аквариумных рыбках). 

Рассматривание картины «Болото».

Беседа по вопросам:  «Кто живёт в болоте? Чем питается лягушка? Как передвигается?», «Какиебывают рыбки?».

Рассматривание иллюстраций различных рыб (речных, морских, аквариумных).

Д/и. «Найди что опишу».

Занятие «Звонкая капель».

Апрель, 15

Культура, достопримечательности Прошлое, настоящее Сибири

НОД «Все профессии важны – все профессии нужны!»

Знакомство с профессиями города Бердска и их атрибутами

Отгадывание и составление  загадок о предметном и рукотворном мире «Из прошлого в настоящее».

Конструирование:«Автомастерская» «Грузовой самолёт», «Пароход», «Столовая»» и другое.

Театрализация рнс «Колобок».

Апрель, 22

Природа Сибирь-кладовая природы

Тематическая экскурсия

Тема: «Мир насекомых: стрекоза и бабочка»

расширять представления воспитанников о насекомых и их многообразии.

Познакомить воспитанников с насекомыми бабочка и стрекоза, их внешним строением, средой обитания, способами передвижения. Закреплять умения находить сходства и различия.

Развивать наблюдательность, внимание, память и разговорную речь.

Воспитывать заботливое отношение к природе, любознательность.

Наблюдение на прогулке за насекомыми.

 Беседы.

Дидактические игры «Узнай насекомое», «Кто это?»  т.д.

Подвижные игры «Покажи насекомое», «Кузнечик», «Медведь и пчёлы» «Бабочки и сачок».

Чтение худ.лит.- В.В. Бианки. "Как муравьишка домой спешил"  

  Рассматривание презентации «Мир насекомых» (цель: расширение кругозора детей, уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые»). Наблюдение за пчёлами (цель: развивать наблюдательность,  уточнить знания детей о том, какие цветы выбирают пчёлы для нектара).

Д/игра «Где ты живёшь?».

Участие в Кокурсе «Насекомые Красной книги».

Май, 6

История «Мой родной город»

НОД «Бердчане в Великой Отечественной войне»

Занятие: «Памятники родного города», «Правила безопасности в городе», «Герб Бердска», «Моя улица», «Дома бывают разные», «Городские здания».

Д/и.: «Дорожные знаки», «Узнай, где я нахожусь».

Настольный театр «Военная техника готовится к  параду» Сюжетные игры: «Пограничники», «Наша Армия», «Танкисты», «Лётчики», «Моряки и другие;

Д/игры: «Подбери военному форму», «Военная техника», «Собери целое из частей» и другие.

Беседа о Великой Отечественной войне, почему она так называется.

Рассматривание фотографий, иллюстраций о войне, видеофильмов.

Чтение художественной литературы о войне.

Слушание и пение фронтовых песен.

Концерт для ветеранов войны.

Игры соревновательного характера.

Обсуждение личностных качеств героев войны (по содержанию литературных произведений и просмотру видео фильмов о войне).

Май, 20

Природа Сибирь-кладовая природы

Итоговое занятие в средней группе «Капельки» по теме: «Лесные жители Сибири»  – обобщить знания воспитанников о разнообразном лесном мире, его значимостью для всего живого на планете. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения.

 Обогащать словарный запас воспитанников и их знания о животных.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Итоговое занятие в средней группе «Капельки» по теме: «Лесные жители Сибири»

Результаты освоения дополнительной Программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения дополнительной Программы.

Всредней группы целевые ориентиры освоения Программы таковы:

  1. Раздел  «История: Мой родной город»  –  дети знают название родного города; рассказывают о Бердске, нескольких его улицах.
  2. Раздел «Традиции, культура, достопримечательности»  – дети знают особенности городского Парка Культуры и отдыха.
  3. Раздел «Знаменитые люди. Население Сибири»  – дети имеют представления о быте и условиях проживания в Сибири (Бердский острог, Русская изба).
  4. Раздел «Природа: Сибирь - кладовая природы»  – дети знают о некоторых лесных и домашних животных, насекомых, рыбах, грибах, ягодах и местных деревьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений у детей среднего дошкольного возраста...

Методические рекомендации «Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста к малой Родине в проектной деятельности»

      Развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – педагогов и родителей. Начинать работ...

Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста к малой родине.

Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Россия. А малая родина – это место, где человек родился и живет. Для нас этой родиной является наше славное ...

статья: "Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по формированию гражданственности и патриотизма на примере совместного с родителями проекта "Вахта Памяти". ... Я не напрасно беспокоюсь, что б не забылась та война, ведь эт...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя малая Родина»

Цель: формировать элементарные представления о большой и малой Родине....