Нравственное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
статья

       Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных и этических качеств ребенка начинается с дошкольного детства. Систематическое привитие ребенку положительных качеств поведения с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

       Тема нравственного воспитания детей актуальна и чрезвычайно трудна даже тогда, когда речь идет о здоровых детях, разумеется, все оказывается  особенно сложным, если речь идет о воспитании нравственных качеств у детей с отклонениями в развитии. По собственному опыту знаю, что эта работа кропотлива и требует много времени, терпения, выдержки, знаний и применения особых технологий.

В дошкольном возрасте ребенок с отклонениями в развитии незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным развитием, а несформированность различных качеств можно расценить как результат недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, так как это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих сверстников. Общение с ними- это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в  развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив  они становятся добрее, у них появляется желание оказать помощь другому человеку.

        Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств.

        Общеизвестно, что одним  из самых важных нравственных качеств является воспитание вежливости. Мы- воспитатели, родители- постоянный добрый пример. Взрослые дают детям  «модель поведения» , демонстрируют  необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета. В детском саду дети общаются со взрослыми до 12 часов, во время пребывания происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Вежливость в современном подходе к воспитанию ребенка, как к личности, очень важна.  В нашей группе традицией стали такие беседы, как «Уроки этикета», «Уроки любви и доброты», изучаем вместе с детьми словарь вежливых слов и выражений, стараемся применять их в речи в течение всего дня в разных видах деятельности.

       Начиная с младшей группы, знакомим детей с ОВЗ с художественной литературой. Работа начинается со сказок с целью выявления способности ребенка к интерпретации и оценки поступков других ( героев сказок), умения сравнивать себя с ними. Например, прочитав сказку «Лиса и заяц» ставим перед ребенком серию сюжетных картинок к этой сказке, комплект картинок с изображением детских лиц с различным эмоциональным состоянием и задаем вопросы по  содержанию. Для характеристики героев ребенок использует карточки с изображением эмоции, которую по его мнению испытывает тот или иной герой сказки И так от произведения к произведению мы вместе с детьми учимся оценивать поступки героев, их нравственные качества: добро, зло и т.д. В старшей и подготовительной группе литературные произведения становятся более серьезными. Дети любят рассказы А.П.Гайдара, В Осеевой, С.Лагерлеф. Их незабываемые «Чук и Гек», мальчик Нильс, облетевший со стаей диких гусей  огромные расстояния учат детей и доброте и бережному отношению к живой и неживой природе. Поступки героев этих книг просто находка  для формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ.

      Особой частью нравственного становления личности  являются игры . Их возможности для формирования ребенка просто безграничны. От простейшей сюжетно-ролевой «Дочки-матери»  в младшей группе до «Чудо- дерево» в подготовительной. Такие игры как «Определи настроение своих друзей», «Закончи предложение», «Художник» поднимают настроение, позволяют детям с ОВЗ  привить социально коммуникативные умения и навыки, формируют дружеские чувства, доброту, отзывчивость. Игры хороводные «Кострома», «Ручеек», «Именины» и многие другие хороши для формирования чувства коллективизма.

      Невозможно не сказать о  прогулках на природу, целевых экскурсиях. Наблюдения за животными, растениями, насекомыми, за трудом взрослых людей учат детей эмоционально откликаться, быть нетерпимыми к людям, в случае нарушения ими правил общения с природой.

Эти виды деятельности  позволяют  детям добыть новые знания об окружающем, о человеке, как органичной  части природы. Укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются проявления разумности и гуманности.

       Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по нравственному воспитанию детей- дошкольников с ОВЗ ведется ежедневно во всех видах детской деятельности и в совместной деятельности ребенка и взрослого. Результаты диагностического исследования  нравственного воспитания детей нашей  возрастной группы говорят о том, что дети с ОВЗ дружелюбны  к окружающим, способны контролировать свои поступки, вежливы, они принимают активное участие в своем нравственном развитии.

    В практической работе по нравственному воспитанию детей с ОВЗ   я считаю нужно видеть, прежде всего, формирование общечеловеческих норм  нравственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное  воспитание дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья

Ротманова Т.А.

 МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка», г.Тамбов

rotmanova@bk.ru

       Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных и этических качеств ребенка начинается с дошкольного детства. Систематическое привитие ребенку положительных качеств поведения с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

       Тема нравственного воспитания детей актуальна и чрезвычайно трудна даже тогда, когда речь идет о здоровых детях, разумеется, все оказывается  особенно сложным, если речь идет о воспитании нравственных качеств у детей с отклонениями в развитии. По собственному опыту знаю, что эта работа кропотлива и требует много времени, терпения, выдержки, знаний и применения особых технологий.

В дошкольном возрасте ребенок с отклонениями в развитии незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным развитием, а несформированность различных качеств можно расценить как результат недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, так как это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих сверстников. Общение с ними- это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в  развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив  они становятся добрее, у них появляется желание оказать помощь другому человеку.

        Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств.

        Общеизвестно, что одним  из самых важных нравственных качеств является воспитание вежливости. Мы- воспитатели, родители- постоянный добрый пример. Взрослые дают детям  «модель поведения» , демонстрируют  необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета. В детском саду дети общаются со взрослыми до 12 часов, во время пребывания происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Вежливость в современном подходе к воспитанию ребенка, как к личности, очень важна.  В нашей группе традицией стали такие беседы, как «Уроки этикета», «Уроки любви и доброты», изучаем вместе с детьми словарь вежливых слов и выражений, стараемся применять их в речи в течение всего дня в разных видах деятельности.

       Начиная с младшей группы, знакомим детей с ОВЗ с художественной литературой. Работа начинается со сказок с целью выявления способности ребенка к интерпретации и оценки поступков других ( героев сказок), умения сравнивать себя с ними. Например, прочитав сказку «Лиса и заяц» ставим перед ребенком серию сюжетных картинок к этой сказке, комплект картинок с изображением детских лиц с различным эмоциональным состоянием и задаем вопросы по  содержанию. Для характеристики героев ребенок использует карточки с изображением эмоции, которую по его мнению испытывает тот или иной герой сказки И так от произведения к произведению мы вместе с детьми учимся оценивать поступки героев, их нравственные качества: добро, зло и т.д. В старшей и подготовительной группе литературные произведения становятся более серьезными. Дети любят рассказы А.П.Гайдара, В Осеевой, С.Лагерлеф. Их незабываемые «Чук и Гек», мальчик Нильс, облетевший со стаей диких гусей  огромные расстояния учат детей и доброте и бережному отношению к живой и неживой природе. Поступки героев этих книг просто находка  для формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ.

      Особой частью нравственного становления личности  являются игры . Их возможности для формирования ребенка просто безграничны. От простейшей сюжетно-ролевой «Дочки-матери»  в младшей группе до «Чудо- дерево» в подготовительной. Такие игры как «Определи настроение своих друзей», «Закончи предложение», «Художник» поднимают настроение, позволяют детям с ОВЗ  привить социально коммуникативные умения и навыки, формируют дружеские чувства, доброту, отзывчивость. Игры хороводные «Кострома», «Ручеек», «Именины» и многие другие хороши для формирования чувства коллективизма.

      Невозможно не сказать о  прогулках на природу, целевых экскурсиях. Наблюдения за животными, растениями, насекомыми, за трудом взрослых людей учат детей эмоционально откликаться, быть нетерпимыми к людям, в случае нарушения ими правил общения с природой.

Эти виды деятельности  позволяют  детям добыть новые знания об окружающем, о человеке, как органичной  части природы. Укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются проявления разумности и гуманности.

       Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по нравственному воспитанию детей- дошкольников с ОВЗ ведется ежедневно во всех видах детской деятельности и в совместной деятельности ребенка и взрослого. Результаты диагностического исследования  нравственного воспитания детей нашей  возрастной группы говорят о том, что дети с ОВЗ дружелюбны  к окружающим, способны контролировать свои поступки, вежливы, они принимают активное участие в своем нравственном развитии.

    В практической работе по нравственному воспитанию детей с ОВЗ   я считаю нужно видеть, прежде всего, формирование общечеловеческих норм  нравственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Статья «Возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».

В статье описываются различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения: метод "Пиктограмм", «Стихи на коромыслах» (по Базарному), Или Метод «Заучивание стихов с помощью веревоч...

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...