Рисование песком в ДОУ
занимательные факты

Пурыгина Ульяна Алексеевна

Метод рисования песком успешно применяется в образовательных и развивающих целях. Объясняется это, прежде всего, потрясающими возможностями песка – доступностью и действием на людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисование песком

Метод рисования песком успешно применяется в образовательных и развивающих целях. Объясняется это, прежде всего, потрясающими возможностями песка – доступностью и действием на людей. Песок – природный материал, с которым знаком каждый взрослый и ребенок.  Он привлекает своей фигурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться. Это медетативный материал, заземляющий на себя все негативные эмоции. Психологи утверждают, что уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы в организме человека.  Специалисты рассматривают рисование песком как арт-терапию.  Гиперактивные дети «разряжаются»,  а у застенчивых детей исчезают скованность и застенчивость. Учеными доказано, что те, кто активно играл   в детстве с песком, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Игра с песком – это  естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.  

Отличительная особенность рисования песком и на песке – больший и развивающий, и воспитательный, и образовательный и эмоциональный эффект, нежели стандартные формы обучения рисованию. Потенциал рисования на песке и песком огромен:  обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомленности, развитие мелкой моторики и координации движений, воображения  и творческих способностей. При этом образовательный процесс превращается в увлекательное занятие.

 Технология «Рисунок  на песке»

Одной из основных задач педагогической деятельности является создание оптимальных условий для коррикционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного  развития детей. Образовательный процесс дошкольников постоянно обновляется: широко используются современные педагогические технологии, компьютерные программы, появляются технические средства  обучения нового поколения. Одним из таких можно считать  световой стол.

Цель работы  на световом столе – познакомить детей с технологией «Sand art».

Данный вид деятельности даёт воспитателю возможность использования рисунка на световом столе в коррекционно-развивающем обучении.

Первый этап работы – подготовительный. Дети знакомятся с оборудованием и правилами работы на световом столе, со свойствами песка. Самостоятельно  выполняют различные действия по желанию:  разглаживают песок по поверхности стола, пересыпают, сгребают в кучки, рисуют знакомые предметы пальчиками, ладонью (на что хватит их фантазии).

Второй этап – непосредственное знакомство с техникой рисунка.  Начинается рисунок с выполнения фона. Дети знакомятся с разными способами (засыпка - из кулачка, наброс – с ладошки, закидывание – из кучи);  демонстрируются способы уборки песка. Далее дети насыпают, рисуют, убирают песок самостоятельно любым способом.

Третий этап -  знакомство со способами рисования на световом столе. Начинаем рисовать с более простого способа – «светлым по темному». Изображение получают, нанося различного рода линии, точки, пятна по поверхности  стекла. Тонкий слой при этом разгребается, раздвигается, образуя белый просвет любой формы. В процессе рисования уточняем, что рисунок можно выполнять пальчиками, ребром ладони, кулачком, всей ладонью, одноименными пальцами обеих  обеих рук одновременно, сразу несколькими пальцами, двумя ладонями. Можно использовать в рисунке отпечаток пальчиков, ладони, кулачка.

Четвертый этап -  Освоив технику рисунка  « светлым по темному», переходим к более сложному способу – «темным по светлому». Демонстрируя способы «рисунок струей» (из кулачка, щепоткой). « Отсечение лишнего». Дети практикуются самостоятельно выполнять рисунок данным способом. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, которые проявляются в нарушении координации движений, отсутствии четкости движений,  в низком развитии мелкой моторики рук, неразвитости чувства ритма, сниженном уровне развития вербальной памяти, внимания, восприятия, мы применяем дополнительные меры рисования на световом столе. Например, предлагаем детям использовать трафареты. Трафарет представляет собой обобщенный образ предметов окружающего мира. Трафареты помогают ребенку создать свою сюжетную картинку, так как уже существует главный объект  (то есть ставим ребенка в позицию успеха), видеть соотношение предметов  по величине, форме, расположению. Дошкольники учатся строить композицию. Трафареты подбираются в соответствии с лексической темой. Трафареты выполнены из самоклеящейся пленки,  что позволяет их мыть при необходимости. Для создания более яркого образа дети используют разнообразные материалы: цветные камешки, стеклярус, мелкие пластмассовые предметы и фигурки.

 На световом столе детям предлагается выполнить различные графические задания, где они упражняются в прорисовке основных линий, передаче ритма. Развивают точность движений. Задания предлагаются от прорисовки простых прямых вертикальных и горизонтальных линий до сложных извилистых,  соединенных в различные фигуры. Данные задания  дошкольники выполняют разными способами – «светлым по темному» и «темным по светлому».

Для развития подвижности кисти руки используются игровые упражнения «Нарисуй одной линией, не отрывая пальчика». Для выполнения ребенку предлагается готовый рисунок, выполненный маркером на полиэтиленовой пленке. Размер подложки соответствует размеру светового стола. Выполняя рисунок «светлым по темному»,  ребенок наносит фон любым удобным для него способом, прорисовывает сплошную линию от начальной точки; рисунок « темным по светлому» ребенок выполняет струей из кулачка, не засыпая фон.

Дети группы испытывают трудности при выполнении заданий в тетрадях в клеточку (при прорисовке графических узоров не определяют центр клетки, не регулируют движение кисти руки, в результате линии получаются короче или длиннее необходимых, не видят границ клетки, затрудняются передать ритмический узор). Предлагаем выполнять различные графические узоры на песке. На световой стол раскладывается подложка из полиэтиленовой плотной пленки, расчерченной в клетку. Размер клетки 5*5 см. Детям предлагаются различные традиционные задания: «Продолжи  узор по образцу», «Придумай узор», « Нарисуй такой же предмет», «Графический  диктант» (под диктовку педагога) и др.  Используем два способа рисунка. Дети группы достаточно сложно осваивают грамоту: зрительно не могут запомнить буквы, путают, в какую сторону смотрят палочки, и т. д. Поэтому при закреплении данного материала мы также используем световой стол. Дети выполняют задания «Напиши букву», Измени букву, добавив палочку»,  «оживи букву», «Нарисуй по трафарету», «Сложи слово», «Напиши слово и обозначь символами»,  «Напиши букву и нарисуй картинки на эту букву» и т.д.

Использование трафаретов «буквы»  помогает детям запомнить графический образ буквы, а цветовое исполнение трафаретов способствует запоминанию гласных и согласных. Трафареты представляют собой целые буквы, а также квадраты размером 15*15 см с вырезными в нутрии буквами.

         Прелесть рисования песком (независимо от того, сюжетное это рисование или написание букв и цифр) заключается в том, что все поправимо. Не нужно бояться ошибиться, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге.  Это  дает возможность ребенку ощущать себя успешным. На песке даже трудные задачи решаются легче!

 Рисование цветным песком

Картины из цветного песка: красиво, увлекательно, полезно!

Казалось бы, что может объединять пятилетнего сыночка и десятилетнюю доченьку? Ведь у них совсем разные интересы. А вы попробуйте подарить своим малышам цветной песок для детского творчества, тогда и увидите, сколько всего у них общего! Дети разных возрастов с большим удовольствием занимаются созданием ярких картин, используя трафареты для цветного песка. Ведь это так увлекательно! Цветной песок для детского творчества

Более того, такой рисунок можно заключить в рамку и повесить на стену. Пусть гости любуются результатами труда ребенка! Можно даже организовать целую выставку и пригласить всех знакомых. Картины из цветного песка выглядят просто волшебно, а в процессе их создания у малыша развиваются творческие способности, он становится спокойным и умиротворенным.

Наборы для творчества с цветным песком

Набор для творчества включает в себя цветной песок, трафарет и коробку с подробной инструкцией. Для того чтобы получилась красивая фреска из цветного песка, необходимо оторвать пленку от выбранного участка рисунка, засыпать его песком и убрать излишки кисточкой. Шаг за шагом картинка буквально оживает в руках маленького творца.
Трафареты для цветного песка могут быть с крупными деталями для детей в возрасте от 4 до 8 лет, и с мелкими для более опытных «художников». Как правило, дети очень гордятся своими результатами и с радостью демонстрируют их окружающим. Это способствует развитию уверенности в себе, что крайне важно для ребенка.

        Рисование цветным песком: сложно ли это?

На самом деле, все очень просто. Чтобы освоить рисование цветным песком, достаточно купить песочные картинки для детей. Специальный липкий трафарет сам собирает цветной песок в нужном месте. Все, что требуется от ребенка – это расслабиться и позволить песку свободно проходить сквозь пальцы. Это занятие не только расслабляет и успокаивает малыша, но и способствует развитию ловкости рук и координации движений.

         Особенности рисования цветным песком:

  • такой песок приятный на ощупь, он не пачкается и не прилипает к посторонним предметам;
  • цвета насыщенные и яркие;
  • простой рисунок с крупными деталями позволяет привлечь к работе даже маленьких детей;
  • липкие трафареты для цветного песка значительно облегчают задание;
  • подробная инструкция дает ответы на все возникающие вопросы.

Польза от такого занятия просто огромна! Рисование песком оказывает расслабляющий эффект на нервную систему, избавляет от стрессов и переживаний, а также устраняет страхи и тревожность. Сам цветной песок для детского творчества имеет особую структуру, которая оказывает релаксирующий эффект. Это занятие полезно как для детей, так и для взрослых.

Кроме того, цветной песок способствует всестороннему развитию малыша:

  • развиваются творческие способности и воображение;
  • улучшаются пространственное мышление и память;
  • пальчики малыша становятся более проворными и ловкими;
  • сам кроха из непоседы превращается в усидчивого и внимательного ребенка.

Все это крайне важно для детей и, несомненно, пригодится им в дальнейшей жизни.

Цветной песок можно изготовить самостоятельно, вот как это делаю я:

Нам понадобится:

  • Мелкая соль
  • Мелки

Натираем мелки до порошкообразной консистенции и смешиваем с солью, можно соль натереть мелками.

Цветная соль  получается не очень яркой, а постельных тонов, но детям все равно очень нравится этот материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Интегрированная НОД по экспериментированию с песком и рисованию песком в средней группе

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Отгадай по описанию» Мы уже с вами ее играли. Я буду описывать то, что у меня здесь спрятано, ...

Конспект занятия "Рисование песком и на песке"

Программное содержание:Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.Обогащать тактильный опыт детей.Развивать мелкую моторику рук.Предварительная работа:Наблюдение.Беседа.Рассматрив...

Конспекты по рисованию песком для младших дошкольников "Мир волшебного песка"

Изобразительная деятельность - один из видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, р...

Памятка по рисованию песком для воспитателей "Мир волшебного песка"

Рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок. Это, прежде всего, развитие мелкой моторики, а так же эта методика работает на другие цели – улучшает память, ра...

Картотека упражнений для рисования песком и на песке

Обыкновенный песок - это нечто волшебное... А лоток или поднос с песком превращаются в игровую площадку для реализации самых разнообразных замыслов! Предлагаю несколько упражнений для рисования на пес...