«Организация работы педагога с семьей»
материал

Осипенко Ольга Вячеславовна

Основная цель в том, чтобы на основе нетрадиционных форм и методов работы с родителями организовать более гуманное демократическое воспитание и обучение детей в семье, при котором педагоги и родители, руководствуясь принципами единого  подхода в воспитании и обучения  детей, постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные, передовые приемы воздействия на детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

по теме:

«Организация работы педагога с семьей»

Воспитатель МБДОУ №111 «Лучик»

Осипенко Ольга Вячеславовна

 

Теоретическая база опыта:

Опыт формировался на основе изучения трудов Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», В.А. Сухомлинский «Родительская педагогика», И.А. Аграшенкова «Психология на каждый день»,  Г. Бернлер,  Л. Юнссон «Теория социально-психологической работы», Белая К.Ю. «Методическая работа в дошкольном учреждении», Закон Российской федерации  «Об образовании», Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях, Т.И. Ерофеева «Современные образовательные программы для дошкольных учреждений»

Актуальность и перспективность опыта:

  1. Недостаточное взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями.
  2. Недостаток педагогической культуры родителей.
  3. Педагоги не всегда умеют поставить конкретные задачи и выработать соответствующие им содержание и методы.
  4. Содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцировано, при выборе методов педагоги не учитывают возможности и условия жизни конкретных семей.
  5. Не использование всего арсенала форм и методов работы с родителями в ДОУ.
  6. Недостаточно развиты коммуникативные умения у некоторых педагогов.

Сущность опыта:

Основная цель в том, чтобы на основе нетрадиционных форм и методов работы с родителями организовать более гуманное демократическое воспитание и обучение детей в семье, при котором педагоги и родители, руководствуясь принципами единого  подхода в воспитании и обучения  детей, постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные, передовые приемы воздействия на детей.

Задачи работы с родителями

•  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.

•  Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

•  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

•  Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Принципы совместной деятельности семьи и ДОУ

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:

1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

3) помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.

Область применения:   Дошкольные учреждения и родители

Система работы:

План:

  1. Введение
  2. Дифференцированный подход к работе с родителями.
  3. Формы работы с родителями.
  4. Традиционные формы работы.
  5. Не традиционные формы работы.
  6. Вместе к общей цели.
  7. Заключение

Список литературы.

Приложения.

1.Введение.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для педагогов, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

1.Изучение семей детей

2.Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения

3.Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

4.Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

2. Дифференцированный подход к работе с родителями.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

*взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

*соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

*учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

*сочетания индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

*взаимосвязь разных форм работы с родителями;

*одновременное влияние на родителей и детей;

*обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает мне  найти нужный контакт,  обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Изучение семьи воспитанника позволяет мне  ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

3. Формы работы с родителями.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

1.коллективные (совместные мероприятия педагогов и родителей)

(родительские собрания, конференции, консультации, вечера для родителей, кружки для родителей, школа для родителей, клубы по интересам, совместные  мероприятии педагогов, родителей и детей, Дни открытых дверей,  кружки, КВН- викторины, совместное творчество, праздники, родительские  собрания, выпуск Газеты, концерты, соревнования)

2. Индивидуальные (беседы, посещения на дому, выполнение индивидуальных поручений)

3. Наглядно-информационные : информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ), информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

4. Анкетирование.

При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.

Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.

5. Посещение на дому.

Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.

Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:

микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу

семейный уклад (есть ли традиции, какие)

организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.

6.Работа с трудными семьями.

 Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень  разные. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в таких семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)

Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Я считаю,  что с такими родителями  наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; необходимо  привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.

Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

В своей работе с родителями я  использовала  нетрадиционные формы.

1.Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.

2.Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:  дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.

В настоящее время у нас в ДОУ  проводятся родительские конференции, организуется работа Попечительских советов.

Анкетирование

С первого дня знакомства с родителями  я  напоминала: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей с воспитателями. Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкеты, которую заполняют родители.

В анкету были включены следующие вопросы:

1. Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?

2. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?

3. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?

4. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?

5.Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок?

6. Какие обязанности по дому выполняет Ваш ребенок?

7. Как он выполняет свои обязанности по дому?

8. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?

9. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?

Проанализировав эти анкеты, я  узнала о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием.

Следующая анкета для родителей позволила мне сделать вывод о коммуникабельности ребенка, о его чертах характера, умении общаться. Многое о взаимоотношениях в семье, я узнала  из рисунков детей.

На  семейном  досуге рассматривались  рисунки детей на тему "Вечер в моей семье". Все рисунки похожи: мама на кухне, папа на диване, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками.

Рисунок - показатель взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок. Вот почему в благополучных, казалось бы, семьях вырастают трудные дети. Они ищут общения на стороне, порой попадая в дурную компанию.

Рисунки детей заставили родителей посмотреть на своего ребенка другим взглядом. Ответ был один: мало общаемся с детьми.

На вопрос: "Что вам не разрешают делать родители?" ответы детей сводились в основном к следующему: нельзя зажигать газ, открывать незнакомым людям дверь, разжигать костер и т.д. Некоторые дети говорили так: "Я не знаю, что мне нельзя, мне все можно".

Вот с такой установкой - можно все! - дети обычно приходят в детский сад: можно кричать, бегать, перебивать учителя, плохо вести себя во время обеда и т.д. Принцип воспитания многих родите лей: делай что хочешь, только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребенка, они должны предъявлять к нему не обходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя.

Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со взрослыми и сверстниками, совместно с родителями я  составила ряд правил. Вот они:

- Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться.

- Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию.

- Покажи ребенку хороший пример.

Совместно с родителями я решили создать клуб "Счастливая семья".  Его работу строим под девизом "Моя семья - моя радость". Наша общая цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям.

Первое заседание клуба посвящено оно было знакомству с семьями детей. Каждая семья выпустила стенгазету под заголовком "Вот мы какие!",  где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе были описаны семейные увлечения. Очень интересной получилась выставка семейных альбомов. Заседание клуба превратилось в чудесный праздник, в котором приняла участие каждая семья. Показа ли свои таланты и дети, и родители, и бабушки. Второе заседание клуба  посвящено оно было традициям русской народной культуры. Дети вместе с родителями готовили русские народные костюмы, читали сказки, разучивали народные песни и игры, знакомились со старинными традициями и обрядами.

Интересно прошел праздник "Деревенские посиделки".  В исполнении бабушек звучали русские народные песни; мамы инсценировали народные сказки; дети разгадывали загадки, демонстрировали старинные вещи: ухваты, коромысла, ушаты, найденные у своих бабушек и прабабушек.

Немного позже мы провели марафон "Моя дружная семейка ". В стихах, песнях, игровой форме дети выразили свое отношение к бабушкам и дедушкам, родителям, братьям и сестрам.

Дети, высказали свое мнение, как они понимают, что такое "мир семьи". В итоге получилось, что "мир семьи" - это:

•  родной дом, уют, тепло;

•  взаимопонимание, любовь, уважение;

•  праздники, традиции.

Взрослые постарались объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить три важных правила:

•  уважай старших и люби их;

•  позаботься о младших;

•  помни, что ты в семье помощник.

А на вопросы, какие качества надо воспитывать в себе, с каким настроением надо выполнять домашние обязанности, как должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы, отвечали не только дети, но и родители. Народная мудрость гласит: "Без корня и полынь не растет", поэтому у нас началась практическая работа по сбору материалов о родословной семьи.

Совместно с родителями я организовала: Викторину «Генеологическое древо семьи»

С помощью изготовленных родителями альбомов, стенгазет, плакатов   дети знакомились с происхождением  своих имен и фамилий, в словарях и справочниках искали материалы. Выполняя задания, родители с детьми  писали о себе, своих родителях, братьях и сестрах, о своих любимых бабушках и дедушках.

Узнав много интересного о своих родственниках, выяснив их звания и титулы, дети вместе с родителями начали рисовать генеалогическое древо - древо жизни каждой семьи.

Составив свою родословную, нарисовав генеалогическое древо, научились сочинять свои фамильные гербы и девизы. На поле щита рисовали то, что больше всего подходит к их семье: кто-то изобразил свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение.

Все владельцы герба должны иметь фамильные девизы. Найти подходящий девиз помогли пословицы: "Век живи - век учись", "Терпенье и труд все перетрут", "Под лежачий камень вода не течет" и др.

Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками.

Вся эта работа помогла детям понять: чтобы бережно относиться к близким людям, надо во всем помогать и делать добрые дела.

Для начала необходимо было оформить специальное приложение в альбоме, которое называется "Календарь дней рождения и семейных праздников", и, самое главное, регулярно заглядывать в этот календарь, не забывая вовремя поздравить своих близких.

Итогом этой кропотливой, но в тоже время интересной работы стал семейный праздник "Тепло родного очага",  который прошел под девизом:

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О. Фокина

Праздник прошел на большом эмоциональном подъеме. Каждый момент этого праздника воспитывал не только детей, но и взрослых, заставляя вспомнить прошлое, пересмотреть настоящее, задуматься о будущем. На празднике дети рассказали о своих далеких предках, которые были замечательными землепашцами, кузнецами, ткачами, пекли изумительный хлеб. А сколько интересного узнали дети о своих фамилиях, именах, которые пришли к нам из далекой старины. Много интересных реликвий было представлено на выставке: старинные вазы, рушники, подсвечники, старинные деньги. Детям удивительно было не только увидеть, но и услышать звучание патефона, который показался детям чем-то сказочным, нереальным. Оказалось, что в некоторых семьях есть свои символы счастья, которые приносят удачу. В одной семье - это шляпа рыболова, которая всегда приносит владельцу большой улов.

Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.

День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Групповая газета

Интересной формой сотрудничества может стать выпуск Газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.

Сначала я разработала перечень постоянных рубрик: «Поговорим серьезно», «Уроки здоровья», «Правильно говорим», «Играем и  учимся», «Учимся дружить», «Праздники и игры дома», «Игры на кухне».

Родительские собрания  - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.

 Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время я пришла к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники. Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже учителю, который обычно близок к родителю, трудно противостоять этому. Да и нужно ли? Стоит ли ломать  эту традицию? А не лучше ли возвести ее в своеобразный принцип: пусть семья воспитывает детей, как хочет. Но она непременно должна хотеть и уметь воспитывать. А чтобы помочь родителям выбрать правильный путь,  я провела цикл бесед за круглым столом.  Родители могли свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, делились опытом семейного воспитания. Так, рассуждая о взаимоотношениях матери и ребенка, мы пришли к выводу, что материнская любовь многолика. Главное - любить ребенка по-настоящему. Это значит, ради него преодолевать самого себя, подавлять свои плохие привычки и пристрастия, ограничивать демонстрацию своего "я". И это, оказывается, гораздо труднее, чем удовлетворить насущные потребности ребенка. Далеко не каждая мать способна на такие самоограничения и самопожертвования. Одним из главных показателей материнской любви является понимание своего ребенка. Только постигая его сущность, мать в состоянии ответить на его чувства, простить, поощрить, помочь преодолеть сомнения и приобрести уверенность в себе. Понимание со стороны матери вызывает детей на откровенность. Поняв ребенка, можно уберечь его от негативных влияний. "Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь" - эти слова из "Маленького принца" Сент-Экзюпери, на мой взгляд, выражают сущность материнской любви.

Готовясь к родительскому собранию на тему: "Воспитание культуры поведения старших дошкольников", я ставила перед собой цель: помочь родителям увидеть недостатки в процессе воспитания детей и найти пути их устранения.

А. С. Макаренко писал: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

Воспитание именно в семье - это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более.

Личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребенок вид ежедневно в семье, то он обязательно пере несет во взрослую жизнь.

Тренинговые игровые упражнения и задания.

 Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка  помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Я предлагаю: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей  в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т.д.).

Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.

Проблемные задачи.

Решение проблемных задач семейного воспитания  побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с  плачущим ребенком, и др.

«Мозговой штурм»- метод коллективной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга.

Тематические папки.

В папке-передвижке помещаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др. Мною были изготовлены папки по следующим темам: «Секрет природы - это так интересно» (фотовыставка поделок изготовленных детьми совместно с родителями), «Левши: откуда они взялись и какие они?», «Как нельзя говорить с ребенком», «Детское вранье», «Мамины странички», «Цвет зеркало души» и др.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве  и взаимодействии  при условии открытости детского сада внутрь  (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу  (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей -  установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом. Эффективны общественные мероприятия для родителей: посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Вместе к общей цели.

Задача модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания — развитие диалогических отношений «педагог - семья». Фиксация на «воспитании» у родителей уважения к труду педагога сводит к нулю дифференцированную психолого-педагогическую поддержку родителей с учетом специфики семейного воспитания. Серьезной преградой в развитии отношений диалога выступает рационализм общения. Он проявляется в чрезмерном обращении воспитателя к чувству родительского долга, его рассудку в ущерб прямым обращениям к чувствам и переживаниям матери или отца. Этот стиль общения «оживает» всякий раз, когда педагог погружается в роли «информатора», «учителя», «наставника», «критика» и т.п. Те педагоги, которые предпочитают оставаться в границах жесткой роли, «привыкают» ощущать себя несвободными и не дают свободы другому, беря на себя функции контролировать, направлять, ограничивать, оценивать, навязывать.

Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Чрезвычайно важно, чтобы содержание общения с родителями дошкольников отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка. В противном случае такая ситуация создает преграду к тому, чтобы рекомендации специалистов были услышаны и приняты семьей.

Я считаю, что в организации работы по повышению педагогической компетентности родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения (решение и ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.). Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка. Анализ современной практики показывает, что новизна использования активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком с целью рефлексии и обогащения этого взаимодействия.  Опыт моей работы показывает, что в противовес сугубо вербальной информации, более эффективным компонентом ее становится практическое действие с игровым заданием или игрушкой, игровым образом, рисунком, движением и пр.

Результативность.

Работа с родителями показала, что использование дифференцированного подхода и нетрадиционных форм и методов достаточно эффективна.

 В результате,  повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье; постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми;  происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями;  создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами, обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости.

Опыт работы с родителями  показал, что в результате позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Родители изъявили желание принимать участие вместе с детьми в кружках: "Оригами", "Лепка из соленого теста", "Вязание крючком", "Юный техник", "Умелые руки", "Юный спортсмен"

Заключение

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.

В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические  методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.

В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как «круглые столы», аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, «Вечера вопросов и ответов».

 Перед каждой встречей организуются просмотры занятий. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

На мой взгляд, необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе.

Литература

 Агавелян  М Г.,  Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»

Степанова Е.Н. «Калейдоскоп родительских собраний» (выпуск 1)

КозловаА.В.,  Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»

 Зверева О.Л,  Кротова Т.В.«Общение педагога с родителями в ДОУ»

 Микляева Н.В.,  Мишина Т.С. «Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения»

Мартынов С.М. «Здоровье ребенка в ваших руках»

Барложецкая Н.Ф. «Советы опытной няни»

Приложение№1

Перспективный план работы с родителями (старшая группа)

«Особенности физического и психического развития детей 6-го года жизни»-родительское собрание в форме круглого стола.

-Выставка поделок  « Что нам лето подарило»(использование природного материала)- анкетирование « Выбор пути»(к родительскому собранию стр.31)

Консультации «Какие игры можно провести с детьми на внимание?»

Выставка фотографии ко Дню матери « Я и моя мама, бабушка».

«Воспитание сознательной дисциплины»- родительское собрание (стр.49)

-Конкурс елочных украшений.

-анкетирование «Ваш выбор в поощрении и наказании» (стр.49)

Консультация « Пять языков любви» пути избегания и регулирование поведения.

Родительская газета «Мой папа- солдат»

Анкетирование «Ваше отношение к природе»

СЕНТЯБРЬ

Октябрь

Ноябрь

                         Декабрь

Январь

                       

                       Февраль

                         Март

Родительское собрание « О воспитании любви к природе» ( стр.112)

Консультации «Методы и приемы в воспитании любви к природе».

- «Наши рецепты по воспитанию дисциплины» папка- передвижка.

Анкетирование «Как вы считаете , что наиболее важно в развитии детей 6-го года жизни для подготовки к школе».

Консультации « Что может знать ребенок 6-го года жизни»

Родительское собрание «Как помочь ребенку стать внимательным» (стр.31)

Использованная литература; «Калейдоскоп родительских собраний»

                        Апрель

        

        Май

Приложение№2

Перспективный план работы с родителями (подготовительная группа)

« Вот и стали на год мы взрослее»(знакомство с программой подготовительной  группы) Родительское  собрание.

«Удивительное  лето» Фотовыставка.

Индивидуальные консультации.

«Познавательное развитие  старшего дошкольника» Анкетирование.

«Физическая готовность».Буклет.

«Родной край .Любимые места».Тематическая выставка работ.

«Как познакомить ребенка с малой родиной».Тематическая папка.

«Правильная осанка». Консультация  физ. Руководителя.

Индивидуальные консультации.

«Здоровые родители - здоровые дети».Тематические  консультации.

«Значение прививок».Папка-пердвижка.

«Воспитание усидчивости у детей».Беседа.

Индивидуальные беседы.

« Особенности развития 6г.жизни и основы задачи

воспитания».  Родительское собрание.

Конкурс елочных игрушек.

Индивидуальные беседы.

«Словотворчество старших дошкольников».

Семинар – практикум.

«Ваш ребенок» Беседа.

«Игра - рисование»(Как освоить разные техники изображения) Папка-передвижка.

Индивидуальные   беседы.

«Кризис 7 лет» Признаки и тактика  поведения родителей. Консультация.

« Место музыки в жизни ребенка» Папка-передвижка.

«День защитника  Отечества» Досуг.

«Слагаемые готовности  к школьному обучению»

Собрание в форме круглого стола.

«Игра как  средство подготовки к школе. Консультации.

Индивидуальные беседы.

«8  марта»  Досуг.

«Сюжетосложение или как развить  творческое воображение». Консультация.

«О работоспособности детей 6-7 лет». Беседа.

«Формирование экологического сознания ребенка через общение с природой» Папка-передвижка.

«Нравственные нормы в жизни «подготовишки»

Семинар –практикум.

«Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка»

Папка-передвижка.

«Подготовка к школе» Беседа.

Индивидуальные беседы.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Приложение№3

"Деловая игра"

Пропаганда здорового образа жизни «Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям»

 Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

Ход игры.

1 часть.Теоретическая.

Вопросы для первой группы:

Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

Перечислите формы работы с родителями.

Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для второй группы:

Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?

В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

(В его присутствии, без него, в присутствии всех членов семьи)

2 часть.

Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).

Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

Блоки.

Задачи.

Формы

Педагогическое просвещение родителей        

Повышение педагогической грамотности родителей        Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация.

Включение родителей в деятельность ДОУ.        

Соревнования, кружки, выпуск Газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия

3 часть. Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.

Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.

Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

(Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

4 часть. Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

5 часть. Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Содержание текста на карточках.

Для первой группы.

Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.

Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.

С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.

Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.

Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

Для второй группы.

1. Трансляция родителям положительного образа ребёнка.

Цель: установление доверительных отношений с родителями

2. Трансляция родителям знаний, которые не6 могли быть получены ими в семье.

Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.

3. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка.

Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

4. Совместное исследование и формирование личности ребёнка.

Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами

6 часть. Подведение итогов.

"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.

Приложение№4

Конспект совместной деятельности «Зимующие птицы на кормушке»

(Совместная деятельность)

 Цель: Закрепление лексической темы: «Зимующие птицы»;

Закрепить умение вырезать из бумаги овальные формы;

  Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Материал: Ватные шары, береза (макет), кормушка, геометрические фигуры из цветной бумаги. Клей, ножницы, кисточки, салфетки, клеенки, розетки для клея, подносы.

Примерный ход совместной деятельности.

Воспитатель вместе с детьми подходит к березе, читает:  

«У нас под окошком береза стоит.

На ней, птичий домик, кормушка висит.

И к ней на обед, с холодных ветвей,

Слетается стайка пернатых гостей».

Беседа:

-А кто такие пернатые гости?

-Какие птицы могут прилететь к нам в кормушку?

-Чем мы их накормим?

Давайте посыплем корм в кормушку.

 Что – то я не вижу птиц на кормушке, где же они?

Предлагаю  вам сделать их  всем вместе.

- А из чего мы будем их делать?

- посмотрите, сколько здесь разнообразного материала, из которого можно сделать птиц.

Дети рассматривают заготовки и объясняют, для чего они нужны, что из них можно сделать.

Из чего будем делать туловище?

Из чего будем делать голову?

Что больше туловище или голова?

Посмотрите, из чего сделаем хвост?

А глаза? Сколько глаз у птицы?

Из чего будем делать крылья?

Сколько крыльев птицы?

Из чего сделаем лапы?

(изготовление птиц).

 Воспитатель подходит к кормушке, читает:

«Как дружно клюют воробьи и синицы,

Воробушкам тоже есть, чем поживать.

Когда на кормушку садиться вдруг галка,

То, быстро вспорхнув, улетает вся стайка.

Но только покинет домик она,

Как вновь мелких пташек кормушка полна.

Щебечут, чирикают между собой

.Наевшись, садятся на ветки гурьбой.

Зимой очень трудно найти им еду.

Нам надо помочь не попасть им в беду.

Поэтому птичкам поможем мы выжить,

Чтоб летом в лесу щебетанье их слышать».

Ребята наши птицы пообедали, а что нам делать с оставшимся кормом?(ответы детей)У нас  есть дерево на участке, куда можно повесить кормушку? Думаю птицы будут рады такой столовой.

Приложение №5

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

1.Как вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?

2.Как вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает ребенок:

-высоко

-низко

-удовлетворительно

- не задумывались

- затрудняюсь ответить?

3.Кому, по вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей:

-семье

-детскому саду

-семье и детскому саду?

4.С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:

-выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.)

-аппетит, сон ребенка в детском саду

-настроение и поведение ребенка в детском саду

-успехи ребенка на занятиях

-спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье

-поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье?

5. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель

-ребенок плохо вел себя в детском саду

-ребенок плохо (хорошо) ел, спал

-ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет) что-либо делать

-успехи ребенка на занятиях

-просьба оказать помощь детскому саду

-посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье

- спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка?

6.Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка

-часто

-не очень

-редко

7.По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалиста?

8.Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными

-посещение воспитателем ребенка на дому

-родительские собрания

-посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением

-совместные праздники и развлечения

-индивидуальные беседы и консультации со специалистами

-другие формы?

Спасибо! Успехов вам в воспитании Вашего малыша!

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Ф.И.О.

Осипенко Ольга Вячеславовна

Учреждение

ул.Магистральная, 32 к. 1 ,телефон 57-72-72,

E- mail- olyaosipenko.73@mail.ru, dou-111@mail.ru

Должность

Воспитатель

Стаж работы в должности

19 лет

1. Тема инновационного педагогического опыта

«Организация работы педагога с семьей»

2. Источник изменений

Напишите,  на основе чего появился и развивается Ваш опыт:

противоречия, новые условия работы, новые средства обучения, новые знания в области технологий и др.

Мой опыт появился в результате новых условий работы.

1.Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.

2.Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:  дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.

3.Родительские конференции, организуется работа Попечительских советов.

3. Идея изменений

Здесь следует написать, в чем сущность опыта: в использовании каких методов, способов, образовательных технологий, в организации УВП и т.д. (названное должно обязательно соответствовать теме опыта)

 Основная цель в том, чтобы на основе нетрадиционных форм и методов работы с родителями организовать воспитание и обучение детей в семье, при котором педагоги и родители, руководствуясь принципами единого  подхода в воспитании и обучения  детей, постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные, передовые приемы воздействия на детей.

4. Концепция изменений:

Актуальность

  1. Недостаточное взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями.
  2. Недостаток педагогической культуры родителей.
  3. Педагоги не всегда умеют поставить конкретные задачи и выработать соответствующие им содержание и методы.
  4. Содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцировано, при выборе методов педагоги не учитывают возможности и условия жизни конкретных семей.
  5. Не использование всего арсенала форм и методов работы с родителями в ДОУ.
  6. Недостаточно развиты коммуникативные умения у некоторых педагогов.

Новизна

Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

*взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

*соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

*учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

*сочетания индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

*взаимосвязь разных форм работы с родителями;

*одновременное влияние на родителей и детей;

*обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает мне  найти нужный контакт,  обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Изучение семьи воспитанника позволяет мне  ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как «круглые столы», аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, «Вечера вопросов и ответов».

Ожидания

Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

От работы я жду совершенствования форм работы с родителями, учитывание их социального положения, социального статуса, категорию семей, социальную ситуацию в обществе.

Затруднения в реализации

Педагоги  в ДОУ и родители испытывают затруднения:

Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Риски

Не все родители идут на контакт с педагогами в следствии нехватки времени, и неблагополучия в семьях (алкоголизм и т.д.)

5. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)

При подготовке к встрече с родителями главное внимание педагог обращает на содержательную сторону: написание доклада, консультаций, бесед, оформление выставок, газет, папок передвижек, информационных стендов.  Для этого необходима хорошая материальная база (канцелярские товары, фотографии, технические средства)

7. Публикации (если есть)

Газете «Анета» №8 12.06.2007 г. «Конкурс  авторских работ посвященных 450- летию Астрахани» номинация «Дело мастера боится»

Газете «Анета» №9 19.06.2007 г. «Конкурс  авторских работ посвященных 450- летию Астрахани» номинация «Ах, вернисаж»

6.Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания)

Качество  организации взаимодействия с родителями воспитанников:

7. Описание инновационного опыта учителя (размещается как приложение)

Алгоритм:

Что я делаю? (использую…технологию, метод и т.д. в соответствии с указанной темой)

Для чего Это делается? (Цель)

Как Это делается (технология)

Описание опыта может быть развёрнуто в приложении в текстовом варианте и наглядно показано в формате презентации, видеофильма и т.д.

Важно!

1.Соответствие теме и технологичнсть описания опыта – обязательны!

2.Описание опыта – это не автобиография.

Экспертное заключение

Основная ценность и адресность представленного опыта (не более 300 знаков)

Ф.И.О. эксперта

E-mail     Обязательно

Составляющие образования

(оставить необходимое)

Обучение

Дополнительное образование

Воспитание

Ключевые слова

Не более пяти ключевых слов и словосочетаний (возможен выбор из имеющегося в Инфотеке списка или добавлением собственных)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Консультация для педагогов «Организации работы педагогов по профилактике пожарной безопасности дошкольников»

Раскрываются принципы и методы воспитательной работы с детьми по профилактике пожаров...

Консультация для педагогов "Проектный метод в организации работы ДОУ и семьи"

Использование проектного метода позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей. Приобщить родителей к участию жизни детского сада. Повысить уровен...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Семья и детский сад в едином образовательном пространстве не могут заменить друг друга. Важным условием в процессе развития детей раннего возраста является установление довери­тельного делового ко...

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать ус...