Главные вкладки

    Рекомендации педагога-психолога ДОУ педагогам по взаимодействию с агрессивными детьми.
    статья

    Бакланова Ирина Александровна

    Почти в каждой группе  детского сада  встречается  хотя бы один  ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на  других детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки.

    Причины появления данного поведения могут быть самыми различными: от  невыполнения требований ребёнка взрослыми до следствия  проявления насилия, демонстрируемого в кино, на экранах телевизора. Но очень часто дети поступают именно так, только потому, что не знают , как поступить по-другому. Не имея адекватных средств общения, ребёнок кулаками, стремится занять лидерское место в группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_pedagoga.docx15.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации педагога-психолога  ДОУ педагогам по взаимодействию с агрессивными детьми.

    Почти в каждой группе  детского сада  встречается  хотя бы один  ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на  других детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки.

    Причины появления данного поведения могут быть самыми различными: от  невыполнения требований ребёнка взрослыми до следствия  проявления насилия, демонстрируемого в кино, на экранах телевизора. Но очень часто дети поступают именно так, только потому, что не знают , как поступить по-другому. Не имея адекватных средств общения, ребёнок кулаками, стремится занять лидерское место в группе.

      Если вы замечаете у ребёнка проявления агрессивности, необходимо  тщательно проанализировать причины её проявления, выявить трудности, испытываемые ребёнком, по возможности  устранить эти причины, а затем попытаться сформировать  у ребёнка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей, Немаловажным фактором проявления ребёнком агрессивного отношения к окружающим, является внутрисемейная  атмосфера в которой находится и  воспитывается  ребёнок, Важно, выяснить  в первую очередь, какие межличностные отношения в семейной системе гдё растёт ребёнок. Так, как работая с ребёнком и в тоже время не работая с семьёй  в которой он воспитывается, положительного результата не будет. Значимые люди для ребёнка  это его семья , отношения в семье, ребёнок копирует поведение значимых для него взрослых.

     Внимание и терпение со стороны педагогов – обязательное условие в работе с такими детьми, рекомендуется  доброжелательный, спокойный и доверительный стиль общения. Крики , наказания, лишь усиливают проблему у ребёнка. Педагоги  своим поведением должны показывать  ребёнку пример: как можно контролировать свои негативные эмоции. Когда взрослый управляет своими  отрицательными  эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребёнка, а сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с  агрессивным человеком. Педагогам необходимо чётко  определить для себя, что ребёнку можно, а что нельзя, Нельзя позволять ребёнку  делать всё , что ему заблагорассудиться, но и нельзя всё категорически, запрещать.  Во время приступов агрессии, не надо потакать  ребёнку и изменять свои требования, лучше попытаться успокоить ребёнка и объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе. Любые проявления агрессии, необходимо тщательно проанализировать,  для  выявления  причин  и трудностей  испытываемых  ребёнком и по возможности устранить их. Анализируя поведение ребёнка важно обсудить конкретные факты, то, что произошло «здесь и сейчас», не вспоминая того , что произошло ранее. Иначе  у ребёнка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии  критично оценивать своё поведение.

     Один из путей   снижения агрессии- установление  с ребёнком доверительных отношений, виде обратной связи, «поговорить по душам».

    Для этого можно использовать следующие приёмы:

    -констатация факта (« Ты ведёшь себя агрессивно»);

    -констатирующий вопрос (« Ты злишься ?»);

    -раскрытие мотивов  агрессивного поведения (« Ты хочешь меня  обидеть?» , «Ты хочешь продемонстрировать силу?»;

    -обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению (« Мне не нравится , когда  со мной говорят в таком тоне»);

    -апелляция  к  правилам (« Мы же с тобой договорились!»).

    При разговоре педагог должен проявить , по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность, твёрдость.

    Основная задача педагога, при столкновении с агрессией- снижение напряжения ситуации. В этом могут помочь следующие невербальные проявления:

           -пространственное положение педагога по отношению к ребёнку. Чем меньше расстояние между собеседниками, тем  большее  впечатление производят слова педагога.

           -тон голоса и визуальный контакт. Существенную  роль при разговоре  играет разница в тоне и скорости речи, голос может звучать громко или тихо. Тон  голоса необходимо понижать при  общении, тогда  коммуникация  становится менее категоричной.  При долгом, продолжительном визуальном  контакте   возрастает   напряжённость  во взаимоотношениях, это может восприниматься как проявление подозрительности и агрессивности. Поэтому желателен  менее частый и продолжительный визуальный контакт.

           -движения педагога должны быть для ребёнка, предсказуемыми. Это повысит чувство безопасности ребёнка. Актуально  это во время инцидентов и кризисов,  так как педагоги  в данные моменты  начинают быстрее передвигаться, для внешнего  спокойствия  необходимо, замедлить движения, остановиться.

       Не стоит забывать о сохранении положительной репутации ребёнка в группе, Для этого целесообразно публично минимизировать вину ребёнка.

    («Ты себя неважно чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть?», но в беседе с «глазу на глаз»,   обсудить истинное поведение ребёнка.

     От ребёнка  не стоит требовать  полного подчинения, настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Можно, позволить ребёнку по-своему выполнить требование педагога.

    На начальной стадии  агрессивного поведения  и в тех случаях, когда агрессия  ребёнка  не опасна для окружающих и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

    - полное игнорирование реакций ребёнка ( не замечать, делать вид , что ничего не происходит);

    -выражение понимания чувств ребёнка («Конечно тебе обидно…»).

     -переключение внимания, предложение какого-либо задания (нового  вида  деятельности)

     -позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому,, что ты устал»).

      Таким образом, немаловажную  роль  в процессе взаимодействия с агрессивным ребёнком  играет  поведение педагога, позволяющее показать образец  конструктивного поведения которое направлено  на снижение напряжения в конфликтной ситуации, которое включает в себя такие приёмы как:

     -нерефлексивное слушание;

     -пауза, дающая возможность ребёнку успокоиться;                                                              -внушение спокойствия невербальными  средствами;

    - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов ;

    - использование юмора;

    - признание чувств ребёнка.

    Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведение. Главное условие- искренность взрослого, соответствие  его  невербальных реакций  словам

      Перечисленные способы и приёмы  не приведут  к положительным  изменениям , если  они будут иметь разовый характер,  если  не  будет   учитываться   атмосфера  семьи в которой  ребёнок проживает  и  воспитывается. Непоследовательность  поведения педагогов может привести к ухудшению поведения ребёнка. Именно поэтому  необходимо  терпение,  внимание  к ребёнку, его нуждам и потребностям, а так же постоянная отработка с ним навыков общения с окружающими.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"

    В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям  и помочь им справиться с этой прблемой....

    Семинар – тренинг для родителей. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».

    Цель семинаров – тренингов: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, имеющих агрессивного ребенка. Задачи:1.Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивн...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»

    Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети...

    Рекомендации родителям по взаимодействию с агрессивными детьми

    Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда, желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или огра...

    Практические рекомендации педагогам «Взаимодействие с гиперактивным ребенком», «Взаимодействие с агрессивными детьми».

    Консультация для педагогов: «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»Консультация для педагогов: «Взаимодействие с агрессивными детьми»...

    Рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

    Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?...

    Рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми

    Рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми...