Проблемы оценки результативности освоения программы дошкольниками и младшими школьниками на примере изучения иностранного языка
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пиценко Ольга Дмитриевна

Многие учителя знают, что дети могут негативно реагировать на экзамены, тесты и другие формы проверки их знаний, что никак не может дать реальную оценку их знаний, умений и навыков. Поэтому педагоги младших школьников и дошкольников должны использовать более подходящие для этой возрастной группы подходы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_otsenka_rezultativnosti.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы оценки результативности освоения программы дошкольниками и младшими школьниками на примере изучения иностранного языка

Зачем же оценивать маленьких детей? Как же это страшно звучит! Но оценка является важной часть образовательного процесса, т.к. может помочь отследить прогресс каждого ребенка и выявить проблемы, с которыми сталкивается каждый ученик, но лишь для того, чтобы вовремя оказать помощь именно там, где это необходимо и именно тому, кому это необходимо. Также, результаты оценки могут служить наглядным доказательством прогресса детей. Изучение иностранного языка – это длительный процесс. Достижение краткосрочных целей (например, знание игрушек, цифр, цветов) может стимулировать мотивацию детей и вдохновить их продолжать работать. Оценивание может помочь детям сфокусироваться на областях, которые требуют приложить большие усилия, пока они не добьются поставленных краткосрочных целей. Зная о результатах, которые от них ждут за определенное время может стимулировать их работать более усердно, а позитивная оценка их достижений даст им ощущение не напрасно потраченных усилий. Поэтому очень важно подбирать формы и методы оценки под реальный уровень учащихся. Иногда даже стоит давать более слабым ученикам более легкие задания для проверки их знаний на их уровне. Оценка необходима еще и педагогу. Чтобы выявить насколько эффективны методы и материалы, которые он использует. Чтобы иметь возможность оперативно внести изменения в программу обучения, коррелируя ее с потребностями каждого конкретного ребенка в данный период времени. И, конечно, педагогу необходимо отчитываться перед своим начальством, перед родителями и аттестационной комиссией, чтобы подтвердить эффективность своей работы.

Общеизвестно, что мы учим маленьких учеников не так как взрослых. Целый спектр различных развлекательных, мотивирующих, творческих и физических активностей был разработан, чтобы поддержать растущую необходимость в таких материалах для этой особой группы обучающихся. Но и оценивающие материалы не должны отставать от этих общепринятых тенденций. И прежде всего ребенок должен сам быть активно включен в оценку своих достижений, что позволит сделать оценивание субъектно-ориентированным процессом. Чтобы этого добиться надо пересмотреть сложившиеся, а проще говоря, устаревшие методы и подходы к оценке результатов освоения обучающимися образовательных программ. Я считаю, что оценка должна быть тесно связана со всем процессом обучения, а не маячить в конце года, как неизбежный злой рок. Это означает, что цель оценивания помочь учить и учиться, а не выявить и наказать. Оценка должна давать обратную связь, как для учителя, так и для ученика о ходе обучения и обязательно в ходе этого процесса.

Многие учителя знают, что дети могут негативно реагировать на экзамены, тесты и другие формы проверки их знаний, что никак не может дать реальную оценку их знаний, умений и навыков. Поэтому педагоги младших школьников и дошкольников должны использовать более подходящие для этой возрастной группы подходы. Более того, дети одного и того же возраста могут сильно различаться и своим опытом в учебной деятельности, и в изучении иностранного языка, и просто жизненным опытом, поэтому одна и та же технология может быть полезной, а может и нанести вред их мотивации к дальнейшему обучению. Отсюда следует, что роль педагога в выборе методов оценки знаний своих учеников крайне важна. Учитель должен уметь изменять, варьировать задания и формы оценки в зависимости от детей, с которыми он работает и только сам педагог может это сделать, ведь лучше него никто не знает, как проходят свой учебный путь его ученики. Учитель несет ответственность за прогресс детей перед самими детьми, перед их родителями, конечно, перед своим начальством и перед правительством в лице аттестационной комиссии при прохождении аттестации. В связи с этим педагог должен представить конкретные формы фиксации образовательных результатов, бланки, диагностические материалы, фиксирующие динамику результативности освоения обучающимися программы. Использование тестов, хотя они и широко применимы и считаются достаточно объективным, не самое подходящее решение для детей. Традиционные тесты могут иметь негативные последствия на их самооценку, мотивацию и общее отношение к обучению в целом и изучению языка в частности.

Понимание особых потребностей детей привело к развитию более эффективных методик обучения, которые учитывают их креативность, любовь к играм, песням, танцам и пр. Современные педагогические технологии также учитывают их ограниченные возможности в концентрации внимания, в развитии высших когнитивных функций и особые области интересов. Когда эти технологии заняли прочное место в образовательном процессе мы перешли к субъектно-ориентированному подходу в обучении. Оценка, хоть и является неотъемлемой частью образовательного процесса, в большинстве случаев не отвечает требованиям этого подхода и мало учитывает возрастные особенности маленьких учеников. Многие учителя даже отходят от субъектно-ориентированного подхода в обучении, чтобы «натаскать» учеников к экзамену, чтобы они его смогли успешно пройти и не получить негативный опыт от экзамена, пусть и ценой не самых интересных уроков, ориентированных на экзамен, а не на учащихся. Чтобы такого не произошло нужно разрабатывать такие методики оценивания, которые бы не сильно отличались от методик и технологий применяемых на занятиях. Но, хотя формы оценки должны отражать формы обучения, они должны иметь четко поставленные цели и задачи, иметь критерии и измеряемый результат, которые и будут отличать их от «обычного» процесса обучения. Тогда учителя смогут удовлетворить законные желания со стороны родителей, начальства и правительства в доказательствах того, что обучение имело место быть. Но, прежде всего, они смогут внести вклад в чувство гордости детей за их достижения и таким образом мотивировать их на дальнейшую работу и еще больший прогресс в будущем.