Самостоятельная работа по теме « Теория развивающего обучения»
учебно-методический материал

Воробьева Юлия Владимировна

Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ в качестве ознакомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра Педагогики и психологии дошкольного образования

Самостоятельная работа  по теме

« Теория развивающего обучения»

выполнил слушатель учебного модуля «Педагогика и психология дошкольного образования » воспитатель МБДОУ «Детский сад №11» г. Шатура Воробьева Ю.В.

Руководитель: доктор педагогических наук, профессор Е.И.Санина

2016 г.

Для выполнения данной работы необходимо иметь четкое представление о том, что же такое обучение  в  широком его понимании, и конкретно развивающее обучение – его идея, цели, основополагающие принципы.                                                                                   Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на «зону ближайшего развития» ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. «Зона ближайшего развития» ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. Но то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Так обучение стимулирует развитие ребенка.                                                                                                             Развивающее обучение – обучение,  обеспечивающее условия для зоны ближайшего развития ребенка на основе усвоения им теоретических знаний, выполнения содержательного анализа изучаемого материала, планирования и рефлексии,  в отличие от традиционного образования - способствует развитию у ребенка новообразований (В.М.Полонский) .                                                                                                                        Ведущий вид деятельности – деятельность,  в результате которой происходит формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени его развития (Б.Г.Мещерякова).                                                                            Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, познание ребенком процесса учения и др.     

    Целью данного вида обучения является подготовка обучающихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.                                                                  Направлено развивающее обучение  на развитие одной из психических функций, а развивающее образование на одновременное развитие всех психических функций человека.                                                                                                                                   Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.  Рассмотрим данную теорию  на основании трудов Иоганна Генриха Песталоцци.                                                                                                          Идея развивающего обучения - "великое открытие Песталоцци".  Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей.  Он считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования обществ.  Центром всего воспитания является формирование нравственности человека. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.                                                                                                                        Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитие по правильному пути. Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой.  Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям - на основе собственных детских поступков, полных благожелательности. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершается на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.             Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с самого простого и постепенно поднимается к все более сложному. По этому пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей нужно развивать, упражняя в той последовательности, которая соответствует естественному порядку, вечным и неизменным законам развития ребенка.

Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение способствует накоплению учеником  знаний и развивает его умственные способности. Необходимо "интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями".                                                                               Важнейшей основой обучения,  по  Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности  нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.                                                                                                                                     Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательно перехода от  части - к целому. Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться.                                                                                                                      В условиях стремительного развития нашего общества трансляция готовых  знаний перестает быть главной задачей образовательного процесса, снижается  привлекательность традиционных форм и методов обучения. Перед нами, педагогами встает задача поиска и внедрения образовательных технологий, которые обеспечивают максимальное развитие воспитанников. Таковой (одной из многих) является практика развивающего  обучения:                                                                                                                                    -деятельностный подход к организации образовательного процесса, который предполагает решение определенных задач, с учетом возрастных возможностей детей, опираясь на их зону ближайшего развития;                                                                                                                                              -организация видов деятельности в форме сотрудничества;                                                                               -использование знаково – символических средств;                                                                                         -развитие рефлексивных процессов;                                                                                                        -ориентация на формирование предпосылок к учебной деятельности;                                                               -формирование креативных способностей детей при разрешении проблемных ситуаций и задач.                                                                                                                                                     В нашем ДОУ  мы начали использовать практики развивающего обучения путем создания проблемных ситуаций, организацию сотрудничества детей в процессе ООД, широкое внедрение партнерских взаимоотношений (педагог – воспитанник).                                                                                                              Успех обучения зависит  и от взрослых, и от детей в одинаковой степени. При этом важно, чтобы в процессе обучения, ребенок стал настоящим субъектом, принимающим на себя активную роль.   Что же для этого необходимо:                                                                                                                                             -найти проблемную ситуацию, требующую разрешения;                                                                                                                                                      -разрешить её в процессе устранения противоречий, включая детей в активную поисковую деятельность (пример: сохранение чистого воздуха).                                                                      Ведь только столкнувшись с проблемой, наш мозг начинает искать способы её решения, поэтому мы учим детей строить предположения, в результате чего развивается гибкость мышления, его оригинальность, личностные качества смелость, решительность.                                                                                                 Создание проблемных ситуаций побуждает детей делать предположения, выводы, и очень важно научить детей не бояться ошибаться, в противном случае ребенок будет стремиться получить помощь от взрослого, а это может привести к задержке интеллектуального развития.                                                                                                                                              Также происходят изменения и с формой  проведения ООД,  чаще они проходят в группах  и парах, нежели фронтально.                                                                                                                 Во время ООД все больше возрастает активность детей.                                                         Подводя итог  вышесказанному, следует отметить, что развивающее обучение  подразумевает проведение изменений в процессе обучения, в результате чего необходимо составление таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и созданию условий для поддержки активности дошкольников.                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

ЦельИспользовать основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителямиЗадачи1. Развивать системное мышление дошкольников...

Гостевой обмен опытом на тему: "Предметно-развивающая среда как одно изусловий мотивации ребенка к самостоятельной деятельности"

Самостоятельность — важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития. «…субъект  в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляе...

Теория и практика развивающего обучения

Одним из средств формирования музыкально-творческих способностей детей может быть музыкально-игровая драматизация. Она может использоваться при условии достаточно развитого восприятия музыки и наличия...

Доклад по теме «Предметно-развивающая среда в организации самостоятельной деятельности детей в свете ФГОС ДО»

Самостоятельная деятельность детей  – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной ...

"Технологии развивающего обучения, которые научат дошкольников самостоятельности"

Обучение детей дошкольного возраста бывает двух типов. Первый тип – традиционное обучение, когда мы учим детей что-то делать по образцу. Второй тип – развивающее обучение. Работать с детьм...