Статья "Создание предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
статья

Савенкова Оксана Валерьевна

Создание предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_spps.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»








Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО


.

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию –  это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это, прежде всего:

  • образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;
  • развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем), для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ  является особо актуальным, так как она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ, созданная в соответствии ФГОС ДО, должна способствовать всестороннему развитию ребёнка и его активной позиции.

Поэтому целью является создание развивающей  предметно-пространственной  среды в ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности.

Задачи:

  1. Создать предметно-пространственную  среду, с учетом  психологических основ конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
  2. Продумать дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, учитывая  психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
  3. Обеспечить:
  • возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
  • реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.        

Для решения поставленных задач разработан алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ:

1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, ДОУ в целом,  определив дефицитарные области.

3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров.

6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать то, что она должна быть:

  • содержательно-насыщенной;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

При построении предметно-пространственной среды также учитываются  следующие принципы:

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  2. Принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. Принцип стабильности, динамичности
  4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
  5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
  6. Принцип сочетания привычек и неординарных элементов в эстетической организации среды
  7. Принцип открытости – закрытости
  8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

ППР среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

ППР среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

ППР среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

При проектировании предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ учитываются:

  • пространство
  • время
  • предметное окружение

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Выделяются следующие центры для разного вида активности:

  • рабочая
  • активная
  • спокойная.

ППР среда в ДОУ должна отражать пять образовательных направлений:

  1. социально-коммуникативное;
  2. познавательное;
  3. речевое;
  4. художественно-эстетическое;
  5. физическое.

Центры развивающей активности детей

Обстановку в группах создать таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделяется на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Для социально-коммуникативного направления создаются центры:

  • центр активности (сюжетно-ролевые игры);
  • центр ПДД;
  • центр пожарной безопасности;
  • центр трудовой деятельности.

Познавательного направления:

  • центр «Мы познаём мир»;
  • центр «Я знаю свои права»;
  • центр «Экспериментирования»;
  • центр «Моя Россия»;
  • центр краеведения;
  • центр конструктивной деятельности.

Речевого направления:

  • центр «Грамотейка»;
  • центр театрализации;
  • центр «Будем говорить правильно»;
  • центр «Здравствуй, книжка».

Художественно-эстетического направления:

  • центр «Маленький художник»;
  • центр «Умелые руки»;
  • центр «Весёлые нотки».

Физическое направление:

  • центр «Здоровейка»;
  • центр спорта «Будь здоров».

Вывод: Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе  играет большую роль в  развитии и воспитании ребёнка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

 

Список литературы

 

 1. «ФГОС ДО» от  17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

2. СаНПиН 2.4.1.3049-13.

3. Письмо МО РФ от 17.05.1995 г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

4. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕС»”, 2006. – 128 с., ил.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 192 с.

6. Жукова О.Г. Предметная среда. М.: Аркти, 2007.

7. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.

8. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ"

Создание развивающей предметно- пространственной среды в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования....

Развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС

Презентация содержит сведения о требованиях ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации. Может быть использована в работе заместителями ...

"Развивающая предметно пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Создание развивающей  предметно пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС...

Методическая разработка, презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС."

В презентации содержится материал о том. как можно организовать предметно-развивающию среду в Доу в соответствии с ФГОС, содержит много фотоматериалов....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Статья посвящена вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта....

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данные методические рекомендации предназначены педагогам муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения города Бузулука «Детский сад № 2» для оптимальной организации предметно-прос...

Проект " Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ".

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне,...