Дети с ОВЗ
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дети с ОВЗ. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon deti_s_ovz.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с ограниченными возможностями здоровья в современной системе дошкольного образования: сегрегация, интеграция, инклюзия Подготовила: Гальянова Т.Ю. По материалам Кутеповой Е. Н., к.п.н., доцент, зам. директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ

Слайд 3

Дети с ОВЗ = дети с инвалидностью = дети с отклонениями в развитии? Специальные (коррекционные) образовательные учреждения: СКОУ I вида - глухие СКОУ II вида- слабослышащие СКОУ III вида - слепые СКОУ IV вида - слабовидящие СКОУ V вида – тяжелые нарушения речи СКОУ VI вида – нарушения опорно-двигательного аппарата СКОУ VII вида – задержка психического развития СКОУ VIII вида – нарушения интеллекта

Слайд 4

СТАТИСТИКА: До 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми От 83% до 92% имеют неврологическую патологию. 30% имеют генетические нарушения. Дети-инвалиды: врожденные аномалии (пороки развития) -22,2% психические расстройства – 15,3% болезни нервной системы – 13,9% травмы – 7,1% эндокринные заболевания - 6,8% болезни органов дыхания – 6,5% др. виды патологии – 28,2 %

Слайд 5

Этапы истории обучения детей с особыми образовательными потребностями за рубежом: Начало ХХ века — середина 60-х годов — «медицинская модель» - сегрегация Середина 6 0 -х — середина 80-х годов — «модель нормализации» - интеграция Середина 80-х годов — настоящее время — «модель включения» - инклюзия

Слайд 6

«Медицинская модель» (сегрегация) ПЛЮСЫ + обучение по специальным программам, учитывающих особенности обучающихся +оказание реабилитационных услуг + измененные сроки обучения + пред- и профессиональное образование минусы Формирование потребительского отношения Отрыв от семьи Сложности социализации - Однородность группы

Слайд 7

Интеграция (нормализация)— взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду. Специальные (коррекционные) классы в общеобразовательной школе. Отдельные дети в обычном классе.

Слайд 8

При введении интегрированной формы обучения необходимо обеспечить следующие условия: 1. Разрыв в уровне развития ребенка с теми или иными отклонениями и ребенка без особенностей должен быть минимизирован до начала школьного обучения. 2. Образовательное учреждение должно располагать необходимыми нормативно-правовыми, программно-методическими, материально-техническими и кадровыми ресурсами. З. Необходимо сформировать благоприятный социально-психологический фон, позитивное отношение общества к интегрированному образованию.

Слайд 9

Противоречия при интеграции: между заявленным правом ребенка с особыми образовательными потребностями на выбор образовательного учреждения и формы получения образования , с одной стороны, и невозможностью или нежеланием в настоящий момент создать соответствующие условия в каждом образовательном учреждении, с другой.

Слайд 10

«Модель включения» - инклюзия или «Инклюзивное образование» (1996 г.): вовлечение в процесс каждого ребенка с помощью индивидуальной образовательной программы, которая соответствует его возможностям. удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Слайд 11

Основной принцип инклюзивного образования – обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц. Не у ребенка «нарушения слухоречевой памяти» - а школа не смогла организовать обучение с преимущественным использованием наглядности.

Слайд 12

Включающее образование - это такая форма обучения, при которой дети с особыми потребностями: — посещают те же школы/сады , что и их братья, сестры и соседи, — находятся в классах/группа x вместе с детьми одного с ними возраста, — имеют индивидуальные , соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели ; — обеспечиваются необходимой поддержкой.

Слайд 13

Обучение не является включающим, если дети с особыми потребностями: — должны каждую минуту пребывания в саду находиться в обычной группе, — никогда не должны посещать индивидуальные занятия в малых группах, — заниматься в обычных группа x только для прохождения основных занятий.

Слайд 14

Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ

Слайд 15

Нормативно-правовая база обучения и воспитания детей с ОВЗ Нормативно-правовую базу в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: международные (подписанные СССР или Россией), федеральные, правительственные, ведомственные и региональные

Слайд 16

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; Статья 24. ….государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.

Слайд 17

Право на образование Статья 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения , органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ( ИПР).

Слайд 18

«О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» Постановление от 17 марта 2011 г. №175 Целевые индикаторы и показатели Программы: доля общеобразовательных учреждений , в которых создана универсальная безбарьерная среда , позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.

Слайд 19

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг. (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) Предусматривает меры: Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование. По пересмотру критериев установления инвалидности для детей.

Слайд 20

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации" обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Слайд 21

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации" инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Слайд 22

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: … 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья , в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; 3) обучение по индивидуальному учебному плану , в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Слайд 23

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: … ..8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования.

Слайд 24

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Слайд 25

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии .

Слайд 26

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам . В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Слайд 27

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 28

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков . Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Слайд 29

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья , и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Слайд 30

Комментарии к ФЗ №273 Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28).

Слайд 31

Комментарии к ФЗ №273 Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок (например, лиц с нарушениями зрения – слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха – глухих, слабослышащих и т.д.). При этом адаптированию и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн. др.).

Слайд 32

1. Реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. 2. Координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения. 3. Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) при очередном освидетельствовании инвалида . Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)

Слайд 33

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. ) 2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Слайд 34

II. Основные направления деятельности и права комиссии а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

Слайд 35

II. Основные направления деятельности и права комиссии г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида; д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии; е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Слайд 36

Основание для изменения ИПР по условиям образования Единственным специализированным органом, который правомочен давать рекомендации по условиям образования детей с особенностями развития, является ПМПК, которая определяет их, исходя из образовательных возможностей и потребностей ребенка. Заключение ПМПК является основанием для изменения ИПР по условиям образования.

Слайд 37

Направления реализации ИПР в образовательном учреждении: Организация постоянного сопровождения в процессе обучения специальным помощником (ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопровождении на период адаптации) Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ребенка-инвалида Организация обучения ребенка-инвалида по индивидуальному учебному плану

Слайд 38

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" 5. Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций , осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями.

Слайд 39

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 17. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования , должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 40

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1015 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" II. Организация и осуществление образовательной деятельности 5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося. 12. Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Слайд 41

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1015 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

Слайд 42

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1015 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" 24. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 43

Специальные образовательные условия в образовательном учреждении для детей с ОВЗ: необходимое и реальное

Слайд 44

Общие для всех категорий №№ пп Направления организационного обеспечения Документы учреждения 1 . Нормативно-правовое обеспечение 1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре ООП, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана. 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ. 4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения).

Слайд 45

Нарушения опорно-двигательного аппарата 2 . Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1. Договор о сотрудничестве с Психолого-педагогическим медико-социальным ППМС-центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждениями I , II , III , IV , VI , VII , VIII вида (при необходимости). 3 . Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению детей врачом-ортопедом и врачом-неврологом (по необходимости). Организация лечебно-восстановительных мероприятий: медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж, психотерапевтическое воздействие.

Слайд 46

Нарушения опорно-двигательные 4 . Организация питания Предоставление возможности для ребенка питаться измельченной или принесенной из дома специальной пищей. Создание комфортных условий приема пищи: - сервировка стола; - организация проезда коляски к столу; - использование специальных столовых приборов, помогающих детям принимать пищу; - помощь взрослого (тьютора, родителя) во время приема ребенком пищи. 5 . Организация взаимодействия с родителями На основе договора об организации образования ребенка с нарушениями ОДА в образовательном учреждении

Слайд 47

Адаптация среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Общее пространство Учебное пространство групп внутренний и внешний пандус; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; специально оборудованные туалеты; лифт – для зданий, имеющих более 1 этажа; ступенькоходы; съезды на тротуарах и другие приспособления на территории школы; приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков, специально оборудованный медицинский кабинет; специально оборудованный зал для лечебной физической культуры пространство для передвижения коляски; место для отдыха. вертикализатор медицинские кушетки с клиновидными подставками для обучения детей лежа наклонные парты для обучения детей стоя

Слайд 48

средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); трехколесный велосипед (с мотором и без него, микроавтобус с подъемником. средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки). оборудование для занятий ЛФК (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, медицинболы, физиоролы, степ-платформы, лечебные тренажеры) специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук). тренажеры для развития манипулятивных функций рук. приборы для коммуникации, средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.), устройства для чтения, с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если зрительные нарушения).

Слайд 49

Специальное оборудование средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); трехколесный велосипед (с мотором и без него), микроавтобус с подъемником. средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки). оборудование для занятий ЛФК (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, медицинболы, физиоролы, степ-платформы, лечебные тренажеры) специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук). тренажеры для развития манипулятивных функций рук. приборы для коммуникации, средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.), устройства для чтения, с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если зрительные нарушения).

Слайд 50

Ребенок с нарушениями зрения 2 . Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями зрения 1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением III , IV вида (при необходимости) 3 . Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению врачом- офтальмологом детей с нарушениями зрения 4 . Организация питания Без особенностей, по основному меню образовательной организации

Слайд 51

Адаптация среды для слепых и слабовидящих Общее пространство Учебное пространство группы – таблички с названием кабинетов по системе Брайля; – отбойная стена для ориентировки в коридоре; – зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером ) – тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь) – тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь); – стены учебных кабинетов должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый; -учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю; – для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски; - жалюзи на окнах; -наличие средств для затемнения помещения для детей со светобоязнью; - повышенное освещение в классе; – классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевую поверхность.

Слайд 52

Специальное оборудование – для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки, – для слабовидящих: указки с ярким наконечником; – для слабовидящих оптические приборы– лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства (в 60 раз увеличивают изображение). - компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых - Книги и учебники с увеличенным шрифтом; - оборудование для копирования учебного материала для занятий с возможностью увеличить шрифт; – комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром; – оборудованный кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Слайд 53

Ребенок с нарушениями слуха 2 . Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха 1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением I - II вида (при необходимости) 3 . Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения: Включение в диспансеризацию дошкольников скрининга слуха по договору с медицинским учреждением. Специальное медицинское (сурдологическое/аудиологическое) сопровождение детей с нарушениями слуха 4 . Организация питания Без особенностей, по основному меню образовательной организации 5 . Организация взаимодействия с родителями На основе договора об организации образования ребенка с нарушениями слуха в образовательном учреждении

Слайд 54

Адаптация образовательной среды Общешкольное пространство Пространство класса «Бегущая строка» (на этажах). Стенды на стенах образовательного учреждения с представленным на них наглядным материалом о внутренних правилах поведения, правилах безопасности и т.д.. Звукоизолированный кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога) для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее 1). Кабинет для индивидуальных занятий со специалистами Первая парта/стол (около окна и учительского стола). Интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование. Компьютер c колонками и выходом в Internet . Средства для хранения и переноса информации ( USB накопители), принтер, сканер.

Слайд 55

Специальное оборудование и дидактическое обеспечение Световая индикация начала и окончания занятий в группах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.). Мультимедийное оборудование в кабинете для индивидуальных/групповых занятий ( SMART - доска/ SMART - столик/интерактивная плазменная панель с программным обеспечением к ним). Мультимедийный компьютер с необходимыми переферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники, миди-синтезатор и т.д.) и выходом в Internet в кабинете для индивидуальных/групповых занятий. Средства для хранения и переноса информации ( USB накопители), принтер, сканер в кабинете для индивидуальных/групповых занятий. Беспроводные системы ( FM -система) для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала, кабинета учителя-дефектолога (сурдопедагога). Специальные аудиовизуальные приборы и компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия (например, индикатор звучания ИНЗ, программы Hear the World , Speech W и др., сурдологопедический тренажер «Дэльфа142» и др.) Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги. Дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия речи, произносительной стороны. Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы). Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии.

Слайд 56

Расстройства аутистического спектра (РАС) 2 . Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС Договор о сотрудничестве с психолого-педагогическим медико-социальным центром (ППМС-центром ) при необходимости. 3. Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения в части сопровождения врачом-психиатром в процессе обучения ребенка с РАС. 4 . Организация питания Индивидуальная организация питания по заявлению родителей: Предоставление возможности для ребенка питаться принесенной из дома пищей. Предоставление возможности для ребенка пользоваться одноразовой или личной посудой. 5 . Организация взаимодействия с родителями На основе договора об организации образования ребенка с РАС в образовательном учреждении

Слайд 57

Адаптация среды для детей с РАС Общее пространство Учебное пространство группы Наличие дополнительного многофункционального пространства: комната для отдыха ребенка; выделенное место для родителей, ожидающих ребенка; игровая комната ; двигательная зона. Зонирование пространства группы: учебная зона, зона отдыха и / или игровая. стенды для съемного дидактического материала: индивидуальные парты с изменяющимся углом наклона; закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуальных правил

Слайд 58

Специальное оборудование оборудование для комнаты отдыха: мягкая мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование (с набором дисков с записями музыки и звуков природы) ширмы; мягкие маты и модули; наборы игр для театрализации; правила поведения в школе, классе, таблицы с распорядком дня и сменой видов деятельности, схемы, диаграммы.

Слайд 59

Необходимо?? Реально!!! Кто является заказчиком создания специальных образовательных условий ( специальных условий обучения (воспитания) ? Кто разрабатывает и реализует их? Кто отвечает за то, чтобы они были не только необходимы, но и реальны?

Слайд 60

Спасибо за внимание! http://www.inclusive-edu.ru, сайт Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ) http://www.edu-open.ru, сайт Проекта «Образование без границ» ipio.mgppu@gmail.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...