Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики для детей средней группы.
занимательные факты (средняя группа)

Бодня Надежда Ивановна

В своей работе развивая мелкую моторику использую нетрадиционные приемы-  крышки от пластиковых бутылок,резинки для волос,решотка для раковин, пельменница и т .д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные приѐмы развития мелкой моторики для средней группы.

Башмачки».

Берѐм крышки от пластиковых бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на

указательные и средние пальцы. «Идѐм» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от

поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула,

Смело в них вперѐд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы словно ножки

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик, будто ножка,

Только шаркает немножко.

«Конькобежец».

Пусть малыши попробуют себя в роли конькобежца или поиграют в «фигуриста».

Берѐм наши «коньки» (крышки) и с помощью фольги от конфет делаем их блестящими.

Упражнение выполняется двумя руками одновременно или по очереди.

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки!

И несут меня не кони,

А блестящие коньки.

Упражнение с верёвкой.

Берѐм верѐвку (толщиной с мизинец ребѐнка) и завязываем на ней 12 узлов.

Подвешиваем еѐ вертикально. Ребѐнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его

(как при лазанье по канату) и так двигается дальше, на каждый узел называет месяц года по

порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Упражнение с грецкими орехами.

Катаем грецкий орех между ладонями и приговариваем:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха держим в руке и вращаем их один от другого.

Упражнение с «каталогом» тканей.

Делаем «каталог» тканей. Ткани должны быть различными по составу и фактуре

(атлас, сатин, велюр, шѐлк, марлѐвка, букле и т.д.). Предлагаем ребѐнку ощупать каждый

образец ткани. Он рассказывает о своих ощущениях и о свойствах ткани. Педагог помогает

наводящими вопросами: «Ткань какая? Прохладная? Гладкая? Скользкая? Шершавая?

Плотная?» В дальнейшем ребѐнок может распознавать образцы тканей с закрытыми

глазами.

Упражнение с резиновыми мячиками (ёжиками).

Разминочные упражнения соответствуют тексту:

Мячик я рукой катаю, Тренируется рука.

По столу его гоняю. Каждым пальцем мяч давлю,

Им поглажу по ладошке, Затем руку заменю.

Будто бы сметаю крошки. Мяч летает между рук.

Я сожму его слегка. Это был последний трюк.

Упражнение с круглой щёткой для волос.

Берѐм круглую щѐтку для волос. Катаем щѐтку между ладонями, приговаривая:

―У сосны, у пихты, у ѐлки

Очень колкие иголки.

Но ещѐ сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Упражнение с подносом.

Берѐм яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпаем по подносу любую мелкую

крупу. Проводим пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем

позволим малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте

вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).

Упражнение с пуговицами.

Подбираем пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываем рисунок сами, затем

просим малышей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научатся выполнять

задание самостоятельно, предложим им придумывать свои варианты рисунков. Из

пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Упражнение с решёткой для раковины.

Берѐм решѐтку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ходим

указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на

каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерѐдно, то одной, то другой рукой, а можно и

двумя одновременно, говоря при этом:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

Упражнение с пельменницей.

В этом кухонном приспособлении ячейки по форме похожи на пчелиные соты.

Предложите ребѐнку изображать рукой пчѐлку и пальчиками как бы залетать в каждую

«соту»:

«Пальцы как пчѐлы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли мѐда всем нам до весны?

Чтобы не снились голодные сны?».

«Сухой пальчиковый бассейн»

- с помощью него решается несколько задач: в

зависимости от наполнения можно развивать мелкую моторику и память, внимание и

сообразительность, усваивать знания о цветах и геометрических фигурах и т.д.

Насыпаем в большую ѐмкость с низкими бортиками 1кг гороха или фасоли.

Запускаем туда руки и месим тесто, приговаривая:

Упражнение с бельевыми прищепками.

Натягиваем верѐвку на уровне плеч ребѐнка и даѐм ему несколько бельевых прищепок. На

каждый ударный слог ребѐнок цепляет прищепку к верѐвке:

―Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину верѐвку

.

«Разноцветные бусы»

Ребѐнку предлагаются для нанизывания на верѐвочку бусы сделанные из

разноцветных фломастеров, что способствует совершенствованию координации

системы «глаз-рука». Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки –

длинные-короткие, диаметр шнурка большой; далее, чередование цвета.

«Золушка».

Малышам можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешаем в мисочке

немного гороха, фасоли и крупных бусин, предложим рассортировать по баночкам.

Захватывать фасоль можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным

пальцем, большим и средним и так далее.

«Разверни конфету, разложи по цвету»

Только на первый взгляд кажется просто развернуть фантик у конфеты, на самом

деле ребенку приходится потрудиться, а потом еще и бусинку положить в коробочку

соответствующего цвета.

«Цветочная поляна»

Игра направлена для развития сенсорного восприятия и развития мелкой моторики

рук. Перед ребенком панно, на котором в виде цветов прикреплены винты с

крышками разных цветов. В конце игры можно посчитать крышки. Ответить каких

крышек больше, а каких меньше.

Игры-шнуровки

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают

пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху",

"внизу", "справа", "слева"; способствуют развитию речи; развивают творческие

способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации

движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом

отсутствия проблем с письмом в школе.

Игры с пуговицами.

Предлагаются замечательные карточки для игр с пуговицами, отлично развивают

мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие. Ребенок должен в

свободные кружочки положить пуговицы по цветам. Если нет возможности найти

разноцветные пуговицы соответствующего размера. Можно для этой игры

использовать вместо пуговиц- крышки, кружочки, вырезанные из цветной бумаги.

Важно(!) помнить, что когда дети играют с мелкими предметами, нужно всегда

находиться рядом и следить за тем, как ребенок берет пуговки и кладет их на

карточку. Обязательно перед игрой сосчитать количество пуговиц и также в конце

игры.

Упражнение с бельевой прищепкой.

Бельевой прищепкой (проверяем еѐ, чтобы она не была слишком тугой) поочерѐдно

―кусаем‖ ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:

―Сильно кусает котѐнок глупыш,

Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: ―Кыш!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (сентябрь – ноябрь).

Перспективный план по развитию мелкой моторики на сентябрь-ноябрь, предназначен для работы с детьми средней группы, содержит постановку задач, названия занятий, игр, игровых ситуаций, пальчиковой гимн...

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (декабрь - февраль).

Перспективный план содержит перечень названий занятий, пальчиковых игр, игровых ситуаций, их целей и задач....

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (март - май).

Прспектиный план разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста, содержит названия занятий, гровых упражнений, пальчиковых гимнастик....

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности "Путешествие спец. агентов" с применением нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук в подготовительной группе

В конспекте непосредственно образовательной деятельности "Путешествие спец. агентов" отражено применение нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук через различные виды образовательной д...

Информация для родителей "Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи"

Информация для родителей на стенд о  нетрадиционных приемах развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи...

"Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики у детей о ОНР"

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. (Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики)....

«Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей»

Презентация "Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей"...