Эффективность театральных технологий в формировании личности ребенка в условиях детского сада
статья на тему

Симак Светлана Ивановна

Статья "Эффективность театральных технологий в формировании личности ребенка в условиях детского сада" о безусловном влиянии теарализованной деятельност на развитие и становление ребенка дошкольного возраста. О том, что умелое использование театрализованной деятельности коллективом педагогов-единомышленников при граматно созданных для нее условиях способствует приобретению дошкольниками   каммуникативных навыков, уменинию управлять эмоциями, ускорению процесса развития речи, раскрепощенности, артистичности и формирует основы мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность театральных технологий в формировании личности ребенка в условиях детского сада

Размышляя о природе театрального искусства и о сценическом взаимодействия актеров,  К.С.Станиславский пишет: «Особенность сценического общения заключается в том, что оно происходит одновременно с партнером и со зрителем. Замечательно то, что и с тем и с другим общение является взаимным. В процессе общения надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из людей в отдельности. Лучше наблюдать эти приспособления у детей».

По мнению выдающегося отечественного философа и литературоведа Ю.М. Лотмана, «искусство является формой передачи жизненного опыта поколений, а также средством человеческого общения. Произведения искусства представляют собой модель жизненных ситуаций, позволяющих приобщаться к важным культурным феноменам, еще не пережив их в реальной жизни».

Опыт показывает, что именно театрализованная деятельность, начиная с самого раннего дошкольного детства помогает ребенку в его гармоничном развитии, в приобретении навыков произвольного поведения и управления эмоциями, она ускоряет процесс развития речи, развивает память, умение концентрировать внимание, и наконец, дает огромный позитивный заряд положительных эмоций. Театрализованная деятельность - самый короткий путь раскрепощения ребенка, снятия зажатости, развития чувств, художественного воображения, и все это через игру, фантазирование, сочинительство, перевоплощение. Неоценимую помощь ребенку в период адаптации в школе оказывает именно опыт театрализованной деятельности в детском саду. Часто у первоклассников отмечаются страхи, срывы, заторможенность, агрессивность, замкнутость, или же напротив, демонстративность, капризность и неуправляемость. Дети находятся в постоянном отрицательном психоэмоциональном напряжении. Театрализованная деятельность призвана помочь детям управлять своими эмоциями, воздействовать на их состояние в положительную сторону –под руководством воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов по ИЗО, логопедов, связанных узами сотрудничества.

Сейчас появляются детские сады, где педагоги хорошо понимают это и активно работают над созданием условий для театрализованной деятельности детей и взрослых. Например, это может быть уютный эстетически оформленный зал с современным освещением, портьерами, театральным занавесом, здесь же могут быть оборудованы и мини-музеи, например,«Музей русского быта» или «Европейских сказок», интерактивная доска, которая используется в том числе и для оформления спектаклей и праздников, наличие кулис, декораций, реквизита для сценической деятельности, постоянно пополняемая костюмерная для взрослых и детей. В групповых комнатах размещены куклы разных систем: би-бо-бо, марионетки, тростевые куклы, пальчиковые. Руками педагогов могут быть изготовлены различные виды театров. В каждой группе оборудованы музыкально- театральные зоны, где представлены пособия, игры, ширмы, элементы костюмов для ряжения, подобран различный природный материал для создания атрибутов, декораций к играм-драматизациям. Материалы в театральных центрах должны периодически обновляться, что способствует созданию условий для персонифицированного общения педагога с каждым ребенком.

Не секрет, что дети с огромным желанием занимаются театральной деятельностью, если чувствуют заинтересованность взрослого. Очень важно умение педагога работать над речью, следить за своей мимикой, жестами, работать над пластикой движения при взаимодействии с детьми.

Работа над постановкой должна быть интересна детям, нескучной, ненасильственной, поэтому выстраивать работу надо максимально учитывая, что основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Например, совсем не требуется специально разучивать текст, если персонажи спектакля, сценки обыгрываются детьми по очереди, то тогда текст запоминается непроизвольно. Дети постепенно, без «натаскивания» запоминают роли всех героев, поэтому проблема замены отсутствующего «актера» в день премьеры решается просто: любой ребенок может сыграть данную роль. Интерес детей к постановке поддерживается долго, если постоянно менять подходы к разучиванию ролей: читать текст с обыгрыванием эпизодов, проводить этюды и упражнения, пантомимы, включая музыкальное оформление и хореографические сценки.

Подготовка спектакля – это сложный процесс с участием детей и взрослых, в нем задействованы в комплексе разные виды деятельности: музыка, хореография, изобразительная деятельность, художественное слово, объединенные в единый синтез – театр.

При подготовке спектакля, например, по сказке воспитатель первично знакомит детей с текстом произведения или разучивает стихотворную форму, работает над выразительностью речи персонажа, предлагая ролевую гимнастику перед зеркалом, этюды по формированию пантомимики. Логопед помогает тем, что делает с «актерами» упражнения на развитие речевой техники. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкой и песнями к сказке, обучает воспитанников образным движениям, работает над пластикой движения. Педагог по изобразительной деятельности работает над образами героев, проводя занятия по художественному творчеству (рисование, аппликация, лепка), помогая детям посредством изобразительного искусства выражать эмоции и впечатления.

В процессе театральной деятельности дошкольники знакомятся с театром, как храмом искусства, его устройством, театральными профессиями, театральными постановками. Дети самого раннего возраста воспитываются как чуткие зрители, которые овладевают навыками поведения в театре. Старшие дети уже могут ознакомится с признаками театра более углубленно, подробно, например: театр как культурное учреждение; специальное здание для постановки спектаклей; наличие рекламы(афиша, брошюра о спектакле); внутренние помещения (фойе, гардероб, зрительный зал, буфет, гримерные, мастерские).

Дети должны знать и с театральные профессии: актер, режиссер, художник-декоратор, гример, сценарист, осветитель, хореограф, дирижер, художественный , музыкальный руководитель, инструменталист-оркестрант.

Использование театрализованной деятельности служит эффективным средством формирования у детей навыков невербального общения. У воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии интонационной выразительности речи, большая творческая самостоятельность в выборе и применении различных приемов выразительности.

В процессе творческой работы дети становятся более общительными, доброжелательными, внимательными, приходят друг другу на помощь, стараясь показать, объяснить, как лучше исполнить тот или иной фрагмент, формируется умение радоваться успехам сверстников.

Таким образом, театр как синтез искусств совершенствует эстетическое воспитание, развивает культуру общения, формирует самостоятельное творчество ребенка, оказывает влияние на формирование мировоззрения, да просто делает ребенка счастливым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов".

Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности  мышления, к использованию полученных ими...

Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»

Статья для педагогов детского сада "Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада"...

Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»

Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»Галина Денисова Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодейст...

Формирование личности ребенка в условиях целостного образовательного процесса.

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль...

Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "

Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...