"В узком кругу"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бутина Вера Александровна

Игры для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_uzkom_krugu_-_igry_butinoy_v_a.docx60.03 КБ

Предварительный просмотр:

«В УЗКОМ КРУГУ»

Игры для индивидуальной работы с детьми    дошкольного      возраста

Автор-составитель Вера Александровна Бутина, музыкальный руководитель, МБОУ «Паратунской СШ», (группы дошкольного образования), Камчатский край.

ВВЕДЕНИЕ

   Современный федеральный государственный  образовательный  стандарт разработал такие требования дошкольного   образования, где у каждого ребенка должен быть свой неповторимый индивидуальный путь. Помочь ребенку реализовать  свои индивидуальные возможности  на этом пути должен  педагог, в данном случае – музыкальный руководитель. Его задача создать такие условия для развития ребенка, где бы обеспечивалось эмоциональное благополучие каждому ребенку, через непосредственное общение с каждым  ребенком . В процессе развития  музыкальных способностей, формирования интегрированных его качеств  надо активнее внедрять и развивать индивидуальную  работу с детьми, где учитывались бы их интересы и потребности.

   Возможно, в будущем  в дошкольном образовании у каждого музыкального руководителя  идея индивидуального образования в сфере музыкальной деятельности будет главной.  Это станет благоприятной почвой для прорастания музыкальных талантов, потому что все будет направлено на  результат, на успех развития личности.

   Ключ к сердцу  ребенка – это игра. Подобрать ключ в первую очередь должен профессионал своего дела – педагог с большой популярностью среди детей , педагог – музыкант с развитыми артистическими данными. Тогда даже самый агрессивный ребенок раскроет свое сердце и проявит повышенную заинтересованность.

   В детских садах  не хватает  достаточного внимания каждому ребенку в отдельности со стороны взрослых. Этот дефицит общения  восполняется через индивидуальный подход.  В индивидуальном общении через свой темперамент и характер ребенок создает свою психологическую атмосферу, и чтобы он полнее раскрылся, педагогу потребуется большие усилия, разнообразие подходов, иные методы и технологии.

   А ребенок ждет. Он ждет внимания именно к себе и ни к кому больше.  Один пытается реализовать себя в коллективе, другой, наоборот принимает обратную позицию, но и тем и другим детям не хватает внимания, простого общения. Музыкальному руководителю надо иметь талант, большой опыт, большое сердце, чтобы не обездолить  добротой и любовью каждого воспитанника сада.

   Индивидуальный подход не должен состоять только из выявления индивидуальных особенностей ребенка, выявления проблем и коррекционно-развивающего воздействия. Неповторимость каждого ребенка заставляет педагога индивидуальную работу продумывать до мелочей,  наполнить разнообразием, чтобы найти ниточку к каждому ребенку. Иначе как узнать, что его взволновало, что откликнулось в душе.

   Поэтому приглашение в зал индивидуально ребенок должен рассматривать как приглашение в гости. «В гости» - это для него всегда интересно, а если его там ждет еще и  игра, то это будет для ребенка вдвойне интересней. Важно для музыкального руководителя во время утреннего обхода договариваться с тем или иным ребенком или с группой детей  о встрече на сегодня,  на завтра, на  определенное время (перед обедом, на прогулке,  с самого утра и т.д.). Чувство нужности  у ребенка возрастет в разы.

   Для того  чтобы расширить репертуар игр в индивидуальной работе,  сборник «В узком кругу» предлагает набор авторских игр, которые в какой –то мере помогут понять, принять, признать проблему ребенка и помогут в их решении.

   Индивидуальная работа – два строгих слова, но они должны вмещать в себя огромный мир игрового детства.

Музыкальные игры для индивидуальной работы с детьми

 по теме «В узком кругу»

1.«СВОИМИ РУКАМИ» (3-7 лет)

ЦЕЛЬ:    развивать умение художественного восприятия музыки и отражать в деятельности; развивать воображение, фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук.

МАТЕРИАЛ: пластилин, аудиозаписи  знакомой ребенку программной музыки.

ХОД ИГРЫ

   Под музыку ребенок лепит из пластилина любого персонажа (куколку, любого животного) и в соответствии  музыки манипулирует персонажем. Под марш – кукла марширует, под звуки  колыбельной – ребенок куклу укачивает, под плясовую –кукла пляшет и т.д.

2.«ПРАВИЛЬНО Я ПОЮ» (4-7 лет)

ЦЕЛЬ:  побудить  детей к творческому процессу; формировать индивидуальность в творчестве.

ХОД ИГРЫ

    Начинает пение музыкальный руководитель, сочиняя мелодию на слова:

Правильно я пою – спину прямо я держу,

Правильно я пою – и за ртом своим слежу,

Правильно я пою , вдох….. и звук я протяну-у-у-у.

На те же слова поет ребенок, мелодию сочиняя свою. Если участвуют несколько детей, следующий ребенок подхватывает слова , но поет уже свою мелодию. Все следят за правильным пением, в конце  анализируют исполнение каждого.

3.«СОБЕРИ В ОДНО ЦЕЛОЕ» (6-7 лет)

ЦЕЛЬ:  формировать умение различать структуру произведения.

МАТЕРИАЛ: набор карт с геометрическими фигурами разного цвета.

ХОД ИГРЫ

    Перед игрой звучит знакомая ребенку пьеса. Уточняется название, анализируется кратко структура музыкального произведения: вступление, заключение, части,  запев, припев. Обговаривается значение каждой карты. При повторном исполнении музыкального произведения ребенок выкладывает карты с фигурами в соответствии каждой  части звучащей музыки. Например, если в произведении есть вступление, заключении,1 и 2части, музыкальный руководитель договаривается с ребенком  о том, что  красный треугольник  обозначает  вступление, синий – заключение; 1 часть – прямоугольник, 2 часть – квадрат, далее ребенок действует самостоятельно.

4.«ИГРА В ФАНТИКИ» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  вызвать желание детей продемонстрировать то, что они умеют; развивать способность быстро ориентироваться;  формировать индивидуальность в творчестве.

МАТЕРИАЛ:  юла со стрелкой; фанты на каждого играющего в виде мелких игрушек; игрушки би-ба-бо, атрибуты ряжения, детские музыкальные инструменты.

ХОД ИГРЫ

    Дети располагаются по кругу, раскручивается юла. Остановившаяся стрелка указывает  на ребенка, который кладет свой фант. Желательно число играющих  детей небольшое, чтобы в первом этапе игры каждый отдал по одному или два фанта. Когда игра проводится впервые, вопрос «Что делать этому фанту?»  задают дети, придумывает ответы взрослый. При повторении игры вопрос задает взрослый, а придумывают задания дети.

  Можно применить следующие задания:

  1. Станцевать элемент танца (пройти хороводным или другим  танцевальным шагом, выполнить поскоки, прямой (боковой) галоп, «ковырялочку», «пружинку» и т.д. в соответствии с возрастными возможностями играющего);
  2. Угадать мелодию (применить фрагменты  пьес, песен из знакомого детям репертуара);
  3. Придумать песню на слог;
  4. Спеть  запев или припев предложенной песни;
  5. Сочинить  небольшой танец с определенным названием, например, «танец бабочки», «радость щенка», «прогулка лягушки» и т.д.;
  6. Разыграть сценку, предложив использовать элементы костюмов или  театральные куклы на руку. Сценка должна иметь конкретную мини тематику, т.е. «встреча друзей», «печаль», «купание в озере»,  «знакомство»,«подарок» и т.д.;
  7. Сыграть на любом детском музыкальном инструменте по собственному выбору пьесу.

   Задания могут варьироваться по выбору музыкального руководителя или воспитателя. Игра  всей группой может быть использована как развлечение, фанты в этом случае могут быть у некоторых детей одинаковыми.

5.«ПУТЕШЕСТВИЕ НОТКИ» (6-7 лет)

ЦЕЛЬ:  развивать чувство звуковысотности, активизировать слуховое внимание; вызвать интерес, разбудить  фантазию.

МАТЕРИАЛ:  мелки с приклеенной ноткой, листы бумаги  с нарисованными в нижнем левом углу « домиком нотки» .  На домике можно нарисовать скрипичный ключ.

ХОД ИГРЫ

    В медленном темпе пропевается или проигрывается, желательно на баяне (скрипке) , звук ( «нотка пустилась в путь»).  Звук может тянуться на одной ноте, может переходить на ярко выраженные скачки вверх или вниз, чередоваться различными штрихами.  Ребенок должен рисовать путь нотки линией согласно звуку. С  окончанием игры, если позволяет время, можно обсудить и пририсовать все то, «что встретилось нотке на пути» выше или ниже линии звука.

6. «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДОМИКИ» (3-7лет)

ЦЕЛЬ:  формировать умение различать жанр (марш, колыбельная, танец); развивать реакцию, умение самостоятельного решения в выборе музыкально-ритмического движения; совершенствовать творческие способности в танцевальных движениях.

МАТЕРИАЛ: обруч (домик) на каждого играющего ребенка

ХОД ИГРЫ

      Дети должны поддерживаться следующих правил игры:

- на колыбельную « спят» в домике;

- на марш маршируют вокруг своего домика;

- на танец танцуют около своего домика.

7.«ЦЫГАНОЧКА» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  активизировать собственный творческий поиск ребенка в танцевальных движениях;  формировать умение перенимать новые творческие находки у солирующих детей; побуждать двигательную реакцию , положительные эмоции, желание двигаться на музыку; различать 3х частную музыку; приобретать навыки ритмомузицирования.

МАТЕРИАЛ:  тамбурин на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ

    Пьеса должна быть знакома детям и хорошо исполняема музыкальным руководителем. Перед игрой обговариваются характерные особенности танца «Цыганочка». Импровизационные действия  детей танцоров поощряются. Дети с тамбуринами стоят по кругу. В центре круга начинает пляску педагог или желающий ребенок . На первую часть музыки дети с тамбуринами выполняют удары на 1 долю такта, на вторую – удары на каждую долю, на третью часть  дети поднимают руку с тамбурином вверх и выполняют тремоло с закрытыми глазами. Тем временем солист -  танцор оббегает круг и останавливается с окончанием музыки перед ребенком, которому предстоит на повторение игры стать танцором. Выбранный ребенок становится солистом, бывший танцор занимает его место и берет у него тамбурин. Игра повторяется.

8.«КАК КЛОУНЫ ИГРАЛИ С ДЕТЬМИ» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  формировать умение детей отличать мажорный лад от  минорного лада; развивать музыкальный слух.

МАТЕРИАЛ:  парик рыжего цвета, парик белого цвета для клоунов.

ХОД ИГРЫ

    Под  музыку  любого марша  дети свободно шагают по залу врассыпную. На любую танцевальную мажорную  веселую музыку  дети строятся вокруг рыжего клоуна. Опять звучит музыка  марша, дети шагают врассыпную. На минорную музыку  дети строятся  вокруг белого клоуна. Минор , мажор звучит в разных последовательностях, например, мажорная часть может звучать дважды подряд , чередуясь маршем. Также и минорная часть. То есть закладывается в игру интрига, которая заставляет детей напрягать мышление, музыкальный слух. Дети - клоуны  могут менять  место расположения в зале.

9.« ЧЕРЕЗ РИТМ В ХОРОВОД» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  развивать у детей чувство ритма,  закреплять приобретенные навыки музыкального развития.

МАТЕРИАЛ:  небольшие игрушки  в достаточном количестве,  небольшая елочка, игрушка Дед Мороз, игрушка Снегурочка.

ХОД ИГРЫ

      Дед Мороз  и Снегурочка приготовили ритмические приглашения для маленьких гостей . Детям надо помочь им попасть на елку и встать в хоровод, если ритм,  заданный Дедом Морозом или Снегурочкой, будет выполнен правильно. В первом варианте Дед Мороз и Снегурочка в руках педагога, во втором варианте дети инициативу берут на себя и придумывают ритмические рисунки – приглашения сами.

10. « СНЕЖНЫЙ КОМ» (6-7 лет)

ЦЕЛЬ:  вызвать интерес ребенка, готовность включится в танцевальную импровизацию; развивать  танцевальные умения, творческие проявления.

ХОД ИГРЫ

     Дети стоят по кругу.  Солист располагается в центре. Задача каждого участника повторить танцевальные движения  солиста и придумать свое движение, удлиняя танец. Например, при участии  четырех детей второй повторяет движения первого и придумывает свое, третий повторяет движения детей и присоединяет свою импровизацию и т. д. Движения нарастают как снежный ком. Во избежание затруднений, число играющих ограничить.

11. «ТЕМП» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  развивать умение  слышать темп, его изменения (ускорение, замедление), выделять каждую долю такта. Формировать чувство ритма.

МАТЕРИАЛ : кисти, краска, бумага.

ХОД ИГРЫ

   Музыкальный руководитель предлагает под хорошо знакомую музыку «пошагать» кисточкой по бумаге. В игре могут участвовать несколько детей. «Звонко музыка играет, кисть в руках детей шагает». Фрагмент музыки должен быть  небольшим, так как ребенок должен пополнять кисть краской. Использовать преимущественно пьесы с двухдольным размером, исполнение музыкальным руководителем  «вживую». Игру можно проводить под звуки металлофона или ксилофона, в данном случае роль ведущего может исполнить ребенок. В конце игры музыкальный руководитель предлагает  детям назвать свои рисунки.

12. «ПЕСНЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА» (6-7 лет)

ЦЕЛЬ:  способствовать накоплению музыкально-творческого  опыта;  привлечь внимание детей к воплощению собственного замысла и фантазии в импровизации; развивать вокально-слуховые навыки в песенном творчестве.

МАТЕРИАЛ:  бубен, видео слайды родного края, природы, элементы корякского костюма.

ХОД ИГРЫ  

   Под любую презентацию ( о родном крае на тему о временах года, о мире животных, о природе) ребенок представляет себя путешественником и, сочиняя , импровизирует мелодию и слова собственного сочинения, аккомпанируя себе на бубне. В этой игре важно поощрение и собственный эмоциональный пример музыкального руководителя.

13. «ЗВЕЗДОПАД» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  выявить умение ребенка различать звуки ; формировать слуховое внимание.

МАТЕРИАЛ:  несколько наборов карт круглой формы с изображением звезд . В  одном наборе должны быть карты с одной звездой, двумя звездами, тремя звездами и россыпью звезд, изображающих много звезд.

ХОД ИГРЫ

   Музыкальный руководитель предлагает устроить звездопад под звуки музыки, играет в произвольной последовательности интервалы ( две звезды), один звук (одна звезда), аккорды двумя руками (много звезд).  Выигрывает тот, кто безошибочно справился с заданием, поднимая соответствующую  карту  из своего набора. В конце игры все загадывают желание.

14. «ЗЕЛЕНАЯ СЕМЕЙКА» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  развивать музыкальный слух, чувство звуковысотности;  обогатить музыкально- слуховое представление.

МАТЕРИАЛ:  елки (игрушки разной высоты и величины), либо фланелеграфы с наборами плоскостных елочек разной высоты.

ХОД ИГРЫ

 «Песни елочки запели, различить их нам велели». Использовать звуки в пределах первой октавы.  Короткий мотив , построенный на высоких нотах, изображает пение маленькой елочки- внучки.  Мотив  средних звуков – песня мамы -елки. Мотив, сыгранный музыкальным руководителем или спетым в низком регистре -  это  мотив ели-бабушки. Ребенок выставляет соответствующую игрушку на столе или на фланелеграфе. Темы мотивов – это импровизация педагога.

15. «ДИНАМИКА – СИЛА» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  развивать умение детей слушать и слышать  предложенное музыкальное произведение; вызвать стремление понять и прочувствовать средства выразительности (динамические оттенки) и отразить их в рисунке. Определить способность реакции ребенка на динамические оттенки.

МАТЕРИАЛ:  листы бумаги, цветные карандаши, мелки и пр. Аудиозапись программных произведений («Море» Н. Римского-Корсакова, «Вальс» А. Хачатуряна, «В пещере горного короля» Э.Грига и т. д. на выбор музыкального руководителя).

ХОД  ИГРЫ

   С музыкой дети должны быть знакомы. Музыкальный руководитель предлагает через рисунок передать силу звука. Например, на  piano дети рисуют маленькие цветы или различные формы, на mezzo forte  рисунок  становиться чуть больше, на    forte объем цветка  или другого рисунка становиться еще крупнее. Скорость в рисовании учитывает выбор несложного рисунка, можно передавать динамику через волнообразные  линии.

16. «БУБЕН ИЩЕТ СЕБЕ ДРУЗЕЙ» (4-7 лет)

ЦЕЛЬ:  способствовать творческой активности в придумывании ритмического рисунка. Развивать чувство ритма,  память.

МАТЕРИАЛ: бубен (тамбурин) на каждого играющего ребенка.

ХОД ИГРЫ

   Дети располагаются, сидя на ковре,  по кругу. Перед каждым ребенком бубен или тамбурин. Ведущий со своим инструментам  оббегает вокруг детей под пение со словами «бубен всех нас обошел, и дружка себе нашел. То, что бубен показал, Миша (Коля, Оля….) тут же нам сыграл (а)». Ребенок, за спиной которого остановился и сыграл придуманный ритмический рисунок ведущий, становится  новым ведущим, они меняются местами.

17. «В ОРКЕСТРЕ ВОЛНУЮТСЯ» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  развивать самостоятельную игровую деятельность, активизировать творческую.

ХОД ИГРЫ  

   Под любую оркестровую музыку, дети исполняют любые танцевальные движения,  музыкальный руководитель декламирует:

В оркестре волнуются – раз!

В оркестре волнуются – два!

В оркестре волнуются – три !

Любой инструмент на месте замри!

Дети замирают в позе музыканта, играющего на том или ином музыкальном инструменте.

18. «ПРОГОНИМ ЗИМУ» (4-7 лет)

ЦЕЛЬ:  побуждать детей сочинительству ритмических рисунков  на детских музыкальных инструментах; формировать умение импровизировать; развивать чувство ритма.

МАТЕРИАЛ: любые ударные  детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки.

ХОД ИГРЫ

   «На Камчатке Зима долгая.  Любит Зима наш край, засыпает глубоким белым снегом, засылает пурги даже в весенние месяцы. И если не прогнать ее , то снег будет лежать до самого лета».  

   Дети по очереди выходят и сочиняют на выбранном  детском музыкальном инструменте или музыкальной игрушке свои ритмические рисунки, «прогоняют Зиму». В конце игры все вместе играю самые интересные ритмы.

19. «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНКА» (3-4 года)

ЦЕЛЬ:  развивать интерес к музыкально-игровому творчеству, музицированию.

МАТЕРИАЛ: наборы детских музыкальных инструментов на каждого играющего ребенка.

Набор: колокольчик, тамбурин, погремушка, дудка.

ХОД ИГРЫ

   По краю поляны (по кругу) расположены детские музыкальные инструменты, правильно сгруппированные.    

  1. На полянку вышел Миша

Тамбурины он услышал.

                     ( на слова дети ходят по кругу, изображая медведя)

Проигрыш – игра на тамбуринах.                                                                                                

  1. Птички мимо пролетали,

Колокольчик увидали.

                    (дети бегают, изображая полет птиц)

Проигрыш – игра на колокольчиках.

  1. Тут и зайка прискакал,

Погремушки в лапки брал.

                    (дети на слова прыгают, изображают зайцев)

Проигрыш – игра на погремушках

  1. Захотел повыть и волк,

Видно в дудках знает толк.

                    (дети изображают волка)

Проигрыш – игра на дудочках.

Музыка любой народной мелодии в оркестровом исполнении. Текст, в выразительном исполнении взрослого накладывается на музыку.

20. «ПЕТУШОК И ГОРОШИНЫ» (3-4 года)

ЦЕЛЬ:  вызвать положительные эмоции; проявит интерес к совместным игровым действиям, формировать активное сотрудничество; осваивать пространство музыкального зала.

МАТЕРИАЛ:  игрушка  Петушок или шапочка Петушка.  «Горох»  - пластмассовые  небольшие мячи зеленого цвета.

ХОД ИГРЫ

    Игра для малышей. Особенно положительно влияет на детей во время адаптации. Музыкальный руководитель с объемной игрушкой или в шапочке Петушка с корзиной  или с сеточкой, наполненной «горохом» (мячами), выразительно исполняет песню «Горошина», муз. В. Карасевой, артистично исполняя роль Петушка, стимулируя детей к подражанию. На слова «а горошины упали, покатились и пропали…» корзина опустошается, «горошины» раскатываются по всему залу. Допевается песня, дети собирают мячи. Игра повторяется.

21. «ФРАЗА» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  обогатить музыкально-слуховой опыт, закрепляя представление о музыкальной фразе; развивать умение действовать в коллективе; вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку.

МАТЕРИАЛ:  знакомое детям музыкальное произведение; мягкие игрушки.

ХОД ИГРЫ

   Дети предварительно должны знать что такое  «музыкальная фраза» и различать ее . Играющие сидят по кругу на стульчиках , у некоторых  в руках мягкая игрушка. На начало фразы  игрушка передается соседу справа, который или прижимает ее, или любуется, или ласкает. На начало следующей фразы действия продолжаются у следующего ребенка справа и т. д. Если в игре участвует вся группа, то количество передаваемых игрушек может возрасти.

22. «ВОЛК И КОЗЛЯТА» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  вызвать живой интерес; развивать у детей эмоциональную сферу, выразительность игровых образных движений, умение образного перевоплощения.

МАТЕРИАЛ:  атрибуты костюмов волка и козлят, возможен вариант без атрибутов.

ХОД ИГРЫ

    Пространство зала – это дом козлят, козлята  располагаются в нем врассыпную. Волк находится у «двери»( заранее договориться   в каком краю зала находится «дверь»).

ВОЛК (поет):

Я из леса пришел,

Дом козляток нашел.

У дверей я стою,

Очень есть я хочу!

Всех поймаю, проглочу!

КОЗЛЯТА (поют, выполняя чередование перетопов с хлопками, «пробуют силу копыт своих»):

Мы хоть еще маленькие,
Но растем удаленькими!

Не боимся тебя, Волк,

Знаем в хищниках мы толк!

Козлята убегают от Волка, Волк догоняет.

23. «СТУПЕНЬКИ»  (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  воспитывать потребность в музицировании;  развивать чувство ритма; побуждать находить индивидуальное решение.

МАТЕРИАЛ:

   Карты  небольшого формата с цифрами от 1 до 8. Ксилофон или металлофон с цифровым обозначением ступеней первой октавы. Иллюстрации   попевок, потешек.

ХОД ИГРЫ:

   Ребенок выбирает иллюстрацию попевки или потешки и карточку с цифрой. Находит у себя на инструменте такую же цифру на ступени, кладет рядом с ней карточку. Попевка или потешка должна быть знакома  ребенку, он проигрывает ее на выбранной ступени.

24. «ВЕСЕЛАЯ ГАММА ДО МАЖОР» (6-7 лет)

ЦЕЛЬ:  развивать познавательные процессы, эмоциональную сферу; формировать умение действовать в коллективе и самостоятельно составлять план действий.

МАТЕРИАЛ:  карточки с нарисованными нотами звукоряда  от До первой октавы до До второй октавы; по две карточки на каждую ноту До мажора.

ХОД ИГРЫ

   В игре участвуют 16 человек детей подготовительной группы  с участием  взрослых (эту игру можно использовать на праздниках или развлечениях). В основном все дети этого возраста умеют читать  слоги , не умеющим помогают умеющие.  На музыку мажорного характера играющие двигаются врассыпную легким бегом, с окончанием музыки  выстраиваются шеренгами в два звукоряда, чтобы получилось две гаммы До мажор. Победит та команда, которая построится быстрее. Заранее делить детей на команды не обязательно.

  Примечание: предварительно дети должны знать название нот и их построение. Для индивидуальной работы число участников - семь, восемь и карты только на одну гамму.

25. «МАЖОРИКИ И МИНОРИКИ» (4-7 лет)

ЦЕЛЬ: развивать способность определять ладовые созвучия; проявлять инициативу и самостоятельность.

МАТЕРИАЛ:   карточки с нарисованным грустным и веселым лицом ( по две на каждого играющего).

ХОД ИГРЫ

   Музыкальный руководитель рассказывает, что веселый Мажорик и грустный Минорик спрятали свои звуки в фортепиано. Надо внимательно слушать звуки и определять, чьи они  Мажорика или Минорика. Музыкальный руководитель чередует в гармоничной последовательности мажорные и минорные аккорды в, выбранной им, главной тональности и в побочных ей  тональностях. Дети узнают, показывают соответствующую карточку и называют: «Мажорик» («Минорик»).

26. «ПОЙМАЙ ЗВУК» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ: развивать способность самостоятельно применять в игре усвоенные знания, придерживаясь намеченного замысла.

МАТЕРИАЛ: игрушечные печати, краска, рисунки домов ( в три этажа), деревьев, гор,  лесенок – все в отдельных рисунках.

ХОД ИГРЫ

   Играющие дети выбирают себе любую печать, любой рисунок, любую краску. Музыкальный руководитель сообщает, что через минуту звуки пустятся гулять. Задача играющего «поймать звук». Услышав высокий звук, ребенок делает печать высоко на дереве ( горе, лесенке, доме ).   Низкий звук дети печатают внизу рисунков, средний – в середине. Темп игры соответствует возрасту и возможностям играющих .

27. «СОБЕРИ ПО ЗВУКАМ» (6-7 лет)

ЦЕЛЬ: активизировать слуховое внимание; выявить способность ребенка  различать один звук от интервала или от трезвучия.

МАТЕРИАЛ:  мелкие игрушки  либо пуговицы , пластмассовые небольшие стаканчики , по три на каждого играющего. На каждом стаканчике нарисован домик.

ХОД ИГРЫ

  Задача играющего ребенка поместить в свои три домика столько предметов, сколько звучит звуков в исполнении музыкального руководителя. Звучат последовательности звуков в пределах первой октавы . Например, на любой интервал (два звука одновременно) – кладется два предмета в домик, на мажорное или минорное трезвучие, или  любые их обращения  ребенок кладет в следующий стакан – домик три предмета. При звучании одного звука в третий домик помещается один предмет.  Проверяется правильность ответов, все высыпается, игра начинается сначала, только звуки следуют в другой последовательности по усмотрению музыкального руководителя.

Вариант: вместо стаканчиков можно использовать  кольца  с диаметром не менее 10 см. или вырезанные из картона силуэты домиков с полой серединой.

28. «Я – ПИАНИСТ» (6-7 лет)

ЦЕЛЬ:  знакомить детей с фортепиано ближе; дать возможность реализовать мечту каждого ребенка – поиграть на пианино, находящемся  в музыкальном зале; выявить музыкальные способности, развивать умение находить заданный звук.

ХОД ИГРЫ

    На фортепиано ограничиваем вместе с ребенком яркими полосками первую октаву – это место спрятанных звуков. Играющий ребенок, отвернувшись, слушает заданный музыкальным руководителем звук, который должен звучать  длительностью в половинную ноту. Хорошо, если ребенок  про себя или вслух пропоет ее. Потом, повернувшись к инструменту,  сделает попытку найти  заданный звук, нажимая на ту или иную клавишу. Если не получилось найти с первой попытки  «спрятанный звук», игра повторяется с той же нотой. Если первая попытка принесла успех, нота берется другая.

29. «ПОЕЗД» (3-4 года)

ЦЕЛЬ: формировать положительные эмоции, чувство партнерства; развивать творческие способности в образных движениях, самостоятельность, реакцию.

ХОД ИГРЫ

   Дети строятся  паровозиком, звучит гудок  в исполнении музыкального руководителя или  используется фонограмма, «отправляемся в путь», дети двигаются друг за другом под  любую веселую музыку  или под  пение  знакомой песни о поезде  быстрым топающим шагом.

 Гудок – остановка 1я. «Мимо зайка  скакал» (дети врассыпную изображают зайку).

Гудок –  «быстро садимся в поезд» (построение друг за другом ), двигаемся.

Гудок –  остановка 2я. «Здесь медведь нас поджидал» , показываем медведя в движениях врассыпную.

Гудок – быстрая посадка в поезд, движение поезда.

Гудок – остановка 3я. «Лиса хвасталась хвостом», дети изображают лисицу.

Гудок – посадка и очередная поездка в поезде.

Гудок – остановки 4,5,6 и т.д.  «восхищались,  зимним (летним, осенним, весенним) лесом»,  « играли в снежки», «собирали цветы( ягоды)», катались на лыжах» и так далее. Любые творческие задания могут дети придумать сами.

30. «ДУХОВОЙ, НАРОДНЫЙ, СИМФОНИЧЕСКИЙ» (6-7 лет)

ЦЕЛЬ:  совершенствовать тембровое восприятие; расширять знания о музыкальных инструментах; формировать слуховое внимание; воспитывать мышление.

  МАТЕРИАЛ: наборы открыток музыкальных инструментов, фрагменты фонограмм пьес  в аудиозаписи в исполнении народного, симфонического, духового оркестров; юла.

ХОД ИГРЫ

   1 ВАРИАНТ. Играют три ребенка, которые  по предложенным трем  фрагментам разных пьес, узнают звучание того или иного оркестра. Предварительно договариваются о том,  дирижером какого оркестра  они будут. Задача – кто быстрее соберет инструменты, изображенные на открытках, себе в оркестр. Опять звучат фрагменты  знакомых пьес, дирижеры дирижируют. Первый  дирижирует тот, кто первый собрал свой оркестр. Потом дирижирует второй, потом третий.

2 ВАРИАНТ.  По кругу  расположены иллюстрации различных инструментов, в центре  - юла со стрелкой.  Ребенок раскручивает юлу, после ее остановки ребенок определяет инструмент, и к какому оркестру он относится. Наступает очередь крутить юлу другого ребенка.

3 ВАРИАНТ.  Играют три команды детей. В центре зала разложены  в хаотичном порядке открытки с инструментами. Дети  договариваются , в какой оркестр какая команда будет собирать инструменты. Игра на скорость. Звучит сигнал, все дети начинают  играть одновременно по сигналу.  В конце проверяется правильность выполненного задания. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.

31.«ТРИО, ДУЭТ, КВИНТА И КВАРТЕТ» (6-7 лет)

ЦЕЛЬ:  развивать творческие способности, умение импровизировать танцевальные движения; развивать  внимание, мышление, умение действовать в коллективе;  формировать быстроту двигательной реакции.

ХОД ИГРЫ

   Подвижная игра   требует предварительной подготовки . Прежде чем начать игру, дети должны знать , что такое дуэт, трио, квартет и квинтет. Под музыку, по выбору музыкального руководителя, дети, импровизируя, танцуют. Звучит команда: «квартет!» (дуэт, трио, квинтет). Дети строятся в кружки по четыре (два, три, пять) человека.

32. «ИГРА В ЖУРНАЛИСТА» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:  определять детское предпочтение, музыкальный интерес.

МАТЕРИАЛ:  микрофон, фотоаппарат.

ХОД ИГРЫ

   На начальных стадиях игры роль журналиста может взять на себя взрослый. Вооружившись микрофоном, фотоаппаратом он берет интервью у любого ребенка в любое время  свободной игровой деятельности.  Микрофон (диктофон), фотоаппарат могут быть как настоящими, так и игрушечными. Рекомендуемые вопросы :

«Какая музыка (песня, танец, пьеса) тебе нравится?»

«Какая музыка тебе больше нравится веселая или печальная (громкая или тихая; быстрая, стремительная или медленная , задушевная и так далее)?»

«Есть ли у тебя любимые песни?»

«С кем больше тебе нравится петь (танцевать)?»

«На каком музыкальном инструменте тебе хотелось бы научиться играть?»

«Поешь ли ты с мамой (папой) песни?

«Кто такой композитор?»

И т.д.

33. «ОПЫТЫ С ВОДЯНОЙ ФЛЕЙТОЙ» (3-7 лет)

ЦЕЛЬ:   поддерживать интерес к творческому процессу; воспитывать  логическое мышление, длительное внимание;  активизировать слуховое внимание; развивать музыкальный слух.

МАТЕРИАЛ:   вода,  набор игрушечных водяных флейт или стеклянных бутылок, молоточки от ксилофона.

ХОД ИГРЫ

   Музыкальный руководитель проводит с ребенком  опыты с водой с водяными флейтами или с пустыми стеклянными бутылками. Наливается  разное  количество воды, в каждую флейту (бутылку).  Молоточком пробуют звук, составляют песенку. Ищут новые варианты. Музыкальный руководитель дает возможность ребенку действовать самостоятельно,  поощряет результат.

34. «ПОВТОРИ МОТИВ» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:   развивать слуховое внимание, умение сравнивать и сопоставлять.

МАТЕРИАЛ: два металлофона.

ХОД ИГРЫ

   Ребенок повторяет мотив, который музыкальный руководитель проигрывает на таком же металлофоне за ширмой.  Мотив должен быть простым и коротким. Разрешается помощь в виде подсказки -  от какой ступени начался мотив.

35.«ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ»  (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:   понимать  эмоции, чувства , уметь  передавать их через выразительные движения, жесты, пантомимику; расширять сведения, относящие к социальной компетентности.

МАТЕРИАЛ:   плакат, на котором набор рисунков  пантомимики. Игровой кубик.  Музыкальный материал.

ХОД ИГРЫ

   Играющие дети по очереди бросают на плакат кубик.  На каком рисунке кубик остановился, ту пантомимику в движениях , жестах ребенок должен изобразить и пояснить. Обогатить игру можно применением  фрагментов фонограммы или фрагментов, исполненных «вживую» музыкальным руководителем  на своем инструменте на каждый мимический или пантомимический этюд ребенка.

   Рекомендуемый музыкальный репертуар:

-  «Резвушка» муз.  Д. Кабалевского;

- «Плакса» муз.  Д. Кабалевского;

- «Упрямый братишка» муз.  Д. Кабалевского;

- «Клоны» муз. Д. Кабалевского;

- «Злюка» муз.  Д. Кабалевского;

- «Грустный дождик» муз. Д. Кабалевского

 - «Смелый наездник» муз.  Р. Шумана;

- «Чунга –Чанга»  муз. В. Шаинского;

- «Улыбка» муз. В. Шаинского;

- «Маме улыбаемся» муз.  В. Агафонникова;

- «Тревожная минутка» муз. Р. Шумана;

- «Дед Мороз» муз. Р. Шумана

- «Материнские ласки» муз.  А. Гречанинова;

- «Котик заболел» муз. А. Гречанинова;

- «Котик выздоровел» А. Гречанинова;

- «Спи, моя радость, усни» муз. В.-А. Моцарта;

- «Болезнь куклы» муз. П. Чайковского;

- «Новая кукла» муз. П. Чайковского;

- «Вальс-шутка» муз.  Д. Шостаковича;

 и другие программные произведения по выбору музыкального руководителя.

36. «РИТМИЧЕСКИЕ БУСЫ» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:   формировать умение находить творческие подходы в придумывании ритмических рисунков; развивать память.

МАТЕРИАЛ:  атрибуты костюмов героини (корона, зеркальце, заколка и т.д.); детские музыкальные инструменты; аудиозапись по выбору музыкального руководителя.

ХОД ИГРЫ

   В игре участвует подгруппа детей. Роль героини исполняет взрослый, который  наряжается перед зеркалом, восхищается собой и замечает, что для  полноты наряда не хватает бус. Но так как характер у Принцессы (Королевы) капризный, бусы она себе хочет не простые, а ритмические и длинные.  Каждый ребенок по очереди придумывает свой ритмический рисунок в хлопках или   в игре на  треугольниках, металлофонах и пр. и запоминает его. Заранее договориться о характере звукоизвлечения.  При повторном исполнении (без пауз)  дети повторяют  «цепочкой» свои ритмические рисунки, под знакомую пьесу в аудиозаписи.  Принцесса «примеряет» воображаемые бусы, хвалит юных мастеров.

   При случае, если ребенок забыл свой ритмический рисунок, взрослый помогает вспомнить,  поощряет,  если  даже рисунок ребенок решил  изменить.

37. «ДРУЗЬЯ» (6-7 лет)

ЦЕЛЬ:   вызвать  интерес к  музыкальным инструментам, выявить  полученные  знания и умения.

МАТЕРИАЛ:   скрипка, балалайка или любой другой народный инструмент,  любой духовой инструмент ; несколько наборов открыток с иллюстрациями  музыкальных инструментов.

ХОД ИГРЫ

   В игру участвуют три ребенка. У одного скрипка, у другого балалайка, у третьего  флейта. На столике (кубе, ковре и т.д.) расположены врассыпную открытки  с изображением музыкальных инструментов. Звучит любая голосовая команда. Дети выбирают :

скрипка – друзей в симфонический оркестр;

балалайка – друзей в оркестр народных инструментов;

флейта – друзей в духовой оркестр.

   Кто быстрее наберет друзей в свой оркестр.

38. «ПАРОВОЗИК» (4-7 лет)

ЦЕЛЬ:   развивать чувство звуковысотности.

МАТЕРИАЛ:   карточки с нарисованными рельсами железной дороги,   плоские или мелкие игрушки паровозиков.

ХОД ИГРЫ

   Каждый играющий берет себе по три карточки. На одной карточке -направление рельсов вверх, на другой – вниз, на третьей –  прямо. В руках каждого ребенка игрушечные паровозики. Музыкальный руководитель иллюстрирует  голосом или на инструменте короткий мотив с движущей мелодией  вверх  или вниз, или мотив, строящийся на одной ноте. Дети слушают , выбирают  соответствующую мотиву карточку и играет, двигая свой паровозик по рельсам  вверх (вниз, прямо).

38. «ОГУРЕЧИК» (4-7 лет)

ЦЕЛЬ:  развивать чувство звуковысотности; вызвать радостные эмоции от игровых действий.

МАТЕРИАЛ:  мышка (игрушка), огурчики (муляжи)

ХОД ИГРЫ

   Участвует любое количество детей.  В руках  детей по огурчику, у  музыкального руководителя – вначале огурчик, потом мышка.  Музыкальный руководитель рассказывает сказку про огуречика, который решил попутешествовать, потом  вместе с детьми поют песенку: «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик, там мышка живет, тебе хвостик отгрызет» на мотив любой народной песни. Появляется мышка и  звучит  звукоряд, который музыкальный руководитель играет вверх или вниз.  Огурчик в руках детей «бегает» соответственно мелодии, вверх или вниз, или ровно,  мышка догоняет.

   Игру можно применить на интегрированном занятии,  вылепив  с детьми огурчики и мышку из пластилина.

40. «СОЛНЦЕ, ВЕТЕР И ТУЧИ» (5-7 лет)

ЦЕЛЬ:    вызвать радостные чувства от участия в игре; способствовать реализации творческих проявлений; формировать умение передавать эмоции игровых персонажей; развивать способность ориентироваться в пространстве, реагировать на быструю часть музыки.

МАТЕРИАЛ:   фонограмма ветра, элементы костюмов Солнца и Ветра.

ХОД ИГРЫ

   В игре может  участвовать вся группа. На вступление может быть включена фонограмма ветра в аудиозаписи. Дети, исполняющие роль туч, свободно размещаются по залу в двух (трех) кругах с различным количеством участников. Под пение двигаются хороводным шагом, продолжают вести хоровод под пение Солнца и Ветра. Солнце и Ветер располагаются в противоположных сторонах зала. На быструю часть музыки, после своих песен Ветер и Солнце разгоняют тучи.

ТУЧИ (грозно)

Мы тучи, тучи, тучи,

Сильны мы и могучи!

По небу мы гуляем

И Солнце закрываем!

ВЕТЕР (с призывом)

Солнце, Солнце, отзовись!

И сквозь тучи ты прорвись!

СОЛНЦЕ (с отчаянием)

Не могу сквозь них прорваться.

Помоги мне, милый братец!

Классификация  музыкальных игр «В узком кругу»

Игры на развитие чувства ритма

№ 9 – «Через ритм в хоровод»

№ 11 – «Темп»

№ 18 – «Прогоним Зиму»

№ 23 – «Ступеньки»

№ 36 – «Ритмические бусы»

Игра на развитие чувства темпа

№ 11 – «Темп»

Игры на формирование вокально-слуховых, музыкально –слуховых навыков

№ 12 – «Песня путешественника»

№ 28 – «Я – пианист»

№  33 – «Опыты с водяной флейтой»

Игры на умение воспринимать и различать жанр, структуру музыкального произведения

№ 3 – «Собери в одно целое»

№ 6 – «Музыкальные домики»

Игры для накопления музыкально-слухового опыта, развития чувства звуковысотности, внимания, обогащения слухового представления

№ 5 – «Путешествие нотки»

№ 13 – «Звездопад»

№ 21 – «Фраза»

№ 26- «Поймай звук»

№ 27 – «Собери по звукам»

№ 28 – «Я – пианист»

№ 33 – «Опыты с водяной флейтой»

№ 34 – «Повтори мотив»

№ 38 – «Паровозик»

№ 39 – «Огуречик»

Игра на динамику

№ 15 – «Динамика – сила»

Игры на развитие воображения, фантазии, творческих способностей

Игры на побуждение к творческому процессу

№ 1 – «Своими руками»

№ 2 – «Правильно я пою»

№ 4 – «Игра в фантики»

№ 7 – «Цыганочка»

№ 12 – «Песня путешественника»

№ 17 – «В оркестре волнуются»

№ 18 – «Прогоним Зиму»

№ 19 – «Музыкальная полянка»

№ 22 – «Волк и козлята»

№ 29 – «Поезд»

№ 31 – «Трио, дуэт, квинта и квартет»

№ 35 – «Чувства и эмоции»

№ 36 – «Ритмические бусы»

Индивидуальность в творчестве

№ 2 – «Правильно я пою»

№ 4 – «Игра в фантики»

№ 23  - «Ступеньки»

Игры на развитие познавательных процессов

№ 24 – «Веселая гамма До мажор»

№ 30 – «Духовой, народный, симфонический»

№ 32 – «Игра в журналиста»

№ 37 – «Друзья»

Игры на формирование умения музицировать

№ 7 – «Цыганочка»

№ 16 – «Бубен ищет себе друзей»

№ 19 – «Музыкальная полянка»

№ 23 – «Ступеньки»

№ 24– «Повтори мотив»

Игры на развитие творческих способностей в музыкально-ритмических движениях

№ 7 – «Цыганочка»

№ 10 – «Снежный ком»

№ 31 – «Трио, дуэт, квинта и квартет»

№ 35 – «Чувства и эмоции»

Игры на чувство лада

№ 8 – «Как клоуны играли с детьми»

№ 25 – «Мажорики и Минорики»

Игры на совершенствование тембрового восприятия

№ 30 – «Духовой, народный , симфонический»

Игры на формирование эмоциональной сферы, выразительность игрового образа

№ 22 – «Волк и козлята»

№ 24 – «Веселая гамма До мажор»

№ 29 – «Поезд»

№ 35 – «Чувства и эмоции»

№ 40 – «Солнце, Ветер и тучи»

Игры на формирование интереса к совместным игровым действиям, активность в сотрудничестве, самостоятельность

№ 20 – «Петушок и горошины»

№ 22 – «Волк и козлята»

№ 24 – «Веселая гамма До мажор»

№ 25 – «Мажорики и Минорики»

№ 26 – «Поймай  звук»

№ 29 – «Поезд»

№  34 – «Повтори мотив» 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………………………..1

Музыкальные игры для индивидуальной работы с детьми ………………………….3

Классификация игр………………………………………………………………………………………….30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Компьютерная игра для дошкольников 6-7 лет с применением кругов Дьенеша "Распредели круги по лугу"(в кругах)

Игра делается в презентации. Чаще  нужен  один слайд, а предметы появляются на экране путём щелчка компьютерной мыши.  Предметы сканируются и помещаются в презентацию, с использованием ...

Рекомендации родителям «Как отпраздновать масленицу в узком семейном кругу».

Рекомендации родителям «Как отпраздновать масленицу в узком семейном кругу»....

"Три занятия из проекта "В узком кругу"

Три музыкальных занятия с использованием игр из проекта "В узком кругу" - "Два клоуна", "Огуречик", "Весёлые путешественники"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе общеразвивающей направленности по элементарным математическим представлениям по теме «Закрепление понятий: широко-узко, высоко –низко, треугольник, квадрат, круг.»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиво второй младшей группе общеразвивающей направленностипо элементарным математическим представлениямпо теме «Закрепление понятий: широко-узко, вы...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Э...