Конспект НОД: «Рассказывание по картине «Таня не боится мороза»
методическая разработка (средняя группа)

Аитова Юлия Владиcлавовна

Средняя группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aitovoy_yu.v._konspekt_nod._rechevoe_razvitie.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Рассказывание по картине «Таня не боится мороза».

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Цель: составить рассказ по картине «Таня не боится мороза».

Задачи:

Образовательные:

- учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами;

- учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины.

Развивающие:

- развивать активный словарь.

Воспитательные:

- воспитывать умение выслушивать рассказы своих сверстников.

Методы и приемы:

- практические: игра;

- наглядные: показ картины «Таня не боится мороза»;

- словесные: беседа, ответы детей.

Материалы и оборудование: картина «Таня не боится мороза», тексты стихотворений: Е. Трутневой «Первый снег», З. Александровой «Таня и волчок».

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Прогулка»

Цель: активно изменить деятельность детей и взрослых и ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка  и себя на продолжение ООД.

Игровая

Дидактическая игра «Назови слово (прилагательные)»

Цель: формировать умение подбирать слово по смыслу к другому.

Коммуникативная

Рассказывание по картине

Цель: учить детей составлять рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Предлагает послушать девочку стихотворение Е. Трутневой «Первый снег» и ответить на вопросы.

Смотрят и слушают девочку стихотворение  Е. Трутневой «Первый снег» и отвечают на вопросы.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

Показывает куклу, читает отрывок из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок», задает вопрос по прочитанному стихотворению.

Смотрят на куклу, слушают стихотворение  З. Александровой «Таня и волчок» и отвечают на вопрос.

Созданы условия для развития умения  отвечать на вопросы полным предложением.

Предлагает детям  подобрать слова-признаки к словам-предметам.

Подбирают  слова-признаки к словам-предметам.

Сформировано умение подбирать слова-признаки к словам-предметам.

Предлагает детям рассмотреть картину «Таня не боится мороза» и ответить на вопросы по картине.

Рассматривают картину и отвечают на вопросы по картине.

Созданы условия для развития активного словаря.

Предлагает детям встать выполнить действия, повторяя за воспитателем.

Выполняют действия, повторяя за воспитателем, в соответствии с текстом.

Созданы условия для снятия утомления детей, активизации внимания.

Составляет рассказ по картине «Таня не боится мороза»

Слушают рассказ педагога по картине «Таня не боится мороза»

Созданы условия для понимания содержания картины.

Предлагает детям самостоятельно составить рассказ по картине и послушать рассказы других детей.

Составляют рассказ и слушают рассказы других детей.

Созданы условия для развития внимания и  умения составлять рассказ по картине.

Задаёт вопросы, подводя итог непосредственной образовательной деятельности.

Отвечают на вопросы.

Созданы условия для развития умения анализировать, подводить итог.

Логика образовательной деятельности

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. ВВОД-

НАЯ ЧАСТЬ

Организацион-

ный момент

Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»?:

«Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром

Самый первый, самый белый…»

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?

- Какая погода бывает зимой?

- Правильно. И поэтому мы с вами надеваем тёплую одежду.

Слушают стихотворение Е. Трутневой «Первый снег», сидя на стульях.

- В стихотворении говорится о зиме.

- Холодная, морозная и т.д.

  1. ОСНОВ-

НАЯ ЧАСТЬ

Начало выполнения действий по задачам

- К нам в гости пришла кукла Таня. 

Педагог показывает куклу. Читаю отрывок из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок»:

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

- Дети, наша Таня собирается на улицу. Поможем ей тепло одеться. Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть?

По ответам детей педагог прикрепляет на магнитную доску картинки с изображением теплой одежды и обуви.

– Дети, Таня любит не только гулять на улице, ещё больше она любит слушать рассказы детей.

Педагог обращается к кукле: 

- Таня, послушай рассказ, который мы сейчас с ребятами про тебя составим. 

Педагог вывешивает картину «Таня не боится мороза» 

- На этой картине нарисована девочка. Как зовут девочку?

- Куда вышла Таня?

- Какое время года изображено на картине?

- Почему вы думаете, что это зима?

Дидактическая игра «назови слово»

- Посмотрите на снег и скажите, какой он?

Снег …

Снег …

Снег …

Снег …

- А как можно сказать про зиму, какая она?

- А как Таня одета?

- Начнём рассказ с описания одежды. Зимой холодно и Таня тепло одета. Во что одета Таня?

- Какого цвета Танино зимнее пальто?

- На пальто есть воротник?

- Какого он цвета?

- Танино пальто отделано мехом?

- На каких деталях пальто есть мех?

- Из чего сшита Танина шапка?

- У Тани на шее шарф. Какого он цвета?

- Что надела девочка на руки?

- Дети, что делает Таня?

- Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! Что лежит на ветках деревьев?

- Видно ли ветки на березах?

- Правильно. На березе маленьких веточек почти не видно - спрятались в снежинках.

- Чем засыпало зеленую елочку?

- Верно. И на зелёной ёлочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой ёлочке, будто белые платочки разбросаны по веткам.

- Кто ещё хочет рассказать о том, как красиво вокруг? Может быть, мы чего-нибудь не заметили?

- Теперь мы с вами представим, будто отправляемся на прогулку. Встанем в круг и начинаем шагать.

Физминутка «Прогулка»

На дворе мороз и ветер,

Во дворе гуляют дети, (шагают по кругу)

Ручки потирают,

Ручки согревают, (Потирают рукой об руку)

Чтоб не зябли ножки,

Потопаем немножко, (Топают)

Нам мороз не страшен,

Весело мы пляшем (руки на пояс, поочерёдно пятка, носок).

Садимся на стулья. 

- Составим рассказ по картине. Сейчас я составлю рассказ о Тане, а вы послушайте.

Педагог рассказывает.

- В морозный, зимний день Таня вышла из дома. Она взяла с собой санки лопатку, ведро. Оделась Таня тепло. На ней меховая шапка, зимнее пальто, валенки. На рукавичку Тане упала снежинка узорная, белая, красивая. На улице холодно, но Таня не боится мороза. Таня трудиться. Она синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко. Кругом белым-бело. На берёзе, ёлке лежит снег. Снег белыми платочками повис на зелёных иголках.
- А теперь вы расскажите об этой картине.

- Как мы можем назвать эту картину?
- Автор назвал свою картину «Таня не боится мороза».

- Тане надо надеть валенки (сапоги), брюки, варежки, куртку (шубу), шапку, кофту, шарф и т.д.

- Девочку зовут Таня.

- Таня вышла на прогулку.

- На картине изображена зима.

- Девочка с санками, снег лежим, деревья без листьев.

Снег белый.

Снег пушистый.

Снег холодный.

Снег чистый.

- Снежная, морозная, холодная.

- Таня одета тепло.

- Таня одета в пальто, валенки, шапка, шарф, варежки.

- Пальто зеленое.

- Да, на пальто воротник.

- Воротник коричневого цвета.

- Да, пальто Тани с мехом.

- Мех на карманах, рукавах.

- Она тоже сшита из коричневого меха.

- Шарф черный с желтыми полосками.

- Девочка надела на руки варежки.

- Таня синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко.

- На ветках деревьев лежит снег.

- Ветки на березах почти не видно.

- Её тоже засыпало снег.

- На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т. д.

- Садятся на стулья.

- Дети слушают рассказ педагога по картине.

Рассказывают по картине.

- «Девочка прогулке», «Зимние забавы» и т.д.

  1. ЗАКЛЮ-

ЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематиза-

ция знаний.

- Как зовут куклу, пришедшую к нам?

- Назовите картину, которую рассматривали?

- Почему Таня не боится мороза?

- Что делает девочка на картине?

Таня: Молодцы, мне так понравилось, как вы сегодня отвечали на мои вопросы, составляли рассказ, были такими внимательными. 

- Кукла Таня тоже благодарит вас за такие интересные рассказы. После занятий мы тепло оденемся, и возьмем куклу Таню с собой на прогулку.

- Куклу зовут Таню.

- Картина «Таня не боится мороза».

- Потому что она одета в коричневое пальто, шапку, валенки и на шее у неё шарф.

- Девочка кладёт снег в ведро лопаткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет. Образовательная область «Развитие речи» Тема: составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Цель: вызвать интерес детей к рассматриванию картины.Образовательные задачи:- расширять представления о первичных зимних явлениях в природе (холодно, идёт снег, нужно надевать зимнюю одежду, дети ката...

НОД по развитию речи "Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»"

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности, учить придумывать название картины....

НОД по развитию речи "Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»"

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности, учить придумывать название картины....

Конспект по образовательной деятельности для детей среднего возраста по развитию речи. Составление рассказа по картине "Таня не боится мороза"

Конспект по образовательной деятельности для детей среднего возраста по развитию речи.  Составление рассказа по картине "Таня не боится мороза"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Обучение рассказыванию по картине "Таня не боится мороза"

Способствует формированию умения составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицу, анализаторы для восприятия содержания картины, методы и приемы ТРИЗ-технологии, такие как "Хорошо-плохо&quo...