Статья "Сказкатерапия - как метод адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"
статья

Дергунова Татьяна Валерьевна

Статья для педагогов раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkaterapiya.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкатерапия - как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»

Актуальность  «сказкатерапии» в том, что возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Педагогу  необходимо помочь детям преодолеть стресс  поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Основная причина внедрения приемов «сказкатерапии» в работу с дошкольниками в период адаптации:

-  необходимость организации работы по эмоциональному развитию.

«Сказкатерапия» – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, она помогает ребенку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. Только в сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами.

Основная цель помочь ребенку адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Снятие эмоционального напряжения
  • Снижение тревоги
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения
  • Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Методы работы:

  • Чтение сказок
  • Инсценировка сказки (кукольные спектакли, рисование, лепка)
  • Песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге).

Сказкатерапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Конечно,  у индивидуальных занятий больше возможностей.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Сказка – это своеобразное зеркало. Оно отражает реальный мир через призму личного восприятия ребенка. В сказке нет ничего невозможного.
Сказка – это, прежде всего, шанс понять и принять окружающий мир, изучить его и, может быть, изменить что-то в себе. Сказка имеет и волшебную лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает малышу справиться с трудностями. «Зайчик смог, и я смогу!» – скажет кроха и начнет самостоятельно завязывать шнурки.

Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе… Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте. И особенно в детском!

Этапы работы со сказкой.

1. Сначала проводим настрой на совместную работу - ритуал "вход в сказку". Для этого используем игру "Волшебный клубочек", "Волшебный стул" или стих "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Обычно новую сказку мы "находим случайно"  в сказочной шкатулке, под "волшебным ковром" или в гости приходит Иван-Царевич (кукла) и приносит письмо в форме древнего свитка. Дети заинтригованы и просят: "Читайте! Читайте, скорей!"

2. Чтение сказки или инсценировка.

Вывод. Таким образом, использование сказки на занятиях, играет огромную роль в развитии личности ребенка. Оказывая большое влияние как на сознательные, так и на бессознательные его личности, сказка косвенно позволяет приобрести значимый для ребенка жизненный опыт. Она помогает сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребенка контролируемым и целенаправленным, оказывает влияние на общее психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой сферы.

«Сказки с движениями» как средство облегчения периода адаптации у детей раннего возраста в детском саду (обобщение опыта работы с детьми раннего возраста)                                                                      

 Создавая атмосферу эмоционального комфорта через воспроизведение знакомых произведений (в данном случае сказок), сопровождающихся интересными действиями и движениями кистей и пальцев рук в группе детей раннего возраста и тем самым облегчается период адаптации у малышей в детском саду.

 А для этого достаточно начать рассказывать детям сказку, чтобы не только увлечь малышей, но и немного угомонить ребятишек, позволив при этом подвигаться - пошебуршиться, активизируя двигательные, тактильные центры, стабилизируя эмоциональное состояние (снижение тревожности, уменьшение обеспокоенности у адаптационников), развить внимание и память. То есть выполнять детям все то, что так важно для развития ребятишек в раннем возрасте, а особенно в период адаптации, когда все вокруг ребенка кажется ему новым, чужим, незнакомым. В этом случае доступная сказка, не один раз слышанная от мамы, успокоит кроху, движения, которыми сопровождается рассказывание, а так же возможность самостоятельно и легко повторить их – увлечет и отвлечет от грустных мыслей и печалей.

Использование таких «Сказок с движениями», как показала практика работы с детьми 1,5-3  дает положительный результат, так как дети - охотнее идут в группу утром, - быстрее успокаиваются после расставания с родителями, - легче включаются в совместную деятельность с педагогом, - меньше испытывают негативных эмоций и переживаний в течение дня. То есть проходят адаптационный период с минимальным ущербом для физического и психического здоровья.

Один из способов «сказкатерапии»:

«Курочка ряба»

 "Жили-были дед с усами (показываем усы у деда) и с бородой (показываем бороду у деда)

.И баба в платочке (имитируем завязанный платочек).

 И была у них курочка Ряба (показываем курочку, имитируя движения крыльев).

Снесла как-то раз курочка яичко (показываем яичко), да не простое, а золотое (продолжаем показывать яичко из ладошек и как будто им любуемся).

Решили дед и баба яичко пожарить.

 Дед яичко бил-бил (стучим яичком по одной ладошке), да не разбил (разводим руки в стороны).

Баба яичко била-била (стучим яичком по другой ладошке, да не разбила (разводим руки в стороны).

Положили они яичко на подоконник (ладони разворачиваем вверх).

Тут мышка побежала, да хвостиком махнула (рукой изображаем движение хвоста мышки).

 Яичко покатилось (катим яичко по ножкам вниз), упало и разбилось (хлопаем ладошкой по полу, имитируя падение яичка).

Дед плачет (закрываем лицо руками), баба плачет (показываем слезки на лице бабы).

А курочка кудахчет (опять имитируем движения крыльев курочки Рябы): "Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я снесу вам новое яичко (показываем ладошками яичко, да не золотое, а простое".

Заканчиваем сказку аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»

Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Телесная терапия как метод для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям Дома ребенка (обобщение педагогического опыта).

Сложности адаптации детей в Домах ребенка.Использование метода телесной терапии для успешной адаптации малышей.Игровые упражнения с детьми раннего возраста....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Методы и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Методы и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.1. Создание для ребенка безопасной, комфортной, разнообразной, предметно развивающей среды.2. Понимание внутреннего мира ребенка и приня...