Деятельный подход по развитию речевого творчества c одаренными детьми
статья

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие сторон речи. В современном и динамичном мире творческое мышление и воображение считается высшей ценностью. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Алафьева Ольга Владимировна

воспитатель,

МБДОУ детского сада №57 «Радуга»,

г. Старый Оскол

Деятельный подход по развитию речевого творчества c одаренными детьми

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие сторон речи. В современном и динамичном мире творческое мышление и воображение считается высшей ценностью. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

- овладение речи как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звукового аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ФГОС указывает также на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников.

Опыт работы показывает, что  такие дети особенно  любят фантазировать, придумывать  необычные истории,  волшебные сказки, небылицы, нелепицы, опираясь на литературный и собственный опыт. Наша задача помочь  таким детям найти точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. [2, с.32].

В  своей практической деятельности первоначально с одаренными детьми использовали  упражнения для обогащения их речи:

- узнавание предметов (сочный, спелый);

- подбор действий (как прыгать);

- подбор предмета к действию (что делает);

- подбор синонимов, антонимов (глупый, умный);

- закончи предложение ( Я  вижу…   хочу… .);

- сравнение, объединение, противоположных слов  предметов и действий;

- определение ласковых и  грустных  слов;

- придумывание однокоренных слов;

- от каждого – по словечку (составление  распространенных предложений);

- рифмование  слов (кузнец – удалец).

Считаем , что  разнообразные загадки  являются началом для перехода к сочинительству сказок. Сказки для одаренных детей - это не просто вымысел, фантазия, но и особая реальность, где  они сталкиваются с такими сложными нравственными явлениями как любовь и ненависть, измена и коварство, добро и зло. Наши одаренные дети  Даша Ч.,  Паша А., Ангелина  любят сочинять сказки с любимыми игрушками и сказочными персонажами, по предложенному зачину или сюжету. Это наиболее сложный этап работы по формированию связной, монологической речи, т.к. детям надо в рамках предложенного сюжета придумать завязку, ход события и развязку, описать время и место действия, эмоционально передать переживания действующих лиц. Для развития речевого творчества детей используем следующие методы и приемы:

- «сказки на изнанку» (придумать детям сказку, изменив  поведение героев);

- «коллаж из сказок» (выбираются сюжеты и герои из разных сказок, а детям предлагается придумать новую сказку);

- ребенок общается  с выбранным персонажем сказки;

- ребенок выбирает персонажа, о переживаниях которого ему хочется рассказать;

- моделирование любимых сказок, с использованием  по усмотрению детей своих схем и моделей;

- сочинение сказки по  трем, пяти, шести опорным словам с использованием  необычных  техник рисования;

- знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод  способствует развитию фантазии  одаренных детей,  ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

- пластилиновая сказка;

- сказка из киндер-сюрприза.

- «сказка из волшебного мешочка или шкатулки, или сапожка, или трубочки» (в эти  предметы кладутся разнообразные предметы и карточки с персонажами, а детям предлагается сочинить сказку);

- введение частицы «НЕ» (Не мышка разбила яичко, а …).

В процессе организованной деятельности по развитию речевого творчества у детей используем элементы ТРИЗ, нетрадиционные методы:

- метод фокальных объектов (перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой);

- эмпатия (Я – листочек… Вживание в образ.);

- введение нового свойства (колобок не из теста, а из ниток);

- введение нового объекта (теремок и фиксик);

- изменение сказочной развязки (два жадных медвежонка, вмеcто сыра, витаминка от жадности).

На протяжении всей работы строим с  одаренными детьми партнерские отношения,  даем возможность им реализовать свои интересы через собственную инициативу.[1, с.176].

Считаем  главной задачей  развития речевого творчества у одаренных дошкольников - формирование

позиции активного участника в речевом  взаимодействии. Для достижения этой цели мы  используем следующие формы работы:

- игры-беседы с персонажами сказок, рассказов;

-кукольный театр. настольный театр, пальчиковые и ростовые куклы;

-разные виды конструктора для маленьких игрушек,

-рисование обстановки и условий,  где действовали герои сказок.

рассказов;

-изготовление  книжек – малышек,  альбомов , созданные из личного фольклора, с детскими рисунками, аппликациями;

-использование детских  наклеек с различными персонажами;

-использование  интерактивных речевых стендов.

Развитие речевого творчества с одаренными детьми проводим совместно с родителями. Включение  родителей в этот процесс является важнейшим условием полноценного речевого  развития  наших детей . Для этого используем следующие формы работы с родителями: беседы, консультации, семинары, творческие гостиные, дни открытых дверей, совместные посещения  детской библиотеки, представляли  родителям звукозаписи достижений, в которых указывали  на успехи их детей  в речевом  развитии.

Устраивали персональные выставки «  Сказки- малютки», » Сказки о животных», »Сказки о цветах », »Мои отгадки», »Сказка с клумбы», » Сказка о листочке»и др. .[3, с. 228].

В заключении хочется отметить, что речевое творчество у  одаренных детей уникально. Наша задача  совместно с родителями  помочь развить и проявить творческую самостоятельность детей.

Литература

1.  Гин  С.И.  Занятия  по  ТРИЗ  в  детском  саду:  пособие  для  дошкольных   учреждений: 3-е изд. – Минск ИВЦ Минфина, 2007.

2. Страунинг А.М. Росток: программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. А.М. Страунинг, Обнинск, 1996. 219с

3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М. ООО Издательство АСТ, 200. 446с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников

Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества...

Сотрудничество воспитателя логопедической группы и педагога изо-деятельности в развитии речевого творчества дошкольников в художественной деятельности.

В процессе изобразительной деятельности у детей, помимо развития воображения, восприятия, мелкой моторики рук,  существенно обогащается словарный запас, развивается речь, активное восприятие худо...

Тема: «Интегрированный подход к развитию детского творчества в процессе изобразительной деятельности»

Краткосрочный художественно-творческий проект по английской сказке "Три поросёнка"....

«Современные подходы к развитию детского творчества в старшем дошкольном возрасте посредством музыкально - ритмической деятельности»

Использование современных технологий музыкального развития даёт возможность раскрыть личность, инициативу, познавательные и творческие способности ребёнка. Благодаря современным технологиям...

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...

Индивидуальный подход к развитию речевой деятельности дошкольников

Индивидуальный подход к развитию речевойдеятельности дошкольников...