Рабочая программа воспитателя во второй младшей группе
рабочая программа (младшая группа)
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основной идеей программы является развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Названия разделов | Стр. |
1 | Целевой раздел программы | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Целевые ориентиры, педагогическая диагностика. | 13 |
1.3 | Планируемые результаты освоения Программы. | 16 |
2 | Содержательный раздел программы | 18 |
2.1 | Учебный план ООП ДО во второй младшей группе №6 МДОУ Детский сад №88 | 18 |
2.2 | Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. | 22 |
2.3 | Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе | 25 |
2.4 | Взаимодействие с семьей. | 26 |
2.5 | Планирование работы с детьми в группе. | 30 |
2.6 | Модели организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. | 30 |
2.7 | Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. | 30 |
3 | Организационный | 30 |
3.1 | Оформление предметно-пространственной среды. | 30 |
3.2 | Режим дня, структура образовательной деятельности. | 34 |
3.3 | Перечень методических пособий. | 40 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основной идеей программы является развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Цель и задачи реализации программы
Цель
- создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Задачи
• заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитие каждого ребенка;
• создать в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-
ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творчески организовывать воспитательно-образовательный процесс;
• вариативно использовать образовательный материал, позволяющий развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительно относиться к результатам детского творчества;
• одинаково подходить к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Принципы и подходы к реализации программы
Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Структура образовательной части Программы
Образовательная часть Программы построена с учетом проекта основной образовательной Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и др.
Программа «От рождения до школы» соответствует принципам ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы №6 разработана в соответствии с ООП МДОУ «Детский сад №88» (Приказ № 311 от 01.09.16г.), в соответствии с введением в действие ФГОС ДО
Данная рабочая программа составлена на основе программ:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-368 с.
- «Мы в Мордовии живём»: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О.В. Бурляева [ и др.] Мордов. гос. пед. ин – т. – Саранск, 2015. – 84с.
- Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы обеспечивает разносторонне развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
- Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 3-х до 4-х лет. Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Приказ министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Конвенция о правах ребенка (1989г).
- Федеральный законот29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Устав ДОУ
Характеристика особенностей развития детей младшего
дошкольного возраст а (3-4 года).
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости ― он может сопереживать другому ребенку.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
Дети 3-4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).
В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) - самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).
Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов. (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под).
Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).
Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь);имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10-15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул - машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни - это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, не развернутые, содержащие одну-две роли.
Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить.
Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Возрастная характеристика, контингента детей 3-4 лет.
Физическое развитие
3-х летний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
Социально-коммуникативное развитие
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Речевое развитие
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
Познавательное развитие
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
1.2 Целевые ориентиры, педагогическая диагностика.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность
и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в
ФГОС ДО, следует рассматривать как социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для
педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной
деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими
для всего образовательного пространства Российской Федерации, одна-
ко каждая из примерных программ имеет свои отличительные особе-
ности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат
ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до
школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в
пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той
части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС ДО.
В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целе-
вые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к
дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе
завершения дошкольного образования).
Педагогическая диагностика
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Характеристика детей второй младшей группы №6.
- Направленность группы - общеразвивающая
- Возрастная группа - вторая младшая группа
- Фактическая наполняемость - 20 человек
- Состав группы - 20 человек
- Девочки -11
-Мальчики - 9
- оценка актуального состояния и развития детей группы выявила уровень образованности детей на начало года
высокий – 4 чел. (17%)
Средний – 15 чел. (75%)
Низкий – 2 чел. (8%)
Низкие показатели: Абдюшев И., Ахтямов С.
Основная проблема воспитанников группы с низкими показателями – это низкий уровень речевого развития. В связи с этим дети сталкиваются с затруднениями: в общении друг с другом, умении высказывать свои желания, мысли, снижается активность в образовательной деятельности.
Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (сентябрь, май).
Данные, планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в МДОУ Положением о мониторинге качества образовательной Программы.
1.3 Планируемые результаты освоения Программы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Дети общаются со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари).
Умеют использовать образцы обращения к взрослым.
По средством речи взаимодействуют и налаживают контакты друг с другом.
Дети с интересом слушают рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
Дети различают и называют существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества(цвет и его оттенки, форма, размер),особенности поверхности(гладкая, пушистая, шероховатая),некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются ),местоположение(за окном, высоко, далеко, под шкафом).
Понимают обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы).
Называют части суток (утро, день, вечер, ночь).
Называют домашних животных и их детёнышей, овощи и фрукты.
Внятно произносят гласные и согласные звуки.
Выработан правильный темп речи, интонационная выразительность.
Отчетливо произносят слова и короткие фразы.
Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Используют в речи распространенные предложения.
Умеют вести диалог с воспитателем: слышат и понимают заданный вопрос, понятно отвечают на него.
Доброжелательно общаются друг с другом.
Умеют слушать новые сказки, рассказы, стихи, следят за развитием действия, сопереживают героям произведений.
Повторяют наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
Умеют инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Знают наизусть потешки, небольшие стихотворения.
Проявляют интерес к книгам.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Видят общий признак предметов группы (все мячи - круглые, эти-все красные, эти-все большие).
Составляют группы из однородных предметов и выделяют из них отдельные предметы.
Различают понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находят один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимают вопрос «Сколько?»; при ответе используют слова «много», «один», «ни одного».
Сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
Сравнивают предметы контрастных и одинаковых размеров, пользуются приемами наложения и приложения, обозначают результат сравнения словами (длинный - короткий, широкий - узкий).
Знают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Умеют ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя.
Различают правую и левую руки.
Ориентируются в частях суток: день-ночь, утро-вечер.
Дети знают предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функции и назначения.
Понимают, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель), другие созданы природой (камень, шишки).
Знакомы с театром.
Знают ближайшее окружение (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры):дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
Проявляют интерес к малой родине: дети знают свой город, в котором живут.
Имеют представление о некоторых профессиях (воспитатель помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофёр, строитель).
Узнают в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу) и диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др. их детёнышей называют.
Имеют представления о насекомых( бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.), растениях (деревья, цветущие травянистые растения), комнатных растениях (фикус, герань и др.)
Различают по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь)и фрукты (яблоко, груша).
Имеют представления о сезонных изменениях в природе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Владеют навыками организационного поведения в детском саду, дома, на улице.
Имеют представления о том, что хорошо, что плохо, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
Проявляют вежливость в общении (здороваются, прощаются, благодарят за помощь).
Владеет культурно-гигиеническими навыками, навыками поведения во время еды, умывания.
Следят за своим внешним видом.
Самостоятельно одеваются и раздеваются в определённой последовательности.
Соблюдают порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Владеют умениями, необходимыми при дежурстве по столовой (помогают накрывать стол к обеду, раскладывают ложки, расставляют хлебницы (без хлеба),тарелки, чашки).
Участвуют в уходе за растениями в уголке природы, с помощью взрослого расчищают дорожки от снега, счищают снег со скамеек.
Знают ,как себя вести в природе(не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных).
Знают правила дорожного движения, правила поведения в природе.
Владеют навыками безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развиты эстетические чувства детей, художественное восприятие.
Знакомы с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение жесты).
Проявляют интерес к занятиям изобразительной деятельностью: умеют рисовать, лепить, клеить.
Создают как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Умеют правильно держать карандаш, фломастер, кисть.
Знают цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный), знают оттенки (розовый, голубой, серый).
Знают о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
Умеют выкладывать (в определённой последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное самим ребёнком или заданное воспитателем), наклеивать их.
В своих работах проявляют аккуратность.
Умеют правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок и закрашивать рисунки.
Знакомы с дымковской, филимоновской, городецкой росписью.
Владеют некоторыми приемами лепки (прищипывание, оттягивание, вытягивание, сглаживание, вдавливание).
Умеют правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Умеют вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов.
Умеют аккуратно вырезывать и наклеивать детали аппликации.
Проявляют желание сооружать постройки по собственному желанию.
Сооружают новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание.
Умеют различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трёхгранные призмы).
Знакомы с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Слушают музыкальные произведения до конца, понимают характер музыки, узнают и определяют, сколько частей в произведении.
Знают музыкальные инструменты: дудочка, колокольчик, металлофон, бубен, погремушка, барабан.
Подыгрывают на детских ударных музыкальных инструментах.
Образовательная область «Физическое развитие».
Умеют различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши),знают об их роли в организме, как их беречь и ухаживать за ними.
Имеют представления о полезной и вредной пище, о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
Умеют ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.
Умеют ползать.
Действуют совместно, строятся в колонну по одному, шеренгу, круг, находят свое место при построениях.
Умеют энергично отталкивать мячи при катании, бросании, ловят мяч двумя руками одновременно.
Умеют ползать, лазать, кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезть с него.
Реагируют на сигналы «беги», «лови», «стой»,выполняют правила в подвижных играх.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1 Учебный план ООП ДО во второй младшей группе №6 МДОУ «Детский сад №88».
Направление развития | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и кол-во раз в неделю. |
Физическое развитие | Познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная, двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, чтение худ. литературы. | Упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, экскурсии, реализация проектов, упражнения на развитие мелкой моторики, гимнастика после сна, закаливающие процедуры. | 15 минут 3 раза в неделю |
Социально-коммуникативное развитие | Игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение худ. литературы, продуктивная, трудовая. | Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, рисование, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение худ. произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов, индивидуальные и коллективные поручения, дежурства и коллективный труд, игровые и бытовые проблемные ситуации | |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская, игровая, чтение худ. литературы, двигательная, экспериментирование коммуникативная, продуктивная (конструктивная), трудовая, музыкально-художественная, | Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов, слушание и обсуждение худ. произведений, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов. | 15 минут 1 раз в неделю |
математическое и сенсорное развитие | 15 минут 1 раз в неделю | ||
Речевое развитие | Коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая, чтение худ. литературы, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая, двигательная. | Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание худ. произведений, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения, слушание художественных произведений. | 15 минут 1 раз в неделю |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность (рисование) | Рисование, лепка, аппликация; реализация проектов, слушание, импровизация, исполнение, музыкально- дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. | 15 минут 1 раз в неделю |
Изобразительная деятельность (лепка) | 15 минут 1 раз в 2 недели | ||
Изобразительная деятельность (аппликация) | 15 минут 1 раз в 2 недели | ||
Музыкальная деятельность | 15 минут 2 раза в неделю |
2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности во второй младшей группе №6.
Направление развития | Методическое пособие | Наглядно-методические пособия |
Физическое развитие | Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» Младшая группа Е.А. Бабенкова. Т.М. Параничева «Подвижные игры на прогулке».- М.: ТЦ Сфера,2015г. И.А. Немов, И.Е. Атькова «250 подвижных игр».-Саранск,2008. М.М. Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет.-2-е изд.,испр. И доп.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-48 с. | Картинки «Зимние виды спорта», «Спорт» Спортивный инвентарь. |
Социально-коммуникатив-ное развитие | Г.Я. Павлова «Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности.- М.: ТЦ Сфера,2013г. Л.В. Коломийченко и др. «Занятия для детей 3-5 лет по социально- коммуникативному развитию».- М.: ТЦ Сфера,2016г В.Т. Алямовская и др. «Беседы о поведении ребенка за столом».- М.: ТЦ Сфера,2014г Картины и иллюстрации: «Государственные символы России», «Безопасность», «Правила дорожного движения». | Картины и иллюстрации: «Государственные символы России», «Безопасность», «Правила дорожного движения». |
Познавательное развитие | Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». -1996. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».-М.:Просвещение,1981. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова «Прогулки в детском саду» Младшая и средняя группа, 2008г. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Метод. Пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать».-4-е изд.,перераб. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 56 с. Мы в Мордовии живем:региональный образовательный модуль дошкольного образования/О.В.Бурляева и др; Мордов. гос. пед. ин-т.-Саранск, 2015.-84 с. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-368 с. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-64 с. | Плакаты, картины, схемы, модели, иллюстрации: «Деревья», «Профессии» и т.д., картотека опытов, музыкальные инструменты, дидактические игры. |
Речевое развитие | М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин «Страна пальчиковых игр», 1997. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», 1983. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Популярное пособие для родителей и педагогов М-1998г. О.С. Ушакова «Придумай слово».- М.: ТЦ Сфера,2016г. Л.Зубков «Словарные игры»,1998. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», 1994. | Предметные картинки, плакаты, схемы, модели, иллюстрации. |
Художественно-эстетическое развитие | «Педагогическая модель художественно-эстетического образования в детском саду» под ред. Т.Д. Костюниной.- Саранск, 2010.Л.В. Куцакова | Альбомы: «Дымковская игрушка», «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Гжельская роспись» |
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе
Направление развития | Формы реализации программы | Способы | Методы | Приёмы | ||
Совместная дея-сть | Самостоя-тельная дея-сть | Взаимодей-ствие с семьёй | ||||
Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познаватель-ное развитие Речевое развитие Художест-венно-эстетическое развитие | Развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и др.) упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера) импровизация, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, рисование, лепка, чтение художественной литературы, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы, мини-конкурсы, игры-соревнования. | Развивающие игры, упражнения, наблюдения, рассматривание рисунков, фотографий | Беседы, консультации, анкетирование, досуги, развлечения, экскурсии, интеллектуаль-но-развлекательные игры, круглые столы, КВН, викторины | Объясни-тельно-репродук-тивный Репродук-тивный Репродук-тивный проблем-ного изложе-ния Частичн-но поиско-вый Исследо-вательс-кий или эврести-ческитй | Практи-ческий | Наблю-дение, показ предметных картин, иллюст-рации, исполь-зование видеоза-писей Дидак-тические игры, игры драма-тизации Подвиж-ные игры, Загадки, упраж-нения- имитации |
Рисование, лепка, игры-соревнования | Нагляд-ный Словес-ный Игровой |
2.4. Взаимодействие с семьей.
План работы с родителями во второй младшей группе №6
на 2016-2017 уч. год.
№ п/п | Содержание работы | Срок | Ответсвенный |
1. 2. 3. 4. | Родительское собрание «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста». Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». Сбор информации о семье и семейном воспитании (новеньких детей). Памятка для родителей по оздоровлению детей в осенний период. | Сентябрь | Воспитатели |
1. 2. 3. 4. | Консультация «Как интересно провести досуг в кругу семьи». Памятка «Как надо кормить ребенка». Индивидуальная беседа с родителями «Спортивная форма и обувь для занятий физкультурой». Осенний праздник. | Октябрь | Воспитатели |
1. 2. 3. | Консультация «Здоровье без лекарства». Фотовыставка «Моя дружная семья». Индивидуальные беседы о необходимости проведения вакцинации против гриппа. | Ноябрь | Воспитатели |
1. 2. 3. | Родительское собрание «Роль игры в развитии и воспитании ребенка». Фабрика Деда Мороза. Новогодний утренник. | Декабрь | Воспитатели. |
1. 2. 3. 4. | Консультация «Режим-это важно». Индивидуальная беседа «Корригирующая гимнастика для глаз». Памятка «Развиваем пальчики-стимулируем речевое развитие ребенка». Фотовыставка «Наш веселый Новый год». | Январь | Воспитатели |
1. 2. 3. | Консультация «Как приучать детей к труду». Развлечение к празднику 23 февраля. Консультация «Роль отца в воспитании ребенка». | Февраль | Воспитатели |
1. 2. 3. 4. | Родительское собрание «Особенности развития речи детей 3-4 лет». Фотовыставка «Мамины помощники». Консультация «Игрушки детей. Игровой домашний уголок». Праздник ко Дню 8 Марта. | Март | Воспитатели |
1. | «Личные беседы» (по запросам родителей). Неделя добрых дел. Рекомендации «Как правильно общаться с ребенком». «Огород на окне». | Апрель | Воспитатели |
1. 2. 3. 4. | Итоговое родительское собрание «Формирование здорового образа жизни и безопасности детей дошкольного возраста». Оформление мини-музея «Боевой славы». Развлечение ко Дню Победы. День открытых дверей. | Май | Воспитатели |
План музыкальных праздников, развлечений, досугов | |||
1. | Игры-забавы «Ладушки-ладошки» | Сентябрь | Муз.руководитель Воспитатели |
2. | Тематический праздник «Осенняя сказка» | Октябрь | Муз. руководитель Воспитатели |
3. | Семейные встречи «День матери» | Ноябрь | Муз.руководитель Воспитатели |
4. | Праздник «Здравствуй, Дед Мороз!» | Декабрь | Муз. руководитель Воспитатели |
5. | Развлечение «Закликание весны» | Январь | Муз.руководитель Воспитатели |
6. | Досуг «Буду как папа» | Февраль | Муз. руководитель Воспитатели |
7. | Развлечение «Закликание весны» | Март | Муз.руководитель Воспитатели |
8. | Развлечение «В весеннем лесу» | Апрель | Муз.руководитель Воспитатели |
9. | Игры-забавы «Музыкальные загадки» | Май | Муз.руководитель Воспитатели |
Организация развлечений и праздников в образовательной деятельности «Физическая культура» | |||
1. | Физ.досуг «Путешествие в страну здоровья» | Сентябрь | Инструктор по физ-ре Воспитатели |
2. | Физ.досуг «Стоит в поле теремок» | Октябрь | Инструктор по физ-ре Воспитатели |
3. | Развлечение «В поисках карты звездочета» | Ноябрь | Инструктор по физ-ре Воспитатели |
4. | Спорт. развлечение «Путешествие в Африку» | Декабрь | Инструктор по физ-ре Воспитатели |
5. | Спорт. праздник «Малые зимние Олимпийские игры» | Январь | Инструктор по физ-ре Воспитатели |
6. | Физ. развлечение «Спортивный колобок» | Февраль | Инструктор по физ-ре Воспитатели |
7. | Спорт. праздник «В гости к героям сказок» | Март | Инструктор по физ-ре Воспитатели |
8. | Физ.досуг «Лесные тропы» | Апрель | Инструктор по физ-ре Воспитатели |
9. | Спорт.развлечение «Праздничный салют» | Май | Инструктор по физ-ре Воспитатели |
2.5. Планирование работы с детьми в группе.
(все планирование перспективное, комплексно-тематическое, календарное находится в папке 08-04)
2.6. Модели организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с воспитанниками.
2.7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
Для гармоничного развития личности ребёнка в процессе обучения и вне его создаём эмоционально положительный микроклимат.
- Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность педагога, отказ от критики и отрицательных оценок в адрес детей.
- Поощрение высказанных детьми оригинальных идей.
- Личный пример взрослого (педагога) в различных видах деятельности (двигательной, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, музыкально – художественной, чтение художественной литературы) как способ активизации познавательного развития детей.
- Представление детям возможности активно задавать вопросы.
- Наличия на занятиях дидактических пособий, игр, сюрпризных моментов, игровых заданий, яркой и красочной наглядности кА средства концентрации внимания, повышения восприимчивости и заинтересованности детей.
- Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью, где созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания нравственно – патриотических чувств, основ гражданственности а так же интереса к своей малой Родине, Родному краю. Накопления детьми социального опыта жизни в своём городе, регионе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть, начало нравственно – патриотических чувств, которые рождаются в позиции, а формируются в процессе целенаправленного воспитания.
Именно эти характерные особенности обучения детей и определяют выбор современных технологий, основанных на активизации познавательной деятельности детей.
1) Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Республика Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика и т.д. В теплое время года жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.
2) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе воспитываются дети из полных 100%;, из неполных 0% и многодетных 0% семей. Образовательный ценз родителей: с высшим 55%, средним профессиональным 45% и средним общим 0% образованием.
3) Эмоционально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы: русские 70%, татары 15 %, мордва 15 %. Основной контингент – дети из русскоязычных семей, все владеют русским языком. Обучение и воспитание в ДС осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями г. Саранск (Столицы – Республики Мордовия).
Для осознания всего этого в ДОУ в качестве парциальной программы реализуется примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» - возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Целью примерного регионального модуля программы является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа.
Задачи заключаются:
- в формировании у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
- формировании представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
- формировании познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- формировании чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
- воспитании гражданско – патриотических чувств.
Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание уделяется приобщению его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1 Оформление
предметно - пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Центры детской деятельности в группе
- уголок сюжетно – ролевых игр
- уголок ряженья (для театрализованных игр)
- книжный уголок
- зона для настольно – печатных игр
- уголок природы
- спортивный уголок
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом)
- уголок театрализованных игр
3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности.
Режим организации жизни детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №88»
во второй младшей группе №6 на теплый период года
Режимные моменты | С 3-4 лет |
Дома Подъём, утренний туалет | 6.30-7.30 |
В детском саду Приём детей на улице, осмотр, игры, утренняя гимнастика | 7.00 –8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20-8.50 |
Игры, подготовка к занятиям | 8.50-9.00 |
Занятие (на участке)
| 9.00-9.15 |
Прогулка (наблюдения, подвижные и сюжетно – ролевые игры, игры с водой и песком, закаливающие процедуры: солнечные и воздушные ванны, соблюдение питьевого режима, свободная деятельность) | 9.15-11.15 |
Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры | 11.15-11.30 |
Подготовка к обеду, обед | 11.30-12.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.10-15.00 |
Постепенный подъем, игры, водные и закаливающие процедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 15.50-17.05 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.05-17.35 |
Игры, уход детей домой | 17.35-19.00 |
Дома Прогулка | 19.00-20.00 |
Спокойные игры, гигиенические процедуры | 20.00-20.30 |
Подготовка ко сну, ночной сон | 20.30-6.30 (7.30) |
Режим организации жизни детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №88»
во второй младшей группе №6 на холодный период года
Режимные моменты | С 3-4 лет |
Дома Подъём, утренний туалет | 6.30-7.30 |
В детском саду Приём, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00 –8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20-8.50 |
Игры, подготовка к занятиям | 8.50-9.00 |
Занятия: 1-ое 2-ое 3-ье | 9.00-9.15 9.25 –9.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.40-11.15 |
Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры | 11.15-11.30 |
Подготовка к обеду, обед | 11.30-12.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.10-15.00 |
Постепенный подъем, игры, водные и закаливающие процедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.50 |
Подготовка к занятию Занятия: 1-ое 2-ое | |
Дополнительное образование | |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.05-16.30 |
Возвращение с прогулки | 16.30-17.05 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.05-17.35 |
Игры, уход детей домой | 17.35-19.00 |
Дома Прогулка | 19.00-20.00 |
Спокойные игры, гигиенические процедуры | 20.00-20.30 |
Подготовка ко сну, ночной сон | 20.30-6.30 (7.30) |
Расписание непосредственно организованной образовательной деятельности на холодный период 2016-2017 года
во второй младшей группе №6
День недели | Непосредственно организованная образовательная деятельность | Время |
Понедельник | Физическая культура в помещении Рисование | 9.00-9.15 9.25-9.40 |
Вторник | Развитие речи Музыка | 9.00-9.15 9.25-9.40 |
Среда | Физическая культура в помещении Формирование элементарных математических представлений | 9.00-9.15 9.25-9.40 |
Четверг | Ознакомление с окружающим миром Физическая культура на воздухе | 9.00-9.15 9.25-9.40 |
Пятница | Лепка/Аппликация Музыка | 9.00-9.15 9.25-9.40 |
Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет
Температура воздуха в помещении, где находится ребёнок,
+18, +20 градусов
- Воздушная ванна 10-15 мин. Ребёнок двигается, бегает, одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6-7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.
- Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания: летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею руки до локтя, старше трех – верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже + 28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.
- Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой – в хорошо проветренной комнате при температуре +15, +16 градусов.
- Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже + 14 градусов Цельсия.
- Прогулка два раза в день при температуре до - 15 градусов продолжительностью от 1 – 1,5 часов до 2 – 3 часов.
- В летнее время солнечные ванны от 5 -6 до 8 -10 минут два – три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.
- Полоскание рта (дети двух – четырех лет), горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день – утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.
Организация двигательного режима во второй младшей группе №6
Соблюдение двигательной активности в режиме дня
Организация двигательного режима
в младшей группе детей 3-4 лет
Формы организации | особенности организации | Длительность в минутах | ||
физкультурно-оздоровительная работа | ||||
утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в зале | 5-7 мин | ||
физкультминутка | Ежедневно по мере необходимости | 2-3мин | ||
двигательная разминка в системе НОД с преобладанием статических поз | Ежедневно | 5-7мин | ||
подвижные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно во время прогулки , подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей | 15-20мин | ||
индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | Ежедневно во время прогулки | 8-10 мин. | ||
оздоровительный бег | Ежедневно во время утренней гимнастики | 1 мин | ||
гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей | 5-7мин | ||
корригирующая гимнастика | подгруппами, подобранными с учетом рекомендаций врача, 2 раза в неделю | 10 мин | ||
непосредственно образовательная деятельность по физической культуре | 3 раза в неделю в игровой форме, подгруппами, подобранными с учетом физического развития детей, проводится в первой половине дня | 15 мин | ||
самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей | 10-12мин | ||
физкультурно-массовая работа | ||||
неделя здоровья | зимой и весной | 2 раза в год | ||
физкультурные развлечения | 1 раз в месяц по второй половине дня | 15 минут | ||
участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях | во время подготовки и проведения физкультурных развлечений, праздников, недели здоровья и посещения открытых форм работы с детьми |
3.3 Перечень методических пособий
Физическое развитие
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду»
Младшая группа
Е.А. Бабенкова. Т.М. Параничева «Подвижные игры на прогулке».-
М.: ТЦ Сфера,2015г.
И.А. Немов, И.Е. Атькова «250 подвижных игр».-Саранск,2008.
Картинки «Зимние виды спорта», «Спорт», спортивный инвентарь.
М.М. Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет.-2-е изд.,испр. И доп.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-48 с.
Социально-коммуникативное развитие
Г.Я. Павлова «Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности.- М.: ТЦ Сфера,2013г.
Л.В. Коломийченко и др. «Занятия для детей 3-5 лет по социально- коммуникативному развитию».- М.: ТЦ Сфера,2016г
В.Т. Алямовская и др. «Беседы о поведении ребенка за столом».- М.: ТЦ Сфера,2014г
Картины и иллюстрации: «Государственные символы России», «Безопасность», «Правила дорожного движения».
Познавательное развитие
Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». -1996.
В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».-М.:Просвещение,1981.
И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова «Прогулки в детском саду» Младшая и средняя группа, 2008г.
Плакаты, картины, схемы, модели, иллюстрации: «Деревья и листья», «Морские обитатели», картотека опытов, музыкальные инструменты, дидактические игры.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-64 с.
Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Метод. Пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать».-4-е изд.,перераб. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 56 с.
Мы в Мордовии живем:региональный образовательный модуль дошкольного образования/О.В.Бурляева и др; Мордов. гос. пед. ин-т.-Саранск, 2015.-84 с.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-368 с.
Речевое развитие
М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин «Страна пальчиковых игр», 1997.
Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», 1983.
«Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Популярное пособие для родителей и педагогов М-1998г.
О.С. Ушакова «Придумай слово».- М.: ТЦ Сфера,2016г.
Л.Зубков «Словарные игры»,1998.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96 с.:цв.вкл.
В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», 1994.
Предметные картинки, плакаты, схемы, модели, иллюстрации.
Художественно-эстетическое развитие
«Педагогическая модель художественно-эстетического образования в детском саду» под ред. Т.Д. Костюниной.- Саранск, 2010.Л.В. Куцакова
Альбомы: «Дымковская игрушка», «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Гжельская роспись».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы в соответствии с ФГТ
Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы...
Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы
разработка рабочей программы на учебный год...
Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы
Ведущими целями инновационной рабочей программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются: создание благоприятных условий для полноценного прожива...
Фрагмент рабочей программы воспитателя для второй младшей группы по реализации образовательной темы "Волшебный мир книг"
В данном документе представлен фрагмент рабочей программы для второй младшей группы, в документе указаны какие мероприятия проводились в целях реализации темы "Волшебный мир книг"....
Рабочая программа воспитателя во второй младшей группе
календарно-тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ вторая младшая группа
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...