Главные вкладки

    К вопросу о проблемах речевого развития у дошкольников и дети с ОВЗ
    презентация

    Юлия Андреевна Кайзер

    Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

    Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

    Так вот, в нашем обществе есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

    Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

    Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

    Так вот, в нашем обществе есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

    Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

    Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигтельного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития,  а также речи.  

     В связи с этим, все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

    К счастью, в Усть-Козлухинском  детском саду, на данный момент нет детей с ОВЗ, но с детьми, которые имеют  проблемами с речью, мы сталкиваемся постоянно. Зачастую это проблема звукопроизношения.

    Мы - воспитатели понимаем, что необходимо разработать такую систему работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей. Поэтому мы работаем не только по стандартным схемам образовательной программы, но и вносим собственные коррективы в жизнь ребенка в детском саду уже по мере работы с детьми и выявления у них трудностей и проблем.

    В нашем садике у воспитателей есть картотеки дидактических игр по речевому развитию, которые помогают не только разнообразить досуг ребенка, повышать качество речи, но и в нашей практике не так давно был опыт игры с родителями. Мы учили родителей играть, и при этом понять, как слышать детей. Мы предлагаем родителям играть с детьми дома, в те же самые игры из наших картотек. Вовлекаем их таким образом, в образовательную  жизнь ребенка.

    Кроме прочего дидактические игры могут являться средством интеграции образовательных областей.  В частности,  наибольшую преемственность с занятиями по речевому развитию, в нашем детском саду, имеют занятия по музыке. Конечно, во многом это возможно из-за наличия грамотного музыкального педагога, который используя свой арсенал  методов, отрабатывает с детьми звукопроизношение, пропевает звуки с детьми, учит правильно брать дыхание и правильно говорить в плане звукоизвлекания, артикуляции.

     Также у нас в ДОУ появилась любовь к драматизациям, а это как вы знаете не только огромная работа в плане речевого развития, это и социализация, и работа над эстетической составляющей, и ритмика, и т.д. причем драматизация практикуется у нас в саду с 2х летнего возраста.

    Отдельного внимания заслуживает кукольный театр, который также полюбился и нам воспитателям и деткам. Здесь также, ведется  работа над текстами, произношением, громкостью и грамотностью. Плюсом кукольного театра является то, что это первый шаг к сцене для талантливых, но стеснительных детей. Как правило, дети сначала играют за ширмой, а затем с большим энтузиазмом подходят к драматизации сказок перед родителями.

    Малыши в силу своего возраста играют в различные пальчиковые игры, во время которых дети не только запоминают интересный текст, обыгрывают его, но и развивают моторику своих маленьких пальчиков.

    Хорошей традицией для нас стало начинать день зарядки, артикуляционной зарядки. Сюда же мы включаем упражнения развивающие речевое дыхание и фонематический слух. Такие разминки очень нравятся детям.

    Конечно, мы отдаем себе  отчет, о том, что  все эти упражнения не будут лишними при одном НО. Они подходят лишь здоровым детям, коррекционными их назвать никак нельзя. По этому, мы проводим беседы с родителями, которые носят профилактический и при необходимости  рекомендационный характер, особенно это касается молодых родителей.

    Я могу привести собственный пример!

    Но в большинстве случаев, сталкиваясь с детьми которые имеют проблемы с речью, мы убеждаем родителей  обратиться к специалисту. Как правило, после работы с логопедом, дети приходят в садик с хорошим прогрессом, который зачастую нужно подкреплять гимнастикой и упражнениями, в течении определенного промежутка времени, по рекомендациям специалиста. И уже тогда мы можем по конкретному сценарию логопеда индивидуально заниматься с ребенком в садике.

    Также, в настоящее время нами изучается литература, статьи, в которых педагоги и логопеды делятся таким эффективным методом развития речи и мышления, как массаж и самомассаж. Это из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так  как не является обязательным в программе дошкольного образования. В связи с этим развернутых методических рекомендаций по проведению самомассажа с детьми очень мало. Впервые о таком нетрадиционном методе развития речи я услышала от коллег из г. Барнаула. Некоторые воспитатели  практикуют  такой массаж с детьми старшего возраста. Я же пока только изучаю этот вопрос и в свою практику такие техники не вводила. По этому, если кто-то уже компетентен в данном вопросе прошу поделиться опытом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

    Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

    Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

    Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

    Родительская конференция по развитию речи детей. Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

    Родительская конференция по развитию речи детей.Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

    Консультация для родителей в вопросах и ответах "Современные проблемы в развитии речи дошкольника"

    В доступной форме родители могут получить ответы на часто задаваемые вопросы. Вниманию родителей и специалистов таблица нормативного речевого развития дошкольника на период с 3 месяцев до 6 лет....

    Педагогическая лекция для родителей по развитию речи дошкольников "Почему молчат наши дети, или проблемы речевого развития у детей"

    В лекции рассматриваются этапы формирования речи у детей, причины нарушений речевого развития и рекомендации по их предупреждению  для родителей. Также представлен материал по влиянию соврем...

    Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников

    Формирование у слушателей представлений о системе работы по обучению дошкольников образной речи...