План самообразования
учебно-методический материал (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.78 КБ | |
| 18.77 КБ | |
| 232.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по самообразованию
педагога Дудиной Дарьи Александровны
на 2019-2020гг.
Организационно – ознакомительный этап | ||||
№ п/п | Месяц | Содержание работы, проводимые мероприятия (список литературы) | Задачи | Результат |
1 | Сентябрь | Определение темы по самообразованию, направление деятельности, реализация которой будет осуществляться на основе работы по самообразованию. Разработка перспективных планов. | Выбор темы, форм и методов реализации поставленной задачи. Введение эффективных форм взаимодействия в рамках темы по самообразованию. | Тема по самообразованию. Составление перспективных планов работы по заданной теме с воспитанниками, воспитателями и родителями. |
2 | Сентябрь- декабрь | Изучение научно – методической литературы, новых педтехнологий. Изучение научно-методической литературы. 1.Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика Синтез,2007. 2. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007. 3. Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000. 4.Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург: Паритет , 2003. 5.Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000 | Знакомство и изучение необходимой методической литературы по теме самообразования. Подбор программно – методического обеспечения для реализации данной темы. | Повышение компетентности педагога. Формирование и анализ информационного материала |
3 | Октябрь - май | Ведение кружковой работы. Кружок по развитию мелкой моторики «Весёлые пальчики» | Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. | Обеспечение научного подхода к организации работы с учетом потребностей детей, родителей, педагогов по данному направлению развития. |
4 | Октябрь - май | Разработка конспектов кружковых занятий, развлечений. подготовка консультаций для воспитателей и родителей. Подготовка материала для выступления на семинарах, круглых столах и т.д. | Формирование практического материала.
| Конспекты мероприятий. |
5 | Ноябрь - май | Разработка методических рекомендаций «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста» | ||
6 | Октябрь - май | Пополнение предметно-пространственной развивающей среды. | Изготовление и приобретение спортивного оборудования, наглядно-демонстрационного материала и т.п. | Создание необходимой предметно-пространственной развивающей среды для реализации поставленной задачи по теме самообразования. |
7 | Май | Анализ проведенной работы по теме самообразования: | Оценка и анализ эффективности проведения занятий по развитию мелкой моторики | Отчет о проделанной работе |
Предварительный просмотр:
Перспективный план занятий кружка
«Весёлые пальчики» на 2019 - 2020 учебный год
Занятие | Тема | Цели | Оборудование | Дата проведения | |
ОКТЯБРЬ | |||||
№1 | «Слоненок» Отпечаток ладошки | Познакомить с новым способом изобразительной техники – отпечаток ладошки.Упражнять детей в умении правильно держать кисточку и набирать краску.Воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость;Развивать умение располагать изображение в центре листа, подбирать цветовую гамму | Альбомный лист, гуашь, кисточки, салфетка, стаканчик с водой, игрушка-слоненок | ||
№2 | «Осенний листок» Пластилинография | Упражнять детей в умении отщипывать маленький кусочек пластилина большим и указательным пальцами и размазывать его по заготовке; расширять представления об особенностях внешнего вида листьев.Воспитывать интерес к новым методам получения изображения;Развивать художественные способности. | Пластилин, листы бумаги с изображенным контуром листочка, изображения осенних листьев. | ||
НОЯБРЬ | |||||
№3 | «Волшебная манка». Игры с насыпанием крупы и рисование пальчиками по манке. | Познакомить детей с методом рисования на манке простейших изображений, упражнять в умении насыпать мелкую крупу в разные емкости. Воспитывать аккуратность.Развивать воображение, мелкую моторику | Манка, различные маленькие и большие емкости, подносы | ||
№4 | «Мухомор» Рисование пальчиками | Познакомить детей с техникой пальчикового рисования; расширять представления о внешнем виде мухомора.Воспитывать аккуратность при работе с красками.Развивать мелкую моторику. | Альбомный лист, гуашь, баночка с водой, салфетка, игрушка изображение мухомора | ||
ДЕКАБРЬ | |||||
№5 | «Новогодняя елка» Пластилинография | Упражнять в умении отщипывать и размазывать на бумаге кусочек пластилин, научить детей украшать работу путем вдавливания в пластилин декоративных элементов, расширять представления о празднике Новый год, создавать праздничное настроение.Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.Воспитывать аккуратность, усидчивость. | Пластилин, картон с нарисованным контуром ели, бусинки и другие декоративные элементы, изображения с новогодней елкой | ||
№6 | «Змейка». Игрушка из пластиковых крышек и пластиковых контейнеров от киндер-яиц | Упражнять в умении нанизывать крышечки от бутылок на нитку;Развивать мелкую моторику, цветовосприятие.Воспитывать усидчивость, внимательность. | Образец змейки из крышек;Крышки от бутылок с проделанными отверстиями, толстая нитка или шнурки. | ||
ЯНВАРЬ | |||||
№7 | «Раз крупинка, два крупинка», «Покорми свинку». Игры с крупой | Упражнять детей брать маленький предмет и перекладывать его из оной емкости в другую.Воспитывать аккуратность.Развивать мелкую моторику. | Горох, емкости разного размера, воронки, игрушка «Свинка» из пластиковой бутылки. | ||
№8 | «Снеговик» Мукосолька | Упражнять в умении отщипывать необходимое количество теста и катать шарик между двумя ладонями. Развивать мелкую моторику, творческие способности.Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Соленое тесто, изображение или игрушка снеговика. | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||
№9 | «Волшебные мешочек». Тактильные дощечки | Познакомить детей с различными материалами с помощью тактильных дощечек, учить находить одинаковые предметы на ощупь.Развивать мелкую моторику, чувствительность пальцев рук. | Мешочек из красивой ткани, тактильные дощечки. | ||
№10 | «Золушка» Игры с фасолью | Упражнять детей в умении брать маленький предмет, различать и сортировать по цвету зернышки фасоли.Воспитывать эмоциональную отзывчивость сказку «Золушка».Развивать мелкую моторику | Различные емкости, фасоль разного цвета, иллюстрации из книги «Золушка», кукла в костюме Золушки | ||
МАРТ | |||||
№11 | Застежки. «Крокодил», «Ферма» | Упражнять детей в умении застегивать пуговицы, застежки-молнии, липучки, развязывать ленточки.Развивать мелкую моторику.Воспитывать усидчивость, терпеливость, желание доводить начатое дело до конца и помогать другим. | Изготовленные из ткани игры с застежками | ||
№12 | «Сказочные фигуры». Украшение пластилиновых фигур | Упражнять детей в умении украшать готовую деталь, покрытую пластилином декоративными элементами: крупой, ракушками, макаронными изделиями.Развивать мелкую моторику, эстетический вкус. | Заготовки из картона, покрытые пластилином: елочка, рыбка, платье и др., декоративные элементы: горох, ракушки, макаронные изделия различной формы. | ||
АПРЕЛЬ | |||||
№13 | «Ромашка» Рисование солью | Познакомить с методом создания изображения с помощью нанесения клея и насыпания на него соли, расширять представления об особенностях внешнего вида ромашки.Воспитывать интерес к новым методам рисования.Развивать творческие способности, мелкую моторику. | Лист бумаги зеленого с нарисованным контуром цветка, клей ПВА, соль, изображение ромашки | ||
№14 | «Чудесные камушки». Выкладывание узоров из декоративных камушек. | Упражнять детей в умении раскладывать декоративные камушки по нарисованным линиям;Развивать мелкую моторику, пространственное мышление. | Альбомный лист с контурным изображением различных предметов: луна, лицо, кораблик и др., декоративные камушки. | ||
МАЙ | |||||
№15 | «Веточка мимозы» Рисование методом тычка с помощью ватных палочек | Расширять знания и представления об окружающем мире, познакомить с внешним видом мимозы, познакомить с техникой рисования тычком ватными палочками.Воспитывать аккуратность при работе с красками, внимательность, усидчивость.Развивать чувство композиции и ритма. | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, мимоза (натура или изображение) | ||
№16 | Работа по выбору | Упражнять детей в умении самостоятельно выбирать понравившийся вид деятельности;Развивать мелкую моторику, творческие способности;Воспитыватьусидчивость, терпеливость. | Пластилин, листы бумаги, краски, игры с застежками и т.д., декоративные элементы. | ||
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
«Развитие мелкой моторики у детей 3- 5 лет»
Актуальность.
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. В связи с этим можно говорить о влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кисти и пальцев рук, сейчас особенно актуальны. Это связано с тем, что у большинства детей отмечается как общее моторное отставание так и слабое развитие моторики рук. Еще двадцать лет назад взрослым, а вместе и ними и детям, большую часть домашней работы приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало, кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.
Можно говорить, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков ( использование различных инструментов – ножниц, иголок, застегивание и растегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является фактором, влияющим на развитие общей моторики и речи. В ходе занятий кружка «Умелые пальчики» развиваются следующие движения : хватание (ребенок учится захватывать предметы), соотносящие действия (ребенок учится совмещать два предмета), подражания движениям рук взрослых, движения кисти и пальцев рук. Кроме того, подобные занятия помогают ребенку стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Цель:
Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений искусства, окружающих предметов.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
Воспитательные:
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- Воспитывать усидчивость, терпение;
- Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- Воспитывать нравственные качества (терпимость, доброжелательное отношение к окружающим)
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место и убрать его.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями.
- Развивать связную речь
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обратить внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
Для реализации целей и задач по теме самообразования была разработана программа кружка по развитию мелкой моторики «Весёлые пальчики» для детей 3 - 5 лет.
При составлении программы мы основывались на:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273, от 29.12.2012,
- Конвенции о правах ребенка,
- Семейный кодекс,
- Постановление РФ от 15 мая 2013 г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук , Т. А. Ткаченко, а также собственные разработки по развитию мелкой моторики рук у детей с нетрадиционными предметами.
Содержание программы кружка
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.
Учитывается интеграция следующих областей: социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
1. Социально - коммуникативное развитие: развитие умения поддерживать диалог; приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
2. Речевое развитие: обогащение словаря, звуковая культура речи, используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
3. Познавательное развитие: беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
4. Художественно-эстетическое развитие: используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
6. Физическое развитие: развитие мелкой моторики, физ. минутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Занятия проводятся один раз в две недели в течение одного учебного года. Продолжительность одного занятия 15 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Методы, используемые в работе кружка:
- Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
- Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
- Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
- Игровые (различные дидактические игры)
Ожидаемые результаты:
- Значительное повышение уровня развития мелкой моторики и расширение возможностей выполнения детьми различных действий руками.
- Знание детьми основных цветов.
- Знание детьми названий инструментов и материалов, используемых в работе.
- На конец обучения дети умеют работать с мелкими деталями: застегивать и растегивать пуговицы, перебирать крупу и т.д.; отщипывать и размазывать кусочки пластилина, изображать простые предметы.
Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Формы подведения итогов:
- Диагностическое обследование педагогом детей в октябре и итоговое в мае следующего года;
- Выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования;
- Создание памятки по развитию мелкой моторики – для родителей воспитанников
- Проведение открытого занятия
- Изготовление тактильных дощечек
Учебно-тематическое планирование.
- Первичное диагностирование детей. Цель – выявить уровень развития мелкой моторики;
- Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
- Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»
Приложение
Памятка для родителей по развитию мелкой моторики
В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В головном мозгу человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Предлагаем вашему вниманию ряд упражнений, способствующих развитию и мелкой моторики, и творческих способностей детей. А время, проведенное вместе с ребенком, доставит положительные эмоции и вам, и вашему малышу!
Начать можно с самомассажа. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики. Его надо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении ладони одной рукой, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной рукой, затем другой. После чего проводится комплекс упражнений:
- «Пила». Кисть левой руки лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движения пилы по направлению вверх-вниз. То же самое повторить для другой руки.
- «Утюжок» Исходное положение то же самое. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же самое для другой руки.
- «Каток». Исходное положение то же самое. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх и вниз по левой ладони, разминая ее. То же самое для другой руки.
Как можно чаще, даже стоя в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты, пусть проходит по ним карандашом или пальчиком. Чтобы занятие не наскучило, придумывайте разные объяснения лабиринту. Например, надо помочь Герде пройти в замок Снежной Королевы и не задеть ни одну из льдинок.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что угодно: бусы, пуговицы, сушки, картонные кружочки, кольца от пирамидки и так далее.
Рисование пальчиками на подносе, где ровным слоем насыпана манка или мука, очень нравится малышам. Можно нарисовать волны, домик, буквы и так далее.
Сматывание цветных ниток в клубок, лепка из пластилина, игры с конструктором и мозаикой, игры-шнуровки, изготовление фигурок с помощью техники оригами, все это способствует укреплению мышц руки и развитию творческих и художественных способностей. Повторяйте дома с ребенком, работы, сделанные на занятиях кружка в течение года, и вы сможете закрепить полученные знания и развить приобретенные умения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...
