Сообщение из опыта работы" Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей"
статья

Бурина Ирина Николаевна

 Сообщение из опыта работы " Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей" . Знакомимся с правилами дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Практика современного образовательного учреждения в обеспечении формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного и школьного возраста»

Сообщение из опыта работы

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей».

Знакомимся с правилами дорожного движения.

«Основы безопасности жизнедеятельности детей».                                             Знакомимся с правилами дорожного движения.

Одной из серьезнейших проблем любого города, области, является дорожно – транспортный травматизм. Как показывает анализ происшествий с детьми,  проведенной ГОС авто инспекции, травмы происходят по неосторожности детей из за несоблюдения ими или незнания ПДД. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из за стоящего транспорта, неподчинение сигналом светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Дети до 8 лет еще плохо распознают источники звука: они слышат только те звуки ,которые им интересны. Ориентироваться на дороге им куда труднее, чем взрослым. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. У детей до 7 лет как правило, отсутствует надежная ориентация (влево, на право) у них рассеянное внимание. Реакция у ребенка более замедленная, чем у взрослого ,и времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. Такое промедление может оказаться опасным в критический момент. Необходимо иметь в виду еще и то, что у ребенка маленький рост и его может не заметить на дороге водитель.

Детей необходимо обучать не только правилом дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте.

Наше дошкольное учреждение находиться в посёлке Орловка. Со всех сторон его окружает проезжая часть. Детям и взрослым не безопасно добираться до детского сада. Игровые площадки во дворах жилых домов не большие и не функциональные, ребятишки вынуждены бегать играть на территорию возле Дворца культуры и управления совхоза, возле магазина и стадиона, где скапливается много транспорта, поэтому существует необходимость обучения малышей не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улице. Вот почему я выбрала данную тему и на протяжении многих лет работаю по формированию навыков безопасного поведения на дорогах ,улицах.

Исходя из данной проблемы, мною был составлен проект по обучению безопасности

жизнедеятельности дошкольников: «Дорожная азбука».

Цель проекта: Воспитание сознательного, дисциплинированного гражданина общества, соблюдающего культуру поведения в дорожно - транспортном процессе.

Проект включал в себя следующие направления:

Создание предметно - развивающей среды по данной теме;

2.Проведение комплекса занятий на темы: «Незнайка на дороге», «Дорожные знаки», «Машины на улицах города» и т. д;

3.Экскурсии и целевые прогулки на улицы города и посёлка Орловка;

4.Встречи с сотрудниками ОГИБДД;

5.Знакомство и сотрудничество с автотранспортным предприятием ООО «Искра».

Работу я провожу систематически. Нами были охвачены все виды деятельности детей с тем, чтобы полученные знания ребенок использовал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

. Вместе с родителями и детьми изготовили наглядный материал:

*разные картинки

*макеты

*атрибуты для сюжетно-ролевых игр

*дорожные знаки

Результатом совместной работы с родителями и детьми изготовление различных пособий, где в дальнейшем используем и отрабатываем дорожные ситуации с элементами изучения правил поведения на дороге.

НОД провожу в соответствие с составленным мной тематическим планом по обучению детей правил поведения на дороге, который запланировала на год .Занятия по ознакомлению. С ПДД, я провожу одно теоретическое и одно практическое. Теоретическое занятие провожу как правило в игровой форме, с использованием наглядного материала. Очень важно научить ребят грамотно использовать полученные знания в практике.

Сюжетно–ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре .При этом приближаем условия игры к реальной дорожной действительности.

Проводя целевые прогулки с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, я всегда акцентирую внимание детей на таких важных моментах для безопасного движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность.

Например. Зимой обращаю внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).

Благодаря родителям моих воспитанников, были организованы экскурсии в автопарк ООО «Искра». Где ребята познакомились с профессиями водитель, слесарь –автомеханик, диспетчер, инженер-механик.

В гараже дети рассмотрели различные виды транспорта: грузовой и легковой, узнали, какой транспорт относится к пассажирскому. Более подробно узнали и про грузовой транспорт, для чего он нужен и какие грузы перевозит.

Так как предприятие ООО «Искра» относится к сельско-хозяйственной отрасли, то очень много техники работает на полях, а это: камазы, комбайны, трактора, прицепы, бороны, сеялки, выполняющие определенные функции.

А ещё дошкольники посетили ремонтный цех автопарка. Там дети увидели, как ремонтируют и собирают транспорт. Ребята получили знания о том, что неисправная машина создаёт опасность на дороге

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширили общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и сформировали у них определенный, элементарный опыт выполнения правил собственной безопасности.

После неоднократных посещений автопарка, дети вспоминали увиденное, рассматривали фотоальбомы, обменивались впечатлениями. Свои впечатления ребятишки отражали в рисунках, лепке, игре.

Вошли в традицию «Встречи с интересными людьми» (ветеранами труда, передовиками производства).

Наши дети своими руками изготовляли подарки к профессиональному празднику «День водителя», юбилейным датам, в честь 23 февраля, выезжали в автопарк с концертами и поздравлениями. Такие встречи являются яркими и радостными событиями в жизни наших дошкольников.

Одни из самых интересных совместных мероприятий взрослых и детей проводимых в детском саду являются интеллектуальные викторины и конкурсы на тему: «Безопасности дорожного движения», в которых разыгрывались смешные, но в то же время серьезные ситуации о правилах поведения на дороге, в транспорте, а также спортивные состязания, соревнования на быстроту, силу, выносливость: «Мама, папа, я – водительская семья», «Быстрые и ловкие, смелые - да умелые», в таких мероприятиях с большим удовольствием участвуют большинство семей наших воспитанников.

Нужно отметить, что обучение детей основам безопасности жизнедеятельности, через знакомство и сотрудничество с автотранспортным предприятием дало положительные результаты. Диагностика знаний дошкольников по правилам дорожного движения и безопасному поведению показала: что все дети хорошо освоили правила поведения на дорогах, улицах, правила поведения пассажиров, знают  виды транспорта, дорожные знаки.

Так же проводим совместную деятельность с сотрудниками ГАИ где дети знакомились с профессией инспектор ГИБДД, дети узнали какая это трудная и опасная профессия. Пользуясь этой ситуацией, я отмечаю, что в исключительных случаях такой транспорт, как, пожарный милицейский, «скорая помощь», аварийная могут проезжать на зеленый свет. Поэтому надо быть внимательными к сигналам специального транспорта.

Регулярно делаем выставки семейных рисунков «Машины на улицах города», «в стране дорожных знаков», В группе мы оформили уголок семейной библиотеки, где дается перечень литературы для взрослых и детей по ПДД.

Таким образом деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить плановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах транспорте, принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам ,старшим детям в семье.

Очень важен первый шаг

Изучать дорожный знак,

Светофор и переход.

Где и как идти вперед

Важно правила всем знать

И ребятам объяснять.

Знают все, важней на свете

Быть примером нашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Мониторинг по опыту "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей"

Мониторинг по опыту "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей"...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...

Доклад из опыта работы: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста посредством сказки"

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе форм...

Консультация для педагогов из ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»

Основы безопасности жизнедеятельности -  это  наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде, охрану и укрепления  его здоровья.  Актуальность э...

Представление опыта работы на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Цель: формирование у дошкольников  основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере любимых детских сказок.Задачи:Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, ...