Рабочая программа кружка " Волшебные фигурки" МБОУ "СОШ №163" для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Бурина Ирина Николаевна

Рабочая программа кружка " Волшебные фигурки" для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_._volshebnye_figurki.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

Рабочая программа кружка « Волшебные фигурки»

Муниципального бюджетного образовательного учреждения « СОШ №163»

(дошкольное образование) для детей 4-5 лет

Содержание

1.Целевой раздел……………………………………………………………...….3

1.Пояснительная записка………………………………………………..………..3

1.1 Актуальность программы………………………………………………..…...3

1.2 Цели и задачи………………………………………………………………….3

2. Содержательный раздел……………………………………………………...4

2.1 Описание образовательной деятельности…………………………………...4

2.2 Ожидаемые результаты……………………………………………………….5

2.3 Учебно-тематический план…………………………………………………..5

2.4 Перспективное планирование на 2017-2018г……………………………….6

3. Организационный раздел……………………………………………………8

3.1 Организация кружковой деятельности………………………………………8

3.2 Используемый материал при работе………………………………………...8

3.3 Список литературы……………………………………………………………9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и  взрослым, разработали программу для средней  группы, которая  направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.

     В основе модифицированной программы кружковой работы «Волшебные фигурки», лежит парциальная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» под редакцией  Л. В. Куцаковой.

 1.1    Актуальность программы                      

      Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с разными видами бумаги, работа с природным материалом, пластилином,  с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для детского сада и дома.  

       Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляет образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Однако, по программе на изучение этой области отводится всего 2 часа в неделю (рисование, лепка с чередованием аппликации). Этого недостаточно для развития детского творчества, а улучшить ситуацию можно за счёт проведения кружковой работы. Которая предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Занятия проводятся в групповой  и  индивидуальной формах.

        Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Программа кружковой работы « Волшебные фигурки » направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

  1.2.     Для развития творческих способностей необходимо дать ребёнку возможность проявить себя в активной деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями.

3. Научать изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов.

4. Обучать выполнению аппликации из ваты , косметических дисков макарон, бумаги.

5. Обучать художественному моделированию из разных видов  бумаги.

6. Обучить приёмам конструирования поделок из природного и бросового материала.

7. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, воображение, усидчивость.

8.Расширять художественный кругозор, обогащать  личный жизненно – практический опыт дошкольников

9.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

10. Формировать  творческий подход к выбранному виду деятельности.

2.Содержательный раздел

2.1 Задачи программы будут достигнуты, если ребёнок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребёнку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.    Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только «под диктовку» воспитателя по принципу «делай как я», недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей. Но задержка дошкольников 4-5 лет на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: дети становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук», а воспитателю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным воспитанникам.

      Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость  заданий подбираются с учётом возрастных особенностей детей и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

      Планирование имеет направленность на формирование у детей умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

     В процессе занятий по аппликации дети закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, шаблоны (выкройки).

      Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. При изготовлении какого-либо изделия ребёнок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - всё это сразу же сказывается на качестве работы. Ребёнок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с ранее планируемым, оценивает его. Это способствует формированию у воспитанников способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий дошкольника, позволяет ему познать радость труда.

 2.2 Ожидаемые результаты:

Результатом реализации данной программы являются выставки  и конкурсы детских работ, как местные (на базе детского сада, города), так и всероссийские и международные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков,  оформления зала или площадки  для проведения  праздников, конкурсов, игровых программ.

К концу  обучения воспитанники должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, стеки;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.

К концу  обучения воспитанники должны уметь:

  • анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать и обрывать  бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, двухстороннего скотча, соединять детали при помощи веточек, пластилина.

2.3.Календарно-тематический план:

Сентябрь : вводные занятия -2ч

Октябрь: мозаичная аппликация -4ч

Ноябрь: обрывная аппликация-4ч

Декабрь: аппликации из бросового материала-4ч

Январь: аппликации из ваты-3ч

Февраль: аппликации из макарон ,яиц,крупы-4ч

Март: аппликации из гофрированной и цветной бумаги-4ч

Апрель: аппликации из мелованной и цветной бумаги -4ч

Май: аппликации из ниток-3ч

   

 2.4 Перспективное планирование  работы с детьми  средней  группы.

Сентябрь

1. Вводное занятие. Знакомство с геометрическими фигурами. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем.

2. " Какие бывают фигуры?". Практическое занятие. Практическое знакомство в разном материале  (вата, картон, бумага, салфетки).

Цель: Познакомить детей с различными материалами и их свойствами, закрепить названия геометрических фигур.

Октябрь (мозаичная аппликация)

  1. «Яблочко». Выполнение поделки из бумаги, картона.

      Цель: Учить клеить маленькие квадратики из цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.

  1. «Клоун с шарами». Выполнение поделки из цветной бумаги, картона.

      Цель: Учить клеить кружочки  в круговую, не выходя за контур рисунка.

  1. «Ароматный ежик». Выполнение поделки из пластилина и природных материалов.

      Цель: Учить раскатывать  комочки прямыми и круговыми  движениями, сплющивать  шар, накладывая  семечки .      

  1. «Листик». Выполнение поделки из цветной бумаги и картона.

      Цель: Продолжать учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать  квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполниться квадратиками.

Ноябрь (обрывная аппликация)

  1. «Деревья». Выполнение поделки из цветной бумаги и картона.

     Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зеленой бумаги, обрывая  края бумаги закругленной формы, изображая листья.

  1. «Солнышко». Выполнение поделки из цветной  бумаги, салфеток.

     Цель: Продолжать  знакомить со свойствами мягкой бумаги, учить скатывать из нее большие и маленькие комочки.

  1. «Колобок катиться по дорожке». Выполнение поделки из цветной бумаги и салфеток.

      Цель: Продолжать учить отрывать кусочки салфеток скатывать, и клеить в круговую, не выходя за контур.

  1. «Зверюшки».

    Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.

 Декабрь (объемные аппликации из бросового материала)

  1. «Зимушка зима». Выполнение поделки из косметических дисков, пенопласта, коробочек.

Цель: Воспитывать у детей терпение, самостоятельность совершенствовать художественно-творческие способности.

  1. «Украшение на елку». Выполнение поделки из коробочек, пенопластовых шаров,  ваты, косметических дисков.

Цель: Воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.

  1. «Елка». Выполнение поделки из треугольников, трубок картонных (бархатная бумага, нитки зеленые, картон)

Цель: Учить вырезать по шаблону треугольники, воспитывать терпение самостоятельность, аккуратность.

  1. «Новогодняя открытка». Выполнение поделки из разных видов  бумаги бусинок, ниток и бросового материала.

Цель: Формировать навыки аккуратной работы, вызывать  у детей радость от полученного результата.

Январь (аппликации из ваты)

  1. «Зайчик» Выполнение поделки из ваты, картона, цв .бумаги.

Цель: учить  на бархатной  бумаге  изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

  1. «Барашек» Выполнение поделки из ваты, дисков.

Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.

  1. «А у нашего двора снеговик стоял с утра». Выполнение поделки из  косметических дисков.

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о зиме.

Февраль  (аппликации из крупы, яиц, макарон)

  1. «Декоративные узоры на круге». Выполнение поделки из семян тыквы, арбуза, семечек, зерна.

Цель: Учить задумывать содержание рисунка  на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приемы лепки. Развивать фантазию, творчество.

  1. «Цыпленок». Выполнение поделки из пластилина и крупы.

Цель: продолжать учить приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыпленка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.

  1. «Экзотические рыбки». Выполнение поделки из разных круп, семян.

Цель: Учить аккуратно приклеивать крупу и семена на элементы аппликации, располагая их в определенном порядке.

  1. «Открытка ко дню Защитника Отечества» Аппликация из макарон.

Цель: Учить детей оформлять  открытку макаронными  изделиями ,создавая самолет, ракету, кораблик по желанию детей.

Март (аппликации из гофрированной и  цветной бумаги)

  1. «Открытка для мамы». Поделка из гофрированной бумаги с использованием  ватных дисков.

Цель: Учить оформлять открытку ,развивать творческую фантазию.

  1. «Цветы для мамы!». Выполнение поделки из цветной бумаги пластмассовых  трубочек.

Цель: Учить детей резать бумагу на полоски, сгибать и приклеивать к трубочке.

  1. «Яркое солнышко». Выполнение поделки из цветной бумаги + дорисовывание.

Цель: Продолжать воспитывать у детей терпение, самостоятельность.

  1. «Гусеничка». Выполнение поделки из гофрированной бумаги, картона

Цель: Учить детей самостоятельно  приклеивать готовую форму на лист картона.

Апрель

  1. «Первые цветы». Выполнение поделки из бумаги

Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

  1. «Смешарики». Выполнение поделки из косметических дисков

Цель: Учить приклеивать  детали  и развивать фантазию.

  1. «Точка, точка, огуречик - вот и вышел человечек». Выкладывание из геометрических фигур.

Цель: Учить правильно выкладывать фигуры по строению человека.

  1. «Нарядные крылышки». Выполнение поделки из фантиков, бумажных трубочек цв/ бумаги.

Цель: Приготовить  разные  цилиндры  с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.

Май (аппликации из ниток)

  1. Беседа: «Откуда нитки к нам пришли». Аппликация «Верба»

Цель: Познакомить детей с  техникой  вытягивания ваты из комочка, изготовления  веток  из нити и завязыванием  узелков для утолщения.

  1. «Цветок»

Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

  1. Презентация детских работ.

3 Организационный раздел

3.1. Организация деятельности:

В кружок зачисляются  дети, посещающие МБОУ №163 (дошкольное образование). Занятия проводятся во вторую половину дня, длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 15-20 минут). Количество детей посещающих кружок - 14  человек.

В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.

Инструменты и приспособления для работы:

  • простой карандаш;
  • линейка;
  • фломастеры;
  • цветные карандаши;
  • ножницы канцелярские с закругленными концами;
  • кисточка для клея и красок;
  • доски для работы с пластилином.

Материалы:

  • пластилин;
  • бумага цветная, гофрированная, мелованная;
  • картон белый и цветной;
  • вата, косметические диски, нитки;
  • природный  и бросовый материал (веточки, шишки, коробочки, трубочки);
  • клей ПВА.

 

Список литературы:

1.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» 2006г.;

2.Куцакова Л.В. « Конструирование и ручной труд»;

3.Барта Ч. « 200 моделей для умелых рук» 1997г.;

4. Комарова Т.С. « Коллективное творчество детей» 1998г.;

5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет. Цветные ладошки.;

6. Комарова Т.С. « Детское художественное творчество» 2005г.

              Рабочая программа кружка по

     художественно-эстетическому направлению

            " Волшебные фигурки"

                   средняя группа

                            2017-2018 учебный год.

 

                                                         Руководители:  Бурина И. Н.

                                                                                  Захарова О.В.

Список детей:

1  Апухтин Андрей

2  Белькович Саша

3  Вейнберг Арина

4  Гнусаев Дима

5  Маркус Степа

6  Игнашкина Юля

7  Крапивин Никита

8  Кривцова Полина

9  Розанов Костя

10 Челушкин Никита

11 Демещик Ваня

12 Попов Саша

13 Чернов Данил

14 Зайкова Маша

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага"

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики"(нетрадиционная техника рисования ).

Пояснительная запискаМир  маленького  человека  красочный, эмоциональный. Уже  в  самой  сути  ребёнка  заложено  стремление  узнавать  и  с...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4  возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"

Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"(квиллинг) разработана для детей 5-7 лет....

Рабочая программа кружка "Волшебная математика"

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному  воспитанию ребенка-дошкольника.Организация ...

Рабочая программа кружка“Волшебные ручки” на 2020/21 учебный год воспитателя Ибрагимовой Зульфии Давлетгараевны

Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движен...

Рабочая программа кружка «Волшебная ниточка»

Обучение включает в себя два модуля: I модуль – базовый, II модуль – проектная деятельность....