Проект: "Росток"
проект (старшая группа)

Гайденко Екатерина Сергеевна

Актуальность проекта:

В современное время остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющего мира. Как это ни печально, но в последнее время мы все чаще сталкиваемся с попытками переписывания истории. Это видно прежде всего по событиям, которые происходят в Украине, где фактически идет гражданская война, где власти, пытаются стереть заслуги советского народа в исходе Второй Мировой войны.  Совершенно очевидно, что данную проблему необходимо решать комплексно, начав создавать новую систему целостного патриотического воспитания граждан России. Для этого Правительством Российской Федерации была  утверждена   ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы,    постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. Президент России Путин В.В. уверен, что будущее России следует строить на прочном патриотическом фундаменте. По его словам, речь идет об уважении к своей истории, традициям и духовным ценностям, тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.                                                     Первоначальной ступенькой в системе нравственно - патриотического  воспитания детей являются дошкольные учреждения. Именно они призваны посеять и вырастить в душе ребенка семена любви  к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В содержании ФГОС ДО  также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма  дошкольника.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yarmarka.docx83.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                       «Центр развития ребенка № 1Дзержинского района Волгограда»

Региональный этап Международной ярмарки социально - педагогических инноваций-2016 Номинация: Сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей, чувства патриотизма.

Проект: «Росток»

G:\Проект\Новая папка\images (2).jpg

                                                               

                                                 

   

                                                     

Авторы проекта:  

                                                    Ромадина А.И.,воспитатель,

                                                    Трунова Е.С., воспитатель,

                                                    Семина В.В.,социальный педагог

                                                   

г. Волгоград,2016

                               

Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели, дошкольники в возрасте 3-7 лет и родители воспитанников.

Место реализации проекта:                                                                                               МОУ Центр развития ребенка № 1Дзержинского района  Волгограда.

Вид проекта: Социально - творческий

По количеству участников –  коллективный  

По продолжительности – долгосрочный (1 год.)

Цель проекта – Апробирование и внедрение программы
нравственно-патриотического воспитания  дошкольников в условиях МОУ Центра развития ребенка № 1.

Задачи:

  • разработать и апробировать программу  нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

  • совершенствовать формы и методы работы по патриотическому воспитанию юных граждан;

  • совершенствовать предметно - развивающую среду  МОУ, способствующую, формированию нравственно – патриотических чувств воспитанников;

  • развивать и совершенствовать компетентность педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств воспитанников;

  • обеспечить методическое сопровождение реализации программы по нравственно - патриотическому воспитанию;

  • провести мониторинг по результатам реализации программы и технологии нравственно - патриотического воспитания дошкольников;

  • определить эффективность программы патриотического воспитания воспитанников в МОУ;

Актуальность проекта:

В современное время остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющего мира. Как это ни печально, но в последнее время мы все чаще сталкиваемся с попытками переписывания истории. Это видно прежде всего по событиям, которые происходят в Украине, где фактически идет гражданская война, где власти, пытаются стереть заслуги советского народа в исходе Второй Мировой войны.  Совершенно очевидно, что данную проблему необходимо решать комплексно, начав создавать новую систему целостного патриотического воспитания граждан России. Для этого Правительством Российской Федерации была  утверждена   ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы,    постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. Президент России Путин В.В. уверен, что будущее России следует строить на прочном патриотическом фундаменте. По его словам, речь идет об уважении к своей истории, традициям и духовным ценностям, тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.                                                     Первоначальной ступенькой в системе нравственно - патриотического  воспитания детей являются дошкольные учреждения. Именно они призваны посеять и вырастить в душе ребенка семена любви  к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В содержании ФГОС ДО  также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма  дошкольника.  

Описание проблемы:  

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.   Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности.  Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.   

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Учитывая важность  нравственно - патриотического воспитания , формирования и  развития духовных, исторических и культурных ценностей подрастающего поколения, систематизации  работы педагогов в МОУ Центре развития ребенка №1 был разработан и реализован проект «Росток», результатом которого является программа «Мы патриоты России».

Виды деятельности педагогов:                                                                         Анкетирование воспитателей по темам: «Готовность к работе по патриотическому воспитанию дошкольников», «Формирование представлений детей о родном городе», консультации: «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников», «Формирование представлений детей о родном городе», «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма»,  изучена методическая литература, соответствующая тематике. Наши педагоги ознакомились с опытом работы других дошкольных учреждений. Обобщили опыт работы воспитателей старших и подготовительных групп по патриотическому воспитанию дошкольников. Были созданы творческие микро-группы педагогов,  для разработки и реализации проекта. Проведен педсовет: «Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО».

На семинаре-практикуме: был подготовлен проект программы «Мы патриоты России».

Виды совместной  деятельности воспитателей и детей:

Проводились целевые прогулки и экскурсии на Мамаев Курган, Площадь Павших Борцов, Дом Павлова, музей – панораму «Сталинградская битва», беседы о родном городе, игры-путешествия по тематическим открыткам «Сохрани Победу в сердце», заочные путешествия по местам боевой славы (использование слайд-шоу, просмотр фильмов). Разучивались песни, стихи, пословицы, поговорки о родине,  прослушивались музыкальные произведения. В течение года велось ознакомление с произведениями народного промысла (вышивка, роспись, скульптура).

Проведение тематических мероприятий, способствовало воспитанию у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, своей малой Родине.

Педагогами активно применялся метод проектов. Были созданы проекты: «Город боевой славы» (Тюрина Н. М., Авилова Н. Л.), «С чего начинается Родина» (Васильева Е. Н.), «История нашего города» (Беляева Л. Я.), «Царицын. Сталинград. Волгоград» (Епинина Е. М., Ромадина А. И.), продуктами которых  явились макеты памятников и мемориалов нашего города, семейные газеты о ветеранах ВОВ, знамя Победы.

 Виды деятельности с родителями: 

Родительские собрания на тему:                                                                                                                                  « Нравственно – патриотическое воспитание  дошкольников»,

Анкетирование « Воспитание  юного патриота в семье».

Совместная проектная деятельность, участие в совместных творческих выставках, конкурсах, праздниках и развлечениях .

 Оформление родительских уголков.
Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России».
Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
 

Взаимодействие  МОУ с социумом:   Совет родителей, детская районная библиотека, ДШИ № 5, МОУ СШ № 33.

 

Обеспечение проектной деятельности:

(Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта)

  1. методическая литература соответствующей тематики;
  2.  подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
  3.  подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
  4. дидактические игры;
  5. выставки книг, рисунков, поделок;
  6. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповых комнат, музыкального зала);
  7. интерактивная доска;
  8. мультимедиа  проектор.

Предполагаемый результат:

 - будет разработана и апробирована программа   нравственно-патриотического воспитания дошкольников, которая  будет способствовать развитию у юного поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества, повышению уровня военно-патриотического воспитания граждан, направленного на обеспечение их готовности к защите Родины, укреплению престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- будет совершенствована предметно - развивающая среда  МОУ, способствующая, формированию нравственно – патриотических чувств воспитанников;

-  будет сформирована компетентность педагогов МОУ в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;  

- активизируется совместная деятельность МОУ, семьи, появятся новые социальные партнеры.

Продукты проектной деятельности:


1. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.                  2. Сборник информационно - методического материала  (учебно-методических разработок, конспектов  НОД, праздников, развлечений, конкурсов,  проектов).

Этапы реализации проекта.  

  1. этап – подготовительный.

         1.Определение инициативной группой темы, цели и задач, содержания проекта,   прогнозирование результата. Изучение методической литературы и законодательных актов по патриотическому воспитанию. Обсуждение проекта с родителями и  инициативной группой, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. Разработка программы «Мы патриоты России».

 

  1. этап – основной.

  1.Реализация  программы  «Мы патриоты России».

 

  1. Заключительный этап                                                           

Презентация программы  «Мы патриоты России» для родителей и педагогов МОУ. Подведение итогов  проекта, его эффективность.

Используемая литература:

1.Е.С.Евдокимова, Т.Г.Кобзева, Е.А.Кудрявцева « Детям и взрослым о Войне и мире» Волгоград,2005г.

2.Л.В.Лосева, М.В.Корепанова,А.М.Яценко «Моя Родина- Волгоград»

3.Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л. В.Кокуева. – М.: АРКТИ, 2005г

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

5.Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгорад.:Учитель,2007.

6.Берсенева Т.В. «Рекомендации по ознакомлению с историей и значением государственных символов и символов Волгограда и Волгоградской области»,Волгоград,2003г

7.Воспитание маленького волжанина.Москва Планета»,2014г

8 .Материалы Интернет

   

Приложение № 1

Программа  «Мы патриоты России»

Введение

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Целевое назначение программы

Целью программы является воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан Росси, патриотов своего Отечества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

• формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;

• формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

• воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Принципы построения программы

Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников;

• принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека;

• принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «Я и семья», «Мой край родной», « Связь поколений», « Растим патриота и гражданина России»;

• принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Содержание программы

Программа включает в себя следующие  направления:

       1. Направление «Я и семья»

       Цель: Осознание воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.

       Задачи:

       1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

       2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

       3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. 

 

  2. Направление «Мой край родной»

       Цель: Воспитание у дошкольников любви к родному краю как к своей малой Родине.

       Задачи:

1.Формировать чувства ребенка осознания себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к  достопримечательностям, культуре  и истории родного края;

2. Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде, к здоровью (как собственному, так и окружающих людей);

3.Знакомить с людьми города, знаменитыми земляками, продолжать воспитывать положительное отношение к труду,  формирование потребности трудиться;

4.Способствовать проявлению положительных нравственно-патриотических качеств детей к объектам окружающей действительности.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3.Направление «Связь поколений»

       Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

       Задачи:

       1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

       2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

       3. Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

       Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

       4. Направление « Растим патриота и гражданина России»

       Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

       Задачи:

1.Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом;

2.Формировать доброжелательное отношение к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания;

3.Познакомить детей с обычаями, праздниками, обрядами, традициями;

4.Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

       Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

       Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Содержание предметно – развивающей среды

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды.

Оформление в группах зоны гражданско – патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родного города, столицы, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Ожидаемые результаты к концу дошкольного периода ребенок должен знать: название страны в которой живет; общие географические сведения о России; о своей малой родине, государственные символы, о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Перспективное планирование

СЕНТЯБРЬ

1-я неделя

Наблюдение за детьми в группе, выявление первичных знаний по программе. Определение уровней знаний о семье, о доме, о малой родине.

  • Анкетирование родителей с целью определения отношения к программе, беседы с детьми, игры, наблюдения за взаимоотношениями детей в группе.
  • Рисование «Я и моя семья»

2-я неделя «Мой дом, моя семья»

 Формировать знания о своем ближайшем окружении, семье, взаимоотношениях с близкими, традициями. Дать понятия «мой дом», «семья».

  • Беседы: «Какой у меня дом», «Какая у меня мама? », «Жил был я», «Наша семья» и др.
  • Игры: «Назови членов семьи ласково», «Как можно обратиться к человеку (маме, бабушке и т. д.) с просьбой? », «Кто живет в семье? »
  • Занятие: «Моя семья».
  • Логоритмические упражнения: «Дом», «Фамилии», «Всё для мамы»
  • Рассматривание семейных фотоальбомов
  • Рисование: «Наша дружная семья», «Мой дом»;
  • Аппликация «Открытка пожеланий»

3-я неделя «Наши имена и фамилии»

Познакомить детей с историей имен, фамилий. Совершенствовать культуру поведения со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважение к имени другого человека.

  • Беседы: «Я и мое имя», «Что значат наши имена (фамилии? », «Для чего нужны имена (фамилии? », «История возникновений имен» и др.
  • Занятия: «Наши имена», «История фамилий» и др.
  • Чтение произведений: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали».
  • Театрализованная игра: «Давайте, познакомимся», игры: (можно использовать мяч) «А как зовут тебя? », «Как можно назвать по другому» и др. при помощи клея и цветной бумаги.
  • Использование различных видов театра
  • Нарисовать с родителями - «Дерево имен моих предков»

4-я неделя «Мои права и обязанности».

Дать детям представление о правах и обязанностях. Развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод. Рассказать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • Беседы: «Мои права», «О нарушителях прав», «Правила поведения», «Как людям помогают правила, права?», «Какие обязанности есть у тебя дома?» и др.
  • Занятия: «Уважай отца и мать», «Мои права», «Мужчины и женщины в семье» и др.
  • Логоритмические упражнения «В гостях», «Здравствуй! »
  • Чтение произведений: В. Сухомлинский «Бабушка отдыхает», Е. Благинина «Посидим в тишине», Л Толстой «Косточка» и др.
  • Игры: «Комплименты», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Праздник вежливости» и др.
  • Логоритмическая игра «Доброе утро! »
  • Комплексное занятие –развлечение «Дарите людям доброту».
  • Превращение детьми воздушных шариков в смешные улыбчивые рожицы.
  • Рисование «От всего сердца»

ОКТЯБРЬ

1-я неделя «Мой город»

Дать представление о малой родине, об истории возникновения города, его достопримечательностях, интересных уголках, зданиях и т. п. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.

  • Беседы: «Я живу в Волгограде», «Где я люблю бывать? », «Как мы отдыхаем? », «Чем мне нравится мой город?», и др.
  • Занятия: «Любимый уголок», «Мой двор» и др.
  • Использование декламации и мелодекламации (при чтении стихов о малой родине, родной природе)
  • Игры: «Что такое город», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» и др.
  • Рассматривание иллюстраций, достопримечательностей станицы.
  • Экскурсии: в парк, библиотеку, музей и т. п.
  • Чтение произведений: З. Александрова «Родина» и др. Фотовыставка «История станицы в фотографиях».
  • Рисование «Мой любимый город»

2-я неделя «Родная земля Волгоградская»

Формировать знания о малой родине , ее историческом прошлом и настоящем. Знакомить с достопримечательностями, промышленностью, трудовой деятельностью людей, климатическими условиями. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.

  • Беседы: «Моя малая родина»,  «Маленький Волжанин», «Мы жители Волгограда».  
  • Занятия: « Завод Красный октябрь», «Тракторный завод»
  • Экскурсии: в библиотеку, в музей.
  • Знакомство с культурой и традициями народов  поволжья (экскурсия в краеведческий музей)
  • Игры: салки, городки
  • Рисование «Родная сторона»
  • Оформление выставки « Мой дворик» (вместе с родителями)

3-я неделя «Чем славится Волгоград? »

Познакомить с историей названий города: Царицын - Сталинград - Волгоград.  

  • Беседы: «Волга – главная река », «Героический Сталинград» и др.
  • Занятия: «Растет в Волгограде березка», «Мамаев Курган» и др.
  • Экскурсии: в библиотеку, в музей.
  • Знакомство с культурой народов Поволжья.

Игра: «Угадай места, достопримечательности» и др.

  •  Выставка рисунков «В Волгограде  мы живем»
  • Поделки из природного материала «Щедрый край» (с участием родителей)

4- я неделя «Герба и флаг Волгограда»

        Закрепить знания о флаге, познакомить с гербом Волгограда. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважения к флагу, гербу. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.

  • Беседы: «Отличные люди, прославленный край», «Государственные символы» и др.
  • Занятия: «Богатыри земли Нижнего Поволжья», «Наш город» и др.
  • Экскурсии: в библиотеку, в музей.
  • Чтение произведений М. К. Агашиной.
  • Игры: «Собери флаг», «Где можно увидеть государственный герб?» (используя мяч) и др.

НОЯБРЬ

1-я неделя «Малая Родина»

Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой народов Нижнего Поволжья; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своего народа.

  • Беседы: «История моего народа», «Что мы знаем о коренных народах», «Немного истории» и др.
  • Занятия:  «Моя маленькая и большая Родина», и др.
  • Экскурсии: в библиотеку, в музей.
  • Знакомство с фольклором Камчатки
  • Родовые песни
  • Дидактические игры: «Путешествие по городу», «Продолжи пословицу»
  • Развлечения: «Игры степей»
  • Рисование «История и традиции Поволжья в рисунках»
  • Выставка «Увлечения наших мам и бабушек»

2-я неделя «Краски родного края»

 Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае, его природе. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться бережно к природе.

  • Беседы: «Красота вокруг нас», «Дары волжской земли», «Разнообразие природы» и др.
  • Занятия: «Путешествие по реке Волга», «Красота природы родного края» и др.
  • Экскурсии: в библиотеку, в музей.
  • Игры: «Узнай свой край», «Город в степи», дидактическая игра «Назови растение»
  • Конкурс рисунков «Природа родного края», поделки из природного материала.

3-янеделя «Растительный мир Нижнего Поволжья»

Расширять знания детей о климате Нижнего Поволжья, растительном мире, краеведческие сведения о природе. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

  • Беседы: «Растительный мир», «Деревья на нашем участке», «Лекарственные растения», «В мире растений», «Полезные свойства растений» и др.
  • Занятия: «Природа и мы», «Деревья бывают разные», «Весеннее пробуждение» и др.
  • Логоритмические упражнения: «Осень», «Весенний хоровод», «Улыбнись весне»
  • Экскурсии: в парк, по территории детского сада
  • Игры: «К дереву беги! », «С какого дерева листок» и др.
  • Чтение произведений и стихов о деревьях
  • Активное слушание музыки
  • Рисование «Деревья на нашем участке», «Деревья бывают разные»
  • Нетрадиционное рисование листьями деревьев.
  • Аппликация из сухих листьев.

4-я неделя «Животный мир нашего края»

Расширять знания детей о животном мире, краеведческие сведения о животных и их обитании. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе и животном мире.

  • Беседы: «Что такое животный мир? », «Домашние животные», «Дикие животные», «В мире животных» и др.
  • Занятия: «Животные, обитающие в нашем крае», «Интересные факты из жизни животных», «Вверх по Волге», «В гости к Экологине» и др.
  • Логоритмические упражнения: «Поросята», «Воробышки» и др.
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями животных и местами их обитания.
  • Игры: «Путаница», «Кто, где живет? », «Покорми зверушек» и др.
  • Чтение произведений и стихов о животных.
  • Рисование «Животные нашего края».
  • Лепка «Зоопарк».
  • Сочинение сказки о животных (записывают родители, можно нарисовать иллюстрации).

ДЕКАБРЬ

1-я неделя «Связь поколений»

Формировать осознание воспитанниками ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Воспитывать в детях нравственно – патриотические и гражданские чувства

  • Беседы: «Аллея Героев», «Знать и помнить» и др.
  • Занятия: «Жители нашей Родины», «Почетный гражданин нашего города» и др.
  • Рассматривание портретов героев Сталинграда
  • Игры: «Зарница»,  «Кто в какой стране живет?».

2-я неделя «Разноцветные люди»

 Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходства всех детей в мире независимо от их национальности.

  • Беседа: «Дети разных национальностей», «Дети – это дети», «Разный цвет кожи. Почему?» и др.
  • Занятия: «Разноцветные люди», «Дружба и дети», «Игры детей разных стран» и др.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением людей разного цвета кожи.
  • Игры: «Иностранец», «Путаница».
  • Подвижные игры детей разных стран и др.
  • Чтение произведений и стихов разных национальностей
  • Рисование «Разноцветные дети»

3-я неделя «Наша страна – Россия»

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия»

  • Беседы: «Что такое Родина», «Страна, в которой я живу» и др.
  • Занятия: «Родина моя – Россия! », «Люблю, тебя моя Россия! » и др.
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями замечательных уголков России
  • Игры: «Кто, где живет? », «Города России» и др.
  • Чтение произведений и стихов о Родине.
  • Рисование «Моя Родина»

4-я неделя «История возникновения Руси»

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями быта и культурой.

  • Беседы: «Русь», «Историческое прошлое», «Как жили люди в далеком прошлом» и др.
  • Занятия: «Знакомство с русским народным костюмом», «Что расскажут нам предметы быта далекой Руси» и др.
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого
  • Чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине.
  • Игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию» и др.
  • Использование различных видов театра.
  •  Рисование «История Руси в рисунках детей», «Русский народный костюм».
  • Лепка «Предметы быта Руси».

ЯНВАРЬ

1-я неделя «Богатыри земли русской»

        Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей

  • Беседы: «Что такое подвиг?», «Кто Русь защищал?», «Кто такие защитники? » и др.
  • Занятия: «Богатыри земли русской», «Русские былины» и др.
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого.
  • Чтение русских былин «Илья Муромец и Соловей – разбойник», легенд.
  • Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря».
  • Игры: дидактические игры «Узнай по описанию», «Детали одежды русских богатырей», русские народные подвижные игры, театрализованные и др.
  • Рисование: «Богатыри земли русской».
  • Спортивное развлечение «Будущие богатыри».
  • Домашнее чтение «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка».

2-я неделя «Русские народные промыслы»

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

  • Беседы: «Русские узоры», «Народные умельцы России», «Золотая хохлома» и др.
  • Занятия: «Русские народные промыслы», «Русская изба», «Дымковская игрушка», «Голубые цветы гжели», «Городец» и др.
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого России.
  • Прослушивание русской народной музыки.
  • Пение русских народных песен.
  • Игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию», «Какой игрушки не

стало », русские народные подвижные игры «Пятнашки», «Цепи - цепи» и др.

  •  Лепка «Игрушки».
  • Декоративное рисование предметов народных промыслов.

3-я неделя «Разнообразная природа России»

Обобщить знания детей о климатических зонах РФ. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой природы, беречь ее.

  • Беседы: «Самая большая страна в мире», «Растительный мир нашей Родины» и др.
  • Занятия: «Климатические зоны России», «Путешествие по России» и др.
  • Знакомство с картой.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных климатических зон.
  • Игры: «С какого дерева листок? », «Узнай по описанию», «Чьи припасы? » и др.
  • Рисование «Я хочу побывать … »
  • Лепка «Животные»
  • Аппликация «Лесные ягоды»

4-я неделя «Жители Нижнего Поволжья»

        Познакомить детей с особенностями жизни людей Нижнего Поволжья: с природными условиями, погодой, флорой и фауной, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях

  • Беседы: «Поговорим о Нижнем Поволжье»,«Кто живет на берегах Волги», «О традициях волжан» и др.
  • Занятия: «Жители Нижнего Поволжья», « Природа Нижнего Поволжья» и др.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями природы, животными и т. д.
  • Чтение стихов, художественной литературы Н.Самарский «Казак».
  • Игры: «Кто где живет? », «Путаница» и др.
  •  Рисование «Природа  Нижнего Поволжья»

ФЕВРАЛЬ

 

1-я неделя «Русский лес – полон чудес!»

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.

  • Беседы: «Что такое лес? », «Кто живет в лесу? »и др.
  • Занятия: «Русский лес- полон чудес! », «Животные леса» и др.
  • Использование декламации и мелодекламации
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями животных и растений средней полосы, юга России, крайнего Севера.
  • Чтение стихов, художественной литературы
  • Игры: «Кто где живет? », «Путаница», «У кого какой домик? » и др.
  • Рисование «Обитатели леса», «Русский лес» (в разные времена года)

2-я неделя  «Что такое заповедник»

Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства

  • Беседы: «Животные в опасности! », «Красная книга», «Красная книга Камчатки» и др.
  • Занятия: «Что такое заповедник», «Природа и мы» и др.
  • Чтение рассказа Н. Сладкова «Друг или враг»
  • Слушание фонограммы с записью лесных звуков.
  • Игры: «Какие птицы занесены в Красную книгу? », «Путаница» и др.
  • Рисование «Азбука леса», «Красная книга России»

3-я неделя «Реки нашей России»

 Познакомить с названиями самых крупных рек России: Волга, Лена, Енисей, Дон и др., озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России

  • Беседы: «Чем река отличается от моря», «Морские и речные жители», «Речной путь» и др.
  • Занятия: «Голубые реки России», «Реки - богатства нашей страны! » и др.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением озера Байкал, растений и животных тайги.
  • Использование декламации и мелодекламации
  • Логоритмические упражнения: «Как лягушки научились квакать», «Сладкий лягушонок»  
  • Игры: «Обитатели рек? » (с использованием мяча, «Рыбалка» и др.
  •  Рисование «На реке», «Морские обитатели»

4-я неделя «Какие народы населяют нашу Россию»

Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ, Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей России. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татар, чукчей и др. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно – прикладного творчества

  • Беседы: «Одинаковы ли люди? Почему? », «Национальные костюмы», «Блюда разных народов» и др.
  • Занятия: «Многонациональная Россия», «Знакомимся с народами России» и др.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями людей в национальных костюмах, народных промыслов.
  • Чтение сказок народов России
  • Использование различных видов театра
  • Игры: подвижные игры разных народов.
  • Рисование «Национальные костюмы»
  • Чаепитие с русскими караваями

МАРТ

 

1-я неделя «Герб, флаг -государственные символы России»

Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством

  • Беседы: «Что, такое флаг? », «Зачем нужны флаг и герб? » и др.
  • Занятия: «Герб, флаг - государственные символы России», «Россия-это государство», «История флага» и др.
  • Иллюстрации с изображением русского народного костюма, пособие «Флаг России»
  • Использование декламации и мелодекламации
  • Игры: «Узнай наш флаг», «Собери флаг по цвету» и др.
  • Рисование «Герб и флаг»

2-я неделя «Что значит быть гражданином?

 Права и обязанности гражданина России» .Уточнить представление детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин» Беседы: «Гражданин своей страны», «О Правах гражданина России» и др.

  • Занятия: «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России», «Главные документы страны» и др.
  • Знакомство с географической картой мира, использование пособия «Государственные символы России»
  • Чтение стихотворений.
  • Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг»
  •  Оформление детской книги «Права детей» с рисунками детей

3-я неделя «Знаменитые россияне»

        Познакомить детей со знаменитыми россиянами, которые делами и подвигами прославили нашу страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

  • Беседы: «Кого называют знаменитым? », «Кого из знаменитых людей вы знаете? » и др.
  • Занятия: «Знаменитые россияне», «Великие музыканты», «Знаменитые художники» и т. д.
  • Рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов
  • Использование декламации и мелодекламации
  • Игры: «Назовите сказку», «Виды спорта»
  •  Рисование «Наши спортсмены», «Любимые сказки»
  • Нетрадиционное рисование «Рисуем музыку»

4-я неделя «Знаменитые спортсмены России»

Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот»

  • Беседы: «Виды спорта», «Олимпийские игры» и др.
  • Занятия: «Знаменитые спортсмены России», «Россия – великая спортивная держава» и т. д.
  • Рассматривание вырезок из газет и журналов, иллюстрирующие спортивные достижения наших спортсменов
  • Активное слушание музыки
  • Игры: подвижные игры
  • Рисование «Символ олимпийский игр детского сада»
  • Аппликация «Олимпийские медали»

АПРЕЛЬ

 

1-я неделя «Столица нашей Родины»

Уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

  • Беседы: «В какой стране мы живем? », «Какие города России вы знаете? » и др.
  • Занятия: «Главный город нашей страны», «Град Москва – всей Руси глава» и др.
  • Иллюстрации с изображениями Москвы, Кремля.
  • Игры: «Узнай наш флаг», «Собери флаг по цвету» и др.
  •  Рисование «Москва глазами детей»

2-я неделя «История Московского Кремля»

Познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства

  • Беседы: «Московский Кремль», «Красная площадь» и др.
  • Занятия: «История Московского Кремля», «Путешествие по старинному Московскому Кремлю» и др.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением древнего и современного Кремля
  • Чтение стихов О. Александровой, С. Маршака, В. Брюсова о Москве Рисование «Древняя Москва»,
  •  Выставка детских рисунков «Московский Кремль»

3-я неделя «Северная столица России»

        Познакомить детей с крупными городами России, с историей Санкт-Петербурга, побуждать детей восхищаться красотой Санкт-Петербурга, воспитывать патриотические чувства.

  • Беседы: «Наша страна самая большая в мире», «В каких городах России вы бывали? » и др.
  • Занятия: «Города России», «Путешествие по городам России» и т. д.
  • Рассматривание иллюстраций с видами городов России
  • Игры: «Города»
  • Рисование «Город»

4-я неделя «Города-герои нашей Родины»

Познакомить детей с городами – героями России. С их историческими подвигами, заслугами перед Отечеством. Воспитывать уважение и гордость к людям, защищавшим нашу Родину. Воспитывать гражданско – патриотические чувства.

  • Беседа: «Город герой – Волгоград»», «Подвиг русского народа», «О блокадном Ленинграде» и др.
  • Занятие: «Экскурсия по городам – героям нашей страны»
  • Рассматривание иллюстраций с панорамой сражений, историческими военными событиями, панорама городов во время войны.
  • Использование декламации и мелодекламации
  • Чтение произведений о ВОВ. Рисование: «Миру – мир! »
  • Аппликация: «Открытки к 9 Мая»

МАЙ

 

1-я неделя«День Победы»

        Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны, воспитывать патриотические чувства

  • Беседы: «Что мы знаем о Великой Отечественной войне? », «Великие подвиги» и др.
  • Праздник: «День Победы»
  • Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, встреча с ветеранами
  • Использование декламации и мелодекламации
  • Рисование: «День Победы»

2-я неделя «Мы - патриоты»

Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства

  • Итоговое занятие–викторина: «Мы патриоты»
  • Чтение литературных произведений о родине, разгадывание кроссвордов
  • Дидактические игры
  • Выставка детских рисунков, фотовыставки

3-я, 4-я недели «Итоговая диагностика по программе»

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе

  • Беседы с детьми.
  • Дидактические игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект "РОСТОК"

Краткое содержание работы. Экологический практико-ориентированный проект «РОСТОК» направлен на формирование у детей экологического самосознания, нравственно-патриотического воспитания, гуманного отнош...

Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»

В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...

Исследовательский проект "Росток одарённости"

Исследовательский проект «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» направлен на выявление и развиНовизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывност...

Проект "Росток"

Проект экологической направленности...

Проект "Росток" по агробизнес- образованию в детском саду

Проект «Росток» охватил разные направления: STEM образование, раннюю профориентацию дошкольников и финансовую грамотность, что способствует интеграции образовательного процесса....