Годовой отчет
материал (средняя группа)

Дорохина Екатерина Владимировна

Данный материал является завершающим, обобщающим работу воспитателя за учебный год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_srednyaya_2015-2016.docx58.86 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 222

ГБОУ СОШ № 222

800-летия Москвы ул., д.7а, Москва, 127591

Телефон: (499) 480-53-11, факс: (499) 480-53-11                                              E-mail: 222@edu.mos.ru

ОКПО 40120381, ОГРН 1037739238745, ИНН /КПП 7713286725/771301001

                                                  Годовой отчет

                          воспитательно – образовательной работы

                                              средняя группа № 6

                                                                       Воспитатель Дорохина Е.В.

                                                                             1-ая квал.кат.

                                          Москва  2016

Средняя группа № 6.

Количество детей на начало года 23, на конец - 23.

Возраст детей от 3,8 до 4,10 на начало года.

Воспитание и обучение детей проводится по Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е.Вераксы», Т,С.Комаровой, М,А.Васильевой.(2014г.). Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

• Закон РФ «Об образовании».

• Типовое положение о ДОУ.

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

При работе с детьми использовались современные технологии, такие как игровые (использование преимущественно игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, игры на прогулке, музыкальные, хороводные, подвижные игры на развитие коммуникативных свойств личности детей и развитие физических способностей , сюжетно-ролевые), личностно ориентированные, коммуникативные, проектного обучения, здоровьесберегающие и экологические технологии, образовательная деятельность проводилась с использованием аудио-видеосистемы, дидактического материала, мольбертов, магнитных досок, различных игрушек, пособий и др.

Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы» в средней группе детского сада являлось создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды, так как пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми давалось по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решались интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач проводилось не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В связи с этим важнейшими образовательными ориентирами были:

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
  • развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
  • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности

Непосредственная организованная образовательная деятельность в группе строилась таким образом:

Базовый вид деятельности                                          Периодичность

Физическая культура в помещении                               2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке                                 1 раз в неделю

Познавательное развитие                                        2 раза в неделю

Развитие речи                                                                     1 раза в неделю

Рисование                                                                         1 раза в неделю

Лепка                                                                         1 раз в 2 недели

Аппликация                                                            1 раз в 2 недели

Музыка                                                                               2 раза в неделю

ИТОГО                                                                       10 занятий в неделю

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

При воспитании и обучении детей использую наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения строился, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Формы организованного обучения использую и фронтальные, и групповые, и индивидуальные.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. В связи с чем использую нечасто.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Достоинствами фронтальной формы организации обучения являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

Формы работы с детьми в 2015-2016 учебном году старалась использовать самые разнообразные: игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение; беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; игры с правилами; викторины; заучивание пословиц и поговорок, стихов; составление рассказов; диалог, монолог; экспериментирование, экскурсии; коллекционирование; моделирование; реализация проектов; просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов; чтение; обсуждение; слушание; разучивание, драматизация; культурно-гигиенические навыки; совместные действия; дежурство; поручения; наблюдения, знакомство с профессиям; реализация проектов; любование; рассматривание репродукций, иллюстраций, скульптур, предметов народного промысла; мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (изготовление поделок из бумаги, природного и бросового материала; фризов, коллажей); исполнение; импровизация; театрализация; подвижные игры; соревнования, сюжетные игры, русские народные игры, малоподвижные игры; решение проблемных ситуаций;  встреча с интересными людьми; мини-музей; создание альбомов.

Воспитание и обучение детей проходило в соответствии с календарно-тематическим планированием и рабочей программой воспитателя: каждая неделя в 2015-2016 году являлась тематической, содержащей свои цели и задачи.

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.).

Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических).

В) Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых.

Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

Знакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю.

Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.

Расширять представления о профессиях. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомить с зимними видами спорта.

Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закреплять знания о свойствах снега и льда.

Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитывать любовь к Родине.

Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада.

Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

Знакомство с народной культурой и традициями.        

Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами.

Привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.

Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде.

Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы.

Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.

Знакомить с летними видами спорта.

Формировать представления о безопасном поведении в лесу.        

Календарно-тематическое планирование было неразрывно связано с годовыми задачами нашего ДОУ:

1. Создание условий образовательно-оздоровительного пространства, обеспечивающего воспитание культуры здоровья, способствующего формированию потребности и мотивации к сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования;

2. Развитие художественного восприятия, эстетического вкуса у детей, формирование у них интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству.

                                                     С е н т я б р ь

01 – 04.09

«До свиданья, лето, здравствуй, детский сад!»

1 сентября – День Знаний

07 – 11.09

Неделя «Дорожной азбуки»

14 – 18.09

 «В царстве вежливости и добра»

21 – 30.09

«Осень»

                                                   О к т я б р ь

01 – 10

01-09.10

«Я в мире человек»

12 – 16.10

Неделя педагогических идей по проблеме «Культура формирования здорового образа жизни детей в дошкольных учреждениях»

19 -23.10

«Братья наши меньшие»

26 – 30.10

«Я и моя дружная семья»

                                                   Н о я б р ь

02 – 06.11

«Мой город, моя страна»

04 ноября воинской славы России - День народного единства

12.11 Синичкин день

09 – 13.11

Неделя педагогического мастерства по игровой деятельности ( в рамках «Недели игры и игрушки»)

16– 20.11

«В мире зарубежных сказок»

23 – 30.11

30 ноября День матери в России

                                                   Д е к а б р ь

01 – 04.12

«Голубые узоры гжели»

07 – 12.12

«Новогодние украшения для любимого города»

14 – 18.12

«Чудеса род Новый год»

21 – 25.12

«Такие разные морозы»

                                                    Я н в а р ь

28 -31.12

«Новый год стучится в двери»

11 – 15.01

13.01 Старый Новый год

День Российской печати

18 – 22.01

«Неделя зимних игр и забав для дошкольников»

25 – 29.01

«Мир природы зимой»

                                                  Ф е в р а л ь

01 – 05.02

«Неделя науки»

08 февраля День российской науки

08 – 12.02

09 февраля День гражданской авиации России

15 – 29.02

21.02 Международный день родного языка

23 февраля День Защитника Отечества

                                                      М а р т

01 – 04.03

03 марта всемирный день писателя

07 – 11.03

Знакомство с народной культурой и традициями

14 – 18.03

Весна

21 – 31.03

27 марта всемирный день театра

                                                    А п р е л ь

01 – 08.04

01.04 День смеха

02.04 Международный день детской книги

07.04 Всемирный день здоровья

12 апреля День космонавтики

11 – 15.04

12 апреля День космонавтики

«Неделя космоса»

18 – 22.04

23 апреля Всемирный день книг

«Неделя детской книги»

25 – 29.04

30 апреля День пожарной охраны России

                                                       М а й

02 – 13.05

01 мая Праздник весны и труда

09 мая День воинской славы России - День победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

16 – 20.05

18 мая Международный день музее

21 мая День полярника в России

23 – 31.05

«Здравствуй, лето красное!»

К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на уголки(центры) с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяло детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Работая в 2015-2016 учебном году над годовой задачей по введению ФГОСа в ДОУ многое было спланировано и сделано с учетом основных требований к развивающей предметно-пространственной среде, так как она должна быть:

  • содержательно – насыщенной,
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Внесение атрибутов к различным сюжетно-ролевым играм («Салон головных уборов», «Спасатели», «Ферма», «Айболит», «Магазин овощей и фруктов», «Детская комната или дочки-матери», «Путешественники в космосе» и т.д.)

Пополнение экологического уголка (центра): альбомы, гербарии, коллекции

Внесение плакатов и наглядных пособий по тематическим неделям («Азбука дорожного движения», «Народные промыслы», «День Победы», «Космос», «Безопасность поведения на улицах города», «Безопасность поведения в быту», «Безопасность поведения детей на воде», «Разные страны и разные народы», «Дома и жилища народов мира», «Мир! Труд! Май!», «Пожарная охрана России» и т.п.)

Пополнение дидактических игр «Летает – не летает», «Безопасность на дороге», «Я и моя семья»

На развитие математических способностей дошкольников («Угадай цифру», «Сложи геометрическую фигуру», «Место приземления»)

Создание творческих дидактических альбомов по тематическим неделям

(«Дороги родного города», «Братья наши меньшие», «Моя семья», «Наш город Москва», «Герои зарубежных сказок», «Птицы нашей полосы», «Виды театра», «Сказки, рассказы, потешки» и т.п.)

Внесение дополнений в картотеке подвижных и малоподвижных игр

Образовательная область «Познавательное развитие»

Выставки книг в уголке художественного чтения по тематическим неделям («Правилах дорожного движения», «Наш город Москва», «Если хочешь быть здоров», «Современные игрушки и игрушки бабушек», «Такие разные морозы», «Золотая осень», «Мамочка у каждого самая прекрасная», «Защитники Земли Русской», «Сказки братьев Гримм», «Ш.Перро детям», «Вечная память героям» и т.д.)

Мини-музеи «Листики-листочки», «В дружбе со спортом». «Такие разные камни», «Старинные елочные игрушки», «Космические корабли», «Играем в театр», «Дорожные знаки», «Научная лаборатория»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Выставки репродукций картин художников в уголке изобразительной деятельности («Осень в картинах русских художников», «Мастера портрета», «Необычные натюрморты», «Зима глазами русских художников», «В окно повеяло весною», «Этих дней не смолкнет слава»)

Подбор иллюстрационного материала по народно-декоративному искусству («Дымковские игрушки», «Голубые узоры гжели», «Золотая хохлома»)

Выставки детско-родительских творческих работ, связанные с тематическими неделями в группе и детском саду

Развитие игровой деятельности

Организация уголка сюжетно-ролевых игр общего цикла «Семья», «Транспорт»

Пополнение уголка театрализованной деятельности атрибутами к сюжетно-ролевым играм, сделанными своими руками (ручной труд): альбом посуды, наряды для бумажных кукол, овощи, фрукты, альбом причесок, каталог одежды, каталог мебели; театр на фланелеграфе «Репка», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой»; театр на магнитах «Красная Шапочка»

Организация выставки «Елочные игрушки своими руками», «Елка, елочка, просто загляденье!»

Организация тематического уголка «Такие разные Деды Морозы», «Научная лаборатория» (внесение необходимой атрибутики для исследований и экспериментирования)

Приобретение к музыкально-концертным праздничным номерам необходимых атрибутов

Внесение дополнительных аксессуаров в игровую зону «Поликлиника» и «Парикмахерская»

Развитие игровой деятельности: культурно-досуговая деятельность

Прогулка-забава «Снежные эстафеты»

Зимние постройки «Снежный городок», «Ледяная сказка»

Забавы. «Пальчики шагают», «Дождик», «Чок да чок», муз. Е. Макшанцевой

Праздники: «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Осень», «Весна», «День Победы»

Забавы с красками и карандашами, сюрпризные моменты.

Тематические праздники и развлечения. «Приметы осени», «Русская народная сказка», «Зимушка-зима», «Весна пришла», «Город, в котором ты живешь», «Наступило лето».

Театрализованные представления. По сюжетам русских народных сказок: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок — смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т. д.

Русское народное творчество. «Загадки», «Любимые народные игры», «Бабушкины сказки», «Пословицы и поговорки», «Любимые сказки», «Русские народные игры», «В гостях у сказки».

Литературная викторина «Герои и персонажи детских книг зарубежных авторов»

Фокусы: «Бесконечная нитка», «Превращение воды», «Неиссякаемая ширма», «Волшебное превращение».

Спортивно-развлекательный досуг «Вперед, к звездам!»

        Вместе с детьми принимали активное участие в проводимых в детском саду мероприятиях и их родители

Время проведения

Мероприятие, организация

сентябрь

Праздник «День знаний»: дети демонстрируют свои способности

Выставка «Вот оно какое, лето красное, лето яркое!»: детские рисунки о запомнившихся моментах лета              

октябрь

Развлечение «Осенняя ярмарка»: разучивание игр, песен, стихов и танцев; участие родителей

ноябрь

«Неделя игры и игрушки»: детско-родительские творческие работы по изготовлению игрушек своими руками, а также групповое изготовление с детьми кукол из лоскутов

декабрь

Выставка «Елочка, елка, лесной аромат»: совместное с детьми изготовление творческих работ (елка своими руками)

январь

«Неделя зимних игр и забав»: проведение с детьми разнообразных мероприятий как в группе (нетрадиционные техники рисования, интегрированные НООД), так и на улице (подвижные игры, снежные постройки, опыты со снегом и водой), ежегодная экологическая акция «Покормите птиц зимой!»

февраль

«Неделя науки»: выставки, опыты, эксперименты, интегрированные НООД как в группе, так и на улице

февраль

Выставка «День Защитника Отечества»: совместное детьми и их родителями творчество по созданию поделок к празднику

март

Выставка «Подарок женщинам» (букеты)

Выставка «Весна идет, весне дорогу!»: рисунки детей на заданную тему

апрель

Выставка «Пасхальный перезвон»

май

Выставка ко Дню Победы «Этих дней не смолкнет слава!»: совместные детско-родительские творческие работы (поделки, рисунки)

Таким образом, как и в предыдущие годы, воспитание и обучение детей было неразрывно связано с взаимодействием с родителями, имеющими свои цели, задачи, формы.

Цель работы с семьей

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями

Задачи взаимодействия с родителями

Работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

Традиционные формы взаимодействия с родителями

Беседы, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, выставки совместных работ, совместные праздники и развлечения, работа с родительским комитетом.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Сайты детского сада и группы, фотовыставки и фотомонтажи, проведение акций, почта доверия, проведения мастер-класса, круглый стол, презентации, брошюры, листовки

Непосредственно в группе за 2015-2016 учебный год проведены следующие мероприятия по взаимодействию с родителями дошкольников.

Месяц

Мероприятие

сентябрь

Родительское собрание (организационное)

ноябрь

Родительское собрание (групповое) по теме: «Приобщение детей к чтению»

январь

Родительское собрание (групповое)

апрель

Родительское собрание (итоговое групповое)

Еженедельно планировались и проводились индивидуальные или подгрупповые беседы, консультации для родителей. Тематика бесед и консультаций была самая разнообразная:

   а) индивидуальные беседы: «Поведение ребенка в общественном месте», «Режим дня в жизни ребенка дошкольного возраста», «Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка пятого года жизни», «Роль отца в воспитании детей» и т.п.

   б) подгрупповые беседы: «Развиваем речь ребенка: игры и упражнения для детей пяти лет», «Права и обязанности детей и родителей», «Режимные моменты в жизни дошкольника», «Куда пойти с ребенком в выходные в городе», «Игрушки, книги: как не ошибиться с выбором?», «Азбука вежливости и правила поведения», «Развитие познавательных способностей детей пятого жизни» и т.п.

   в) консультации: «Воспитание трудолюбия и ответственности у детей дошкольного возраста», «Воспитание уважения к старшим», «Искусство быть добрым и отзывчивым», «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста».

Наглядный печатно-иллюстрированный материал для родителей, содержащий следующие тематические рубрики: «Давайте поиграем», «Почитайте детям», «Развиваем память», «Учимся наблюдать», ежемесячно обновлялся.

Использовала при взаимодействии с родителями и всевозможные виды листовок, памяток, брошюр, рекомендаций на самые разнообразные темы: «Особенности развития ребенка пятого года жизни», «Безопасность в быту», «Безопасность на дороге», «Огонь и дети», «Выбираем одежду по сезону», «Спортивная одежда и обувь», «В дружбе со спортом», «Игры на развитие ориентировки в пространстве», «Витамины и здоровье», «Как наши предки хлеб ценили», «Воспитание патриотических чувств дошкольника» и т.п.

Кроме того, еженедельно информировала родителей о ходе образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, готовила рекомендации пособий по домашним занятиям с дошкольниками по всем образовательным областям; рекомендации и по домашнему чтению с детьми произведений поэтов и писателей не только России, но и разных стран.

Медицинская сестра детского сада так же работала с родителями наших ребят: присутствовала и выступала на родительских собраниях, приносила и размещала в групповой раздевалке печатный материал для родителей по различным медицинским темам, например, «Витамины роста», «Простуда или грипп», «Одежда детей для группы и улицы», «Закаливание в жизни ребенка дошкольника» и т.п.

Использование всевозможных форм работы с родителями  дало определенные результаты: родители - активные участники встреч и помощники воспитателя в атмосфере взаимоуважения; позиция родителей стала более гибкой; они ощущают себя более компетентными в воспитании детей; проявляют искренний интерес к жизни группы, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка; охотно и с видимым удовольствием участвуют в праздниках и развлечениях; учатся с детьми проектной деятельности.

В 2015-2016 учебном году мною была выбрана тема самообразования «Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим по средствам ознакомления их с произведениями детских зарубежных писателей».

Работая по данной тематике, провела следующие мероприятия:

  1. Ознакомление с методической литературой по выбранной теме самообразования.
  2. Родительское собрание.
  3. Консультация для родителей.
  4. Выступление с докладом на педагогическом совете.
  5. Проведение НООД с воспитанниками средней группы детского сада, в том числе и открытые.
  6. Оформление для родителей рекомендаций.
  7. Внесение новых дидактических игр в группу.
  8. Пополнение картотеки художественного чтения произведениями зарубежных писателей.

Цель выступления с докладом «Приобщение к чтению детей дошкольного возраста» на педагогическом совете – повышение эффективности работы в направлении развития познавательных способностей дошкольников по средствам художественного слова, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Выступление строилось по плану:

  1. Направления деятельности по приобщению детей к чтению.
  2. Создание предметно-развивающей среды:
  3. Проведение занятий.
  4. Свободная деятельность детей:

А) Младший дошкольный возраст;

Б) Средний дошкольный возраст;

В) Старший дошкольный возраст.

  1. Универсальная схема работы со сказкой.
  2. Взаимодействие с родителями.
  3. Сотрудничество с коллегами.
  4. Взаимодействие с социумом.

Основные выводы доклада таковы:

1.В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги.  И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

2.Задача сегодняшнего дня - приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы – озвучена в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех», которая разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.  Область «Ознакомление с художественной литературой» звучит как «Чтение художественной литературы» ибо, по словам А.С.Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия– воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве.

  В группе по теме самообразования были проведены родительское собрание «Приобщение детей к чтению» и консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению». В ходе родительского собрания были поставлены следующие цели:

1. Позволить родителям лучше узнать читательские интересы их детей.

2. Дать советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению.

3. Ознакомить с правилами для читателя и с памяткой “Как обсуждать с ребенком прочитанное”.

По окончании собрания родителям были даны памятки по поставленным целям собрания. В дальнейшей работе мною были даны и рекомендации родителям по теме: «Воспитание любви к чтению. Приобщение к чтению художественной литературы детей 4-5лет».           

С детьми в группе проведен цикл игр по приобщению к художественному чтению посредствам развития их творческих театрализованных способностей. Данные игры проводились как во время еженедельной НООД, так и в свободное время в группе и на прогулке. Приобретены в группу и новые художественные книги зарубежных авторов, и костюмы, и атрибуты для игр дошкольников. Всё это способствовало и способствует лучшему пониманию и усвоению детьми прочитанных произведений. Непосредственное же участие ребят в играх малой подвижности, в театрализации прочитанных сказок хорошо способствовало и сплочению детского коллектива в целом. Прочтение рекомендованных произведений детьми дома с родителями помогло им легче найти общий язык. Таким образом главная задача по теме данного самообразования была выполнена, так как общение детей друг с другом, со взрослыми, с другими детьми детского сада развивается вполне успешно, дети нашей группы вполне коммуникабельны, открыты к общению с другими детьми и взрослыми, они всегда дружелюбно настроены, готовы прийти на помощь и выручить любого, кто попал в беду: человек, животное, насекомое.

Проведена и непосредственная образовательная организованная деятельность детей средней группы в виде открытых занятий в рамках работы по теме самообразования.

Работая над темой самообразования в средней группе детского сада в 2015-2016 учебном году, пришла к выводу, что работа по данной тематике с детьми необходима с младшего возраста и до окончания детского сада. Но главное - воспитать у дошкольника интерес не только к игре и развлечению на основе прочитанного художественного произведения, а научить его любить и ценить художественное слово, любить книгу – источник знаний. Только при этом условии дошкольники вырастут уважительными, доброжелательными, эмоционально отзывчивыми людьми.

 Список использованной литературы.

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 336с.
  2. Гребёнкина Л.А.,Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие [Текст] / Л.А.Гребёнкина, Л.А. Байкова М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
  3. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению : учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 320 с.
  4. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи   [Текст] / З.А Гриценко,
  5. Дик, Н.Ф. Педагогический совет дошкольного в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.Ф. Дик - Ростов н/Д, Феникс, 2005. – 288 с.
  6. Дуда, О.В. Педсоветы в детском саду: Из опыта работы [Текст] /О.В. Дуда – Издательство «Курсив». – 2010. 112 с.
  7. Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. Подготовка к школе. [Текст] / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова.-  АЙРИС- пресс, 2007.- 128с.
  8. Ильина, М.П. Итоговые викторины в логопедических группах ДОУ [Текст] // Старший воспитатель. -2010. № 5. – с.28
  9. Леонова, А.В., Коротовских, Л.Н. Формы работы по приобщению детей к чтению [Текст] // Старший воспитатель.- 2009. - № 9. – с.54.
  10. О.Н.Кулакова, Н.К.Мананикова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
  11. Соболева, Т.Г. Педагогический совет дошкольного учреждения в современных условиях: опыт, проблемы, решения [Текст] / Т.Г.Соболева,
  12. Чиркова, С.В. Родительские собрания в д/с: средняя группа  Волшебный мир книги. [Текст] / С.В. Чиркова. - М.:ВАКО, 2010. – 154 с.
  13. Шмонина, Л.В., Зайцева, О.И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. Планирование, формы работы [Текст] / Л.В. Шмонина,Л.В. , О.И . Зайцева.  Волгоград: Издательство Учитель, 2011. – 215 с.
  14. Электронный ресурс: Дмитриева Ю.А. Педагогический проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок», г.Гусев,2014 г.
  15. Электронный ресурс: г. Екатеринбург, 8 (343) 201 24 21; 8 908 902 24; andamento@yandex.ru; www.andamento.ru, 2012 г.

В 2015 – 2016 учебном году посетила методическое объединение для воспитателей на тему: «ФГОС ДО. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Познавательное развитие». Данное мероприятие оказалось весьма интересным, так как удалось увидеть работу других педагогов достаточно хорошо ориентированных на развитие дошкольников при помощи внедрения и использования всевозможных компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении.

В своей работе в 2015-2016 учебном году использовала следующую методическую литературу:

1.        Алешина Н.В.//Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ, 2005 - 256с.

2.        Алябьева Е.А.// Игры для детей 4 – 7 лет: развитие речи и воображения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.

3.        Арушанова А.Г.//Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-272с.

4.        Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

5.        Времена года: Стихи и рассказы русских писателей о природе./ Сост. Н. Сидориной; Оформл. Серии С.Герескевича; Художн. Н.Доронин; Рис. На обложку Е.Мешакова. – М.: «Планета детства», 2000. – 32с.

6.        Гербова В.В.// Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.- 112с.

7.        Гербова В.В.// Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.-2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-80с.

8.        Гербова В.В.// Развитие речи в детском саду: Средняя группа детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112с.

9.        Грошенкова В.А./ Т.С.Шилова// Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.

10.        Дыбина О.В.// Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. -  2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010.-160с.

11.        Дыбина О.В./ Н.Н. Поддьяков/ Н.П. Рахманова/ В.В. Щетинина// Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В.Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.-64с. – (Программы ДОУ)

12.         Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4-5 лет).

13.        Зеленова Н.Г/ Л.Е.Осипова// Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 96с.

14.        Кобзева. Т.Г./ И.А. Холодова/ Г.С. Александрова// Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/ авт.-сост. Т.Г. Кобзева/ И.А. Холодова/ Г.С. Александрова. -Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.-329с.

15.        Комарова Т.С.// Изобразительная деятельность в детском саду. Программа рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.

16.        Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (4-5 лет).

17.        Краснощекова Н.В.// Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощекова. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 251с.

18.        Куцакова Л.В.// Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 48с.

19.        Куцакова Л.В.// Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. И перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 240с.

20.        Куцакова Л.В.// Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3 – 7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.

21.        Куцакова Л.В.// Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112с.

22.        Куцакова Л.В.// Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128с.

23.        Лосева Е.В.// Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128с.

24.        Микляева Н.В./ Н.Ф. Лагутина// Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011. – 72с.

25.        Нефедова К.П// Дом. Какой он? : пособие для воспитателей, гувернеров и родителей/ К.П. Нефедова. – М.: Издательство ГНОМ, 2010. – 64с.

31.        Нефедова К.П// Бытовая электроприборы. Какие они? : пособие для воспитателей, гувернеров и родителей/ К.П. Нефедова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 72с.

26.        Нефедова К.П// Транспорт. Какой он? : пособие для воспитателей, гувернеров и родителей/ К.П. Нефедова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2010. – 64с.

27.        Нефедова К.П//Посуда и столовые принадлежности. Какие они?; пособие для воспитателей, гувернеров и родителей/ К.П. Нефедова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 96с.

28.        Николаева С.Н. // Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми средней группы дет. Сада: пособие для воспитания дошк. образоват. Учреждения/ С.Н.Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144с.

29.        Парамонова Л.А. // Детское творческое конструирование. – М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. – 240с.

30.        Пензулаева Л.И. // Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.-112с.

31.        Петрова В.И./ Т.Д. Стульник // Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 80с.

32.        Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5 лет).

33.        Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. О.С.Ушаковой. 3-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 208с.

34.        Рыжова Н.А.// Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2003. – 192с.

35.        Синицына Е.// Игры и упражнения со словами. Серия: «Дошкольное образование». – М.: ЮНВЕС, 2000. – 176с.

36.        Формирование нравственного здоровья дошкольников. Сборник занятий, игр, упражнений. – М.: «ТЦ Сфера»  

37.        Цквинтария Т.А.// Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.

38.        Шорыгина Т.А.// Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64с.

39.        Шорыгина Т.А.// Беседы о природных явлениях. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96с.

40.        Шорыгина Т.А.// Какие звери в лесу? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 80с.

41.        Шорыгина Т.А.// Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. – 96с.

42.        Шорыгина Т.А.// Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 88с.

43.        Шорыгина Т.А.// Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2010. – 64с.

44.        Шорыгина Т.А.// Злаки. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 48с.

45.        Шорыгина Т.А.// ПТИЦЫ. КАКИЕ ОНИ? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 96с.

46.        Шорыгина Т.А.// Кустарники. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 – 64с.

47.        Шорыгина Т.А.// Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 64с.

48.        Шорыгина Т.А.// Травы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2010. – 72с.

49.        Шорыгина Т.А.// Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет за 2011-2012г.г.В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года: 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человекаОНР (3...

Годовой отчет воспитателя

Отчет воспитателя о проделанной работе...

Годовой отчет педагога-психолога

Отчет работы педагога-психолога ДОУ за учебный год...

Годовой отчет по музыкальному воспитанию

Годовой отчет по музыкальному воспитанию...

Годовой отчет учителя- логопеда

Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....

Годовой отчет за 2010-2011 учебный год

Какую радость испытывает ребёнок, видя, как обыкновенные краски преображают ткань или белый лист бумаги. Красками и карандашами ребёнок начинает пользоваться очень рано. ...

Годовой отчет работы ясельной группы

Отчет по работе с детьми раннего возраста...