Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»
статья

Денисова Галина Ивановна

Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»

Галина Денисова 
Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»

Рассмотрим проблему взаимодействия общественного и семейного воспитания в историко-педагогическом аспекте.

После установления в России советской власти общественное воспитаниедетей стало делом государственной важности. В Декрете об учреждении государственной комиссии по просвещению говорилось об организации, наряду с отрядами по всеобщей грамотности, по школьному строительству, по внешкольному образованию, отдела дошкольного воспитания.

Признание роли семьи в воспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей с тем, чтобы семейное воспитаниеподчинялось тем же принципам, что и общественное. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества».

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитанияразвивались в работах В. А. Сухомлинского, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей» 1. В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия«педагогическое просвещение»«педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» 2. Важность педагогического просвещения семьи диктовалась самой жизнью. В 1960 г. в нашей стране был создан первый научно- исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР (позднее АПН СССР, который возглавил академик A.B. Запорожец. В различных лабораториях НИИ рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Согласно схеме, разработанной Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (таблица 1) 3.

Таблица 1

Преимущества и недостатки общественного и семейного воспитания

Детский сад Семья

Недостатки Преимущества

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателейс разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детямнедостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста. Сравнительно «мягкие»отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы по-ведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

Преимущества Недостатки

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детейУсловия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом свер-стников. Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семьеНедостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды. Если ребенок лишен материнской любви и ласки, не принимает посильного участия в делах семьи, большую часть времени проводит в образовательном учреждении, то у него нарушается эмоциональная связь с близкими людьми, не реализуется его основная потребность в общении. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

Приведенный анализ подтверждает важность сотрудничества образовательного учреждения и семьи, взаимодополняющеговзаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и образовательного учреждения произошли в 90-е годы XX века. Это было связано с реформой образования. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В данном Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенкапревращается в его цель.

Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно-семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу.

Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие 4.

Современная педагогическая наука признает приоритетность семейного воспитания, что требует изменения взаимоотношений между образовательным учреждением и семьей. Необходимо эффективное взаимодействие в системе «педагог - ребенок - родитель».

Литература

1. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / Соч.: В 5 т. — Киев, 1980. — Т. V.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»

Галина Денисова 
Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»

Рассмотрим проблему взаимодействия общественного и семейного воспитания в историко-педагогическом аспекте.

После установления в России советской власти общественное воспитаниедетей стало делом государственной важности. В Декрете об учреждении государственной комиссии по просвещению говорилось об организации, наряду с отрядами по всеобщей грамотности, по школьному строительству, по внешкольному образованию, отдела дошкольного воспитания.

Признание роли семьи в воспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей с тем, чтобы семейное воспитаниеподчинялось тем же принципам, что и общественное. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества».

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитанияразвивались в работах В. А. Сухомлинского, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей» 1. В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия«педагогическое просвещение»«педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» 2. Важность педагогического просвещения семьи диктовалась самой жизнью. В 1960 г. в нашей стране был создан первый научно- исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР (позднее АПН СССР, который возглавил академик A.B. Запорожец. В различных лабораториях НИИ рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Согласно схеме, разработанной Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (таблица 1) 3.

Таблица 1

Преимущества и недостатки общественного и семейного воспитания

Детский сад Семья

Недостатки Преимущества

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателейс разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детямнедостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста. Сравнительно «мягкие»отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы по-ведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

Преимущества Недостатки

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детейУсловия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом свер-стников. Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семьеНедостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды. Если ребенок лишен материнской любви и ласки, не принимает посильного участия в делах семьи, большую часть времени проводит в образовательном учреждении, то у него нарушается эмоциональная связь с близкими людьми, не реализуется его основная потребность в общении. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

Приведенный анализ подтверждает важность сотрудничества образовательного учреждения и семьи, взаимодополняющеговзаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и образовательного учреждения произошли в 90-е годы XX века. Это было связано с реформой образования. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В данном Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенкапревращается в его цель.

Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно-семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу.

Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие 4.

Современная педагогическая наука признает приоритетность семейного воспитания, что требует изменения взаимоотношений между образовательным учреждением и семьей. Необходимо эффективное взаимодействие в системе «педагог - ребенок - родитель».

Литература

1. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / Соч.: В 5 т. — Киев, 1980. — Т. V.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : учебное пособие / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2009.

3. Арнаутова Е. П., Иванова В. М. Общение с родителями: Зачем? Как? - М., 1993.

4. Конституция Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Руководство взаимодействием общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО» .

Данная консультация содержит в себе описание различных форм работы с родителями в связи с переходом на ФГОС ДО....

Статья на тему:"Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов".

Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности  мышления, к использованию полученных ими...

Эффективность театральных технологий в формировании личности ребенка в условиях детского сада

Статья "Эффективность театральных технологий в формировании личности ребенка в условиях детского сада" о безусловном влиянии теарализованной деятельност на развитие и становление ребенка дошкольного в...

«Проблема взаимодействия общественного и семейного воспитания, пути решения.»

Консультация «Проблема взаимодействия общественного и семейного воспитания, пути решения.»...

Формирование личности ребенка в условиях целостного образовательного процесса.

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль...

"Дифференцированный подход, как способ эффективного совершенствования личности ребенка в условиях взаимодействия между участниками образовательных отношений"

      ФГОС ДО выдвигает перед педагогами дошкольных организаций требования к построению образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, и использование в ...

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...