Отчет по самообразованию
учебно-методический материал (младшая группа)

Фатихова Эльвира Фархатовна

Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет . »( рисование пальчиками, ладошками)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_konechnyy.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет . »( рисование пальчиками, ладошками)

Выполнила : Фатихова Э.Ф.

2019 г.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность

     Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. 

     Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник,  способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

                                                                                                                                                     

Пояснительная записка

     Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом  деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. 
   Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. 
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. 

     Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. 

     Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства,  по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п.), в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. 

Я определила цели и задачи своей работы:

Цель: повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. 

   Задачи:

Для педагога

  • Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.
  • Расширить и систематизировать теоретические знания и практические умения по использованию различных способов и приемов нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных средств.
  • Разработать перспективный план работы с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования.
  • Составить конспекты занятий по теме самообразования на 2018-2019 учебный год
  •  Создать условия для самостоятельной и совместной деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  •  Формировать у детей интерес к рисованию, умения реализовывать полученные знания о нетрадиционных техниках рисования в собственном творчестве.
  •  Развивать, в процессе художественной деятельности, психические процессы : внимание, речь, восприятие, мышление, воображение.
  • Совершенствовать у детей технические умения и навыки рисования.
  • Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
  • Подготовить консультации для родителей.

 Для детей

 Образовательные

  • закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

                                                                                                                                             

  • формировать у детей изобразительные навыки и умения, эстетический вкус, творчество и   фантазию;
  • расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники,     неизвестного материала;

  •  изучить необходимую справочную и методическую литературу.

   

Развивающие

  • развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику пальцев  рук и художественно-эстетический вкус;
  • развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
  • формировать координацию движений;
  • закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы;
  •  развивать навык работать с разным изобразительным материалом.

 Воспитательные

  • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • воспитывать нравственные и этические чувства, коммуникативность

   

         

          Для родителей

  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
  • Стимулировать их совместное творчество с детьми;
  • Способствовать установлению партнерских отношений   родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

 

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

1.Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной теме:

- Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

- И.В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей дошкольников», Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс», 2004г.

- А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд. «Академия развития- Академия холдинг».

- «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд. «Творческий центр Сфера», 2005

- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд. «Карапуз-Дидактика».

- Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.- Москва, 2010г.

- Лыкова И.А., Изобразительная деятельность  в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Практический этап.

- Изучение опыта педагогов ДОУ.

-Создание предметно-развивающей среды в группе.

-Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

- Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

- Работа с родителями: консультации, собрания, мероприятия и т.д.

- Выставки детских и совместных работ.

Отчёт по теме самообразования .

  В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

   Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании во 2 младшей группеРисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая средаНетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

  Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

 Свою работу я начала   с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. На первых занятиях я поставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создала какие-либо образы или сюжеты .

   В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии  использовала  игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

   Работу проводила поэтапно:

- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

  Мною были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Мною были составлены конспекты занятий по нетрадиционному рисованию. Подготовлены выставки детских рисунков для родителей, и создан альбом с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

Считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась.

На занятиях использовала следующие нетрадиционные техники рисования

1.рисование ладошкой.

2.пальчиками.

3. ватными палочками.

Для родителей подготовила несколько консультаций, папку-передвижку, анкеты.

 Перспективы на следующий год:

- Продолжить работу по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет . »( рисование пальчиками, ладошками)

- Изучить новинки методической литературы;

- Продолжить работу по разработке  новых техник рисования по данной теме;

- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, посиделки, организации совместных праздников и проведение мастер-классов.

   На основе анализа проведённой работы по развитию творческих способностей  дошкольников, коллегам, работающим в данном направлении я  рекомендую использовать в работе следующие методические рекомендации:

  • Занятия проводить в игровой и занимательной форме. Включать в занятия игры, задания, «тренировочные упражнения».
  • Нетрадиционные техники использовать повторно, с целью более качественного овладения детьми определенных умений, при этом желательно использовать вариативную повторяемость (вида занятия, смена заданий, работа на малом, затем на большом пространстве листа и др.)
  • Стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной симпатии и восхищения любыми успехами детей.
  • Чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными.
  • Делить детей на подгруппы не по возрасту, а по уровню развития детей.
  • Активизировать внимание и интерес детей увлекательными заданиями, вопросами, иллюстрациями, для того, чтобы с самых первых минут занятия и до окончания дети были погружены в работу.
  • Создавать условия для самостоятельного выбора ребенком приема нетрадиционного рисования, для творческого экспериментирования детей с различными художественными материалами и инструментами.

Результатом проделанной работы является то, что дети в самостоятельной деятельности чаще стали использовать дополнительные нетрадиционные материалы в рисовании, реже прибегают к совместной деятельности с педагогом. Чаще стали самостоятельно придумывать свое изображение, конечно требующее небольшой доработки педагогом.  У детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования, так как для них это новое и необычное занятие. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее. Дети обрели уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими художниками. 

Не каждый ребенок станет художником, однако у каждого есть определенный потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одаренные дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...