Статья "Использование степ – платформы в воспитательно-образовательной деятельности для сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Эссаулова Любовь Александровна

В статье рассматривается использование нестандартного оборудования – степ – платформы на занятиях по физическому воспитанию у детей дошкольного возраста и  её положительное влияние на сохранение  и укрепление их здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_essaulova_l.a.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

ЭссауловаЛ.А.,

воспитатель по физической культуре

МКДОУ «детский сад» № 26

г. Еманжелинск

Использование степ – платформы в воспитательно-образовательной деятельности для сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Аннотация: В статье рассматривается использование нестандартного оборудования – степ – платформы на занятиях по физическому воспитанию у детей дошкольного возраста и  её положительное влияние на сохранение  и укрепление их здоровья.

Ключевые слова: степ – платформа, физическая культура, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. [1]

Идея воспитания здорового человека имеет глубокие исторические корни. Я согласна с мудрыми словами «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто», которые говорил Сократ уже более двух тысяч лет назад.

Рекомендации по укреплению здоровья, а также предписания профилактического характера, содержались в произведениях Пифагора, Платона, Демосфена, Сократа.

Проблема физического здоровья детей на сегодняшний день одна из наиболее актуальных, поэтому многие дошкольные учреждения «…находятся в состоянии поиска организованных форм занятий…», [2] внедряют в свою работу современные средства физической культуры с лечебной направленностью. Это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, калланетика, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений: у-шу, китайской гимнастики, йоги и многое другое.

Высокая заболеваемость воспитанников поставила перед нашими педагогами задачу поиска современных подходов к укреплению здоровья детей. С нашей точки зрения, наиболее эффективный путь в борьбе с заболеваемостью – это использование современных оздоровительных программ и технологий, применение нетрадиционного оборудования.

Одним из предметов нетрадиционного оборудования, которое было выбрано для работы по физическому воспитанию с дошкольниками, является степ – платформа. Занятия на степ – платформах имеют оздоровительный эффект для детского организма: развивается сердечнососудистая и дыхательная системы, выносливость, укрепляется мышечный корсет, а следовательно, и осанка.

Благодаря тренировке на степе, у детей развивается вестибулярный аппарат, развивается чувство ритма, быстрота реакции, ловкость, пластичность и другие физические качества.

Степ – это ступенька высотой не более 8 см, шириной – 25 см, длиной – 40 см. Может быть изготовлена из пластмассы или из дерева, обтянутая мягким дерматином. Она является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач. [3]

В последнее время, занятия на степ – платформах популярны не только среди взрослых, но и среди детей. В чём же секрет такой популярности? Детям нравится это современное нестандартное оборудование, как необычный предмет, на котором под весёлую музыку можно выполнять различные движения.

Область применения степ – платформы довольно широка и я использую её в различных видах физического воспитания детей. Применяю в качестве оборудования для выполнения основных видов движений: дети  бегают, шагают, прыгают, ползают между степами «змейкой», а также выполняют общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (лентами, султанчиками, осенними листочками и т.д.). В игровых упражнениях дети превращаются в «птичек на ветке», во «флюгер на крыше», в «пингвинов», в «насос» и т.д. Детям очень нравятся подвижные игры с использованием степ – платформ, например, «Перебежки», «Совушка», «Голубки» и т.д. Эти «волшебные скамейки»  используются для проведения эстафет.

В дополнение к вышеперечисленным видам воспитательно-образовательной деятельности воспитателя по физической культуре, мною была выбрана степ – аэробика. Это одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, направленное на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной деятельности.

Упражнения на степ – платформах для детей должны быть интересными и доступными, должны носить ярко выраженный игровой характер и приносить радость. Поэтому для большего интереса каждому упражнению даются подходящие образные названия: «деревья качаются на ветру», «цапля», «самолёт», «великан», «лодочка» и т.д. Или можно осваивать степ – аэробику, изображая при этом животных: «мишки здороваются», «мишки потягиваются после сна», «зайцы прячутся от лисы» и т.д. Такие моменты доставляют детям радость, они получают бодрость и положительный эмоциональный заряд.

Из разученных упражнений и танцевальных движений складываются ритмические композиции, выполненные детьми. В нашем детском саду танцы с использованием степ – платформы часто включаются в сюжет праздников и развлечений, например, «Танец с лентами», «Танец моряков», осенний танец «Листопад». Данные выступления повышают у наших детей интерес к физическим упражнениям на этом нестандартном оборудовании, вызывает у них положительный эмоциональный отклик.

Чтобы работа с детьми по использованию степ – платформы проводилась в системе, был разработан план взаимодействия воспитателя по физической культуре с педагогами и родителями. А также было создано перспективное планирование физкультурных занятий, утренней гимнастики с использованием комплексов упражнений на этом оборудовании.

Анализ заболеваемости за 2016 - 2018 года показал существенное снижение случаев ОРВИ и гриппа у детей дошкольного возраста за период использования степ – платформы в воспитательно-образовательной деятельности.  

Таким образом, правильно организованная воспитательно-образовательная работа с использованием степ – платформы для детей дошкольного возраста, положительно влияет на их физическое развитие и способствует укреплению здоровья.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года.
  2. Рыбкина, О.Н., Морозова Л.Д. Фитнес в детском саду: Программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет /Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: АРКТИ, 2016.- 104 с. – (Растём здоровыми).
  3. Кузина, И. Степ-аэробика для дошкольников.//ж.Дошкольное образование, №1.- С.38,2007 «Дошкольное образование».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в деятельности экспериментальной площадки “Сохранение и укрепление здоровья дошкольника психолого-педагогическими средствами”

Цель, поставленная перед всем коллективом – это сохранение и укрепление здоровья дошкольника, достижение оптимального функционального состояния ребенка, той степени функциональности и физиологич...

Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности ДОУ.

В данном материале  представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимн...

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»

программа предназначена для детей дошкольного возраста...

Методичесая разработка круглого стола «Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем  подрастающего  поколения. Особую обеспокоенность  вызывают дети  дошкольного возраста.Как  известно, р...

ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, живший в 19 веке. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого ...