Консультация для воспитателей «Развитие внимания в дошкольном возрасте»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Горюнова Марина Ивановна

Об уровне развития внимания говорят сформированность его качеств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация внимания определяется по тому, насколько ребёнок углублен в работу. Показателем устойчивости внимания выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение внимания проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goryunova_sokolova_statya_1.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Развитие внимания в дошкольном возрасте»

Подготовили Горюнова М.И., Соколова Н. С., воспитатели ГБОУ «Школа № 718»

Проблема внимания - одна из наиболее изучаемых проблем, но в то же время, данная проблема порождает большое количество споров в психологии познавательных процессов.

Исследованием внимания занимались такие учёные как Н.Н. Ланге, Г. Гельмгольц, У. Джемс, У. Карпентер, Л.С. Выготский, П.А. Гальперин и другие.

В науке присутствует множество определений внимания, которые стали более или менее устойчивыми и общепризнанными. В некоторых работах учёных внимание определяется как направленность и сосредоточенность психической деятельности на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.

Добрынин Н.Ф.   определяет внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью Добрынин Н.Ф.   понимает избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности. Под сосредоточение автор понимает углубление в данную деятельность и отвлечение от остального.

Добрынин Н.Ф.  в своих исследованиях пишет, что  внимание представляет собой не самостоятельный процесс, а лишь характеристику других психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т. д.). Таким образом, подчёркивает Добрынин Н.Ф.   внимание сливается с другими психическими процессами, составляет их характеристику и не имеет самостоятельного содержания.

Выготский Л.С., Гальперин П.А., С.Л. Кабыльницкая и другие учёные делали попытки установить внимание в качестве самостоятельного психического процесса, но безуспешно. На сегодняшний день в психологии сохраняется понятие внимания как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта, внимание как самостоятельная форма психической деятельности отрицается.

Гальперин П.Я. разработал Концепцию внимания, в которой предложил рассматривать внимание в контексте теории планомерного (поэтапного) формирования умственных функций. Любое действие, в том числе и умственное, состоит из ориентировочных и исполнительских частей. Учитывая это, Гальперин П.Я. делает вывод, что  внимание оказывается результатом интериоризации, обобщения и сокращения действия контроля, существовавшего сначала во внешней форме.

Гальперин П.Я. так характеризует основные положения своей концепции внимания:

1.Внимание это один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Внимание представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

2.Внимание по своей функции представляет собой контроль за этим содержанием. В любом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части: последняя и является вниманием как таковым.

3.Внимание отличается от других действий, тем, что не имеет определенного, особенного продукта (результата).

4.Внимание является самостоятельным актом лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не каждый контроль следует рассматривать как внимание. Контроль сам требует внимания и оценивает деятельность или ее результаты, в то время как внимание их улучшает. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.

5.Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6.Произвольное  внимание это форма контроля, которое выполняется по заранее составленному плану, образцу.

7.Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля (как произвольного, так и непроизвольного), являются результатом формирования новых умственных действий [13, 74].

Гальперин П.Я. провёл целый ряд экспериментов по развитию произвольного внимания у детей и утвердился во мнении, что внимание следует рассматривать как отдельную форму психической деятельности, и что вниманию, как и всякому другому действию, надо специально учить.

В жизни и деятельности человека внимание выполняет много разных функций. Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данной ситуации психологические и физиологические процессы. Внимание способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации; а также в соответствии с потребностями индивида обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

Внимание связано с направленностью и избирательностью познавательных процессов. Внимание определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Далее остановимся на основных видах внимания. Основными видами внимания являются: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание даётся человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние раздражители, которые несут в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное внимание формируется прижизненно в процессе обучения и воспитания.

Непосредственное внимание управляется объектом, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т. д.

В непроизвольном внимании не участвует волевая регуляция,  произвольное же внимание обязательно включает в себя волевые усилия. Произвольное внимание требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а непроизвольное не обладает этими качествами.

Произвольное внимание является одной из главных характеристик познавательной деятельности детей. Данный термин образован от слова «изволение», которое обозначает волю и желание человека. Вместе с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание есть важнейшее приобретение личности на данном этапе онтогенеза. Внимание связано с развитием у детей волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Об уровне развития внимания говорят сформированность его качеств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация внимания определяется по тому, насколько ребёнок углублен в работу. Показателем устойчивости внимания выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение внимания проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому.

У детей старшего дошкольного возраста изменения касаются всех видов и свойств внимания. Происходит увеличение объема внимания: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Развивается возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Развитие данных свойств внимания даёт дошкольнику возможность выполнять под руководством взрослого определенную работу, пусть даже неинтересную.

Старший дошкольник не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появились более интересные. Поддержка устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием у дошкольников любознательности, познавательных процессов.

Ребенок старшего дошкольного возраста может долгое время наблюдать за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомяком, чтобы увидеть, когда хомяк будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующих раздражителей.

В старшем дошкольном возрасте длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, возрастает устойчивость внимания. Характерно снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

В детском саду изменяется организация жизни ребёнка, дошкольник осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). К 4-5 годам дети направляют свои действия под влиянием взрослого. Педагог все чаще говорит детям: «Будьте внимательны!», «Слушайте внимательно!», «Посмотрите внимательно».

При выполнении требований взрослых, дошкольник учится управлять своим вниманием. Формирование произвольного внимания связано прежде всего с усвоением способов управления им. В начале - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. Старший дошкольник использует свою речь, которая приобретает планирующую функцию: «Я хочу посмотреть сначала слонов, а потом обезьян», - планирует ребёнок по дороге в зоопарк. Малыш намечает цель «посмотреть», а после внимательно рассматривает интересные  для него объекты.

Следовательно, развитие произвольного внимания связано не только с развитием речи дошкольника, но и с осознанием значения предстоящей деятельности, пониманием её цели. Формирование произвольного внимания связано с освоением ребёнком норм и правил поведения, становлением волевой регуляции. Например, ребёнок хочет присоединиться к играющим в машинки детям, но нельзя, потому что он сегодня дежурный и сначала нужно помочь воспитателю разложить материал для занятия рисованием. Ребёнок сосредоточивается на выполнении этой деятельности, постепенно его привлекает сам процесс помощи воспитателю, ребёнку нравится, как он красиво раскладывает бумагу и краски, и, следовательно, волевых усилий для поддержания внимания ребёнку не требуется.

У ребёнка среднего дошкольного возраста изменения касаются всех видов и свойств внимания. Происходит увеличение  объема внимания: дети могут действовать с 2-5 предметами.

В среднем дошкольном возрасте возрастает распределение внимания в связи с автоматизацией многих действии малыша. Внимание становится более устойчивым. Всё это дает детям возможность выполнять под руководством взрослых определённые задания, даже не совсем интересную для них. Ребёнок уже не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более интересная деятельность.

Таким образом, развитие внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Выделим особенности развития внимания в среднем дошкольном возрасте:

- существенно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания;

- развиваются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

- внимание становится опосредованным;

- появляются элементы послепроизвольного внимания.

Внимание -  важное свойство личности, оно затрагивает процесс отбора нужной для индивида информации и отбрасывает лишнюю. В человеческий мозг ежесекундно поступают сигналы из окружающего мира. При отсутствии своеобразного фильтра – внимания человеческий мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание имеет определенные показатели: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Если у дошкольника происходят нарушения в показателях внимания это приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка.

Низкий уровень объема внимания приводит к невозможности ребёнком сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - дошкольнику трудно долго сохранять внимание, ребёнок отвлекается на посторонние предметы. Недостаток в избирательности внимания - дошкольник не может сконцентрироваться на той части материала, которая нужна для решения поставленных задач.

Низкий уровень развитая переключаемости внимания приводит к тому, что дошкольнику трудно переключиться с выполнения одного вида деятельности на другой. Приведём пример: если вы сначала проверяли, как ваш ребёнок запомнил стихотворение, а потом, спросили про прочитанную недавно сказку, то он не сможет вам хорошо ответить. Такой дошкольник допустит много ошибок, хотя и будет знать правильные ответы. Этому ребёнку трудно переключиться с одного вида заданий на другой.

Низкий уровень развития способности распределения внимания приводит к неумению эффективно выполнять одновременно несколько дел. Низкий уровень произвольности внимания - ребенок затрудняется сосредоточить внимание по требованию взрослого. Низкий уровень развития у ребёнка показателей внимания могут быть устранены в процессе коррекционных занятий и требуют, как показывает практика, специально организованной работы.

Коррекционно-развивающая работа по развитию внимания должна идти по двум направлениям:

1. В первом направлении использовать специальные упражнения, которые тренируют основные показатели внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Во втором направлении использовать упражнения, на основе которых развивается внимательность как свойство личности ребёнка.

Часто причина невнимательности дошкольника заключается в ориентации детей на общий смысл задания или игры - дети схватывают этот смысл и, довольствуются им и «пренебрегают частностями».

Поэтому важно понимать главную задачу занятий по развитию внимания: учить детей преодолевать глобальное восприятие и   учить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.

Список литературы

  1. Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. - 2015. - № 5. - С. 8-14.
  2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] /И.Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 2015. — 64 с.
  3. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] /З.М.Богуславская//Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, – С.254-268.
  4.  Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1; [Текст] / Л.М Веккер - Л.: Изд-во ЛГУ, 2013 – 326с.
  5. Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] /Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. -1974. -№12. - С. 24-30.
  6. Вундт, В. Память и внимание: В кн. избр. псих. произв. ; [Текст] / В.  Вундт– М.: ВЛАДОС, 2012.
  7. Волокитина, М.Н. Пособие для воспитателя дет. сада ; [Текст] / М.Н.   Волокитина – М.: Инфро.М, 2012. – 128 с.
  8. Выготский,  Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте ; [Текст] / Л.С.  Выготский – М.: Инфро.М, 2013. – 186 с.
  9. Выготский , Л.С. Психология искусства [Текст]/Л.С. Выготский - Москва: Искусство, 1986г.-345с.
  10. Гаврина, С. Е. Внимание. Память. ; [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г Топоркова, С. В. Щербинина - перераб. и доп. – М.: Росмэн-Пресс, 2016. – 172 с.
  11. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР ; [Текст] / П.Я.   Гальперин -1958.- № 3.  33—38с.
  12. Гальперин, П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения ; [Текст] / П.Я.   Гальперин – М.: ВЛАДОС, 2013. – 196 с.
  13. Гильбух, Ю.З.  Внимание и его воспитание ; [Текст] / Гильбух Ю.З., Ф.Н.  Гоноболин– М.: «Педагогика», 2012. – 160 с.
  14. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание; [Текст] / Ф.Н.  Гоноболин - М.: Педагогика, 2012. -158 с.
  15. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений; [Текст] / Н.А. Горяева – М: Инфро. М, 2011.-207с.
  16. Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина; [Текст] /  Н.Ф. Добрынин. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 118 с.
  17. Дормашев Ю.Б. Психология внимания: [Текст] Учебник МПСИ/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.:Флинта, 2015. – 316 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Развитие мышления в дошкольном возрасте"

       Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущие к получению новых знаний....

Консультация для воспитателей "Развитие восприятия детей дошкольного возраста через дидактическую игру".

Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе  учебной деят...

Консультация для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма»

Консультация для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма»....

Консультация для воспитателей " Развитие воображения в дошкольном возрасте"

Консультация содержит игры на развитие воображения....

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для воспитателей «Развитие внимания в дошкольном возрасте»

В жизни и деятельности человека внимание выполняет много разных функций. Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данной ситуации психологические и физиологические процессы. Внимание способс...

консультация для родителей "Развитие внимания ребенка дошкольного возраста"

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, ...