Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной к школе группе (7 год жизни воспитанников) «Авиариум»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Юрченко Екатерина Владимировна

Конспект занятия для подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yurchenko_e.v._attestatsionnoe_zadanie.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание №2.1

Организация НОД

Выполнила:

Юрченко Екатерина Владимировна, воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детский сад «Журавушка»,

Сургутский район

Пояснительная записка

Непосредственно образовательная деятельность (далее по тексту НОД) для детей подготовительной к школе группы составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования учреждения, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и  основной образовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, комплексно-тематическим планированием ДОУ на учебный год.

НОД проводилась в подготовительной к школе группе, с подгруппой состоящей из 15 детей 6-7 лет.

В группе отмечена спокойная, доброжелательная атмосфера, положительный психологический настрой на деятельность, дети активны в решении поставленных задач, сохраняется интерес и внимание детей к деятельности на протяжении всего занятия. НОД.

Представленный сценарий является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий педагога и детей);
  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
  • принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
  • принцип психологической комфортности.

Вид непосредственно-образовательной деятельности – интегрированная непосредственно образовательная деятельность.

Форма проведения: познавательно-исследовательская деятельность через художественно-эстетическое развитие.

Главная цель непосредственно образовательной деятельности - систематизировать знания детей о птичьем мире Югры средствами художественно-эстетического воспитания.

Интеграция с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

     Длительность непосредственно образовательной деятельности соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 минут. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности: слушание музыки с птичьими голосами - сидя на ковре, создание проблемной ситуации, рассматривание слайдов – сидя за столами, дидактическая игра проводится у интерактивной доски, динамическая пауза на ковре, самостоятельная деятельность детей – работа с набором «Авиарий Югры» за столом. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволяют избежать утомляемости детей.

Непосредственно образовательная деятельность соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ,  СанПиН  2.4.1. 3049-13.

Задачи НОД:

Образовательные:

Дать первоначальные представления о птичьем мире Югры.

Формировать умение выделять выразительные средства в изобразительном искусстве (форма, цвет), использовать разнообразные композиционные решения.

Обогащать активный словарь детей (Югра, авиариум, перелетные, кочующие и оседлые птицы, композиция, пейзаж).

 Развивающая:

Развивать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.

Воспитательная:

Воспитывать экологическую культуру.

     Структура НОД определена, исходя из поставленных целей и задач, представлена 3 частями (этапами):

1. Организационный момент в форме беседы и восприятия музыкального произведения с птичьими трелями.

2. Основная часть: мотивационная часть к теме непосредственно образовательной деятельности в форме создания проблемной ситуации, актуализация в форме познавательно - исследовательской деятельности, динамическая пауза, основная деятельность в форме расширения имеющихся представлений и навыков.

3. Итог непосредственно образовательной деятельности в форме анализа работ детей.

Результативность: в процессе проведенного НОД дети справились с поставленной целью и задачами. Интеграция образовательных областей позволила разнообразить игровые приемы и заинтересовать детей различными заданиями. Методы и приемы, выбранные мной, соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту, использование игровых ситуаций в ходе всей непосредственно образовательной деятельности позволили добиться высокого уровня усвоения программных задач.

УМК разработан согласно стратегическим ориентирам образования в автономном округе, что проявляется в их направленности на развитие познавательных и художественных навыков.

Опираясь на теоретические основы всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, были использованы:

1. Н.В.Коломина – «Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г.

3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.

4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г.

5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г.

6. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г.

7.Т.А.Шорыгина – «Зелёные сказки». М, 2003

                Технологическая карта

 непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию 

в подготовительной к школе группе на тему «Авиариум Югры»

Тема

«Авиариум Югры»

Цель НОД

Систематизировать знания детей о мире птиц Югры средствами художественно-эстетического воспитания.

Задачи

(какие целевые ориентиры формируются?)

Образовательные:

Дать первоначальные представления о мире птиц Югры.

Формировать умение выделять выразительные средства в изобразительном искусстве (форма, цвет),  использовать разнообразные композиционные решения.

Обогащать активный словарь детей (Югра, авиариум, перелетные, кочующие и оседлые птицы, композиция, пейзаж).

Развивающая:

Развивать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.

Воспитательная:

Воспитывать экологическую культуру.

Предварительная работа с воспитанниками и родителями

- Работа в экологическом уголке группы;

- наблюдение в природе;

- рассматривание иллюстраций с изображениями птиц Югры;

- беседы;

- чтение экологических сказок В. Степанова «Лесные сказки и загадки»;

- заучивание стихотворений о птицах;

- составление изображений из геометрических фигур в программе «Маленький творец»

Форма организации НОД

Интегрированная

Виды активной деятельности ребенка

Игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная.

Используемые методы

Словесный, информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический.

Используемые приёмы

Беседа, художественное слово, рассматривание, показ воспитателя, выполнение формообразующих движений рукой, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа

Югра, перелетные, кочующие и оседлые птицы, композиция, жанр, пейзаж, авиариум.

Индивидуальная работа

(с кем? какая?)

Никита, Малика – совершенствовать умение детей при ответе на вопрос правильно составлять предложение.

Ильнар, Ксюша – закреплять название птиц, обитающих в Югре.

Максим, Эмилия – активизировать вопросами речь детей.

Предполагаемый результат

(образовательный продукт)

Коллаж из геометрических фигур на фоне Югорского пейзажа «Птицы Югры», краткий рассказ воспитанника о птицах Югры.

Материально-техническое обеспечение

Фотографии с изображением природы, птиц Югры (слайды); Дидактическая игра ««Зимует – не зимует»», интерактивная доска, проектор и программа «Маленький творец» на базе фотошопа, набор «Авиариум Югры» на каждого ребенка

Этап

1.Организационный  (3 минуты)

Задачи этапа

Преобладающие виды деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Собрать и сконцентрировать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность

Музыка

Беседа

Установление зрительного, контакта

Коммуникация

Готовность детей к предстоящей деятельности,

дети внимательны

Ход: Звучит тихая приятная музыка и птичьи трели. Воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц Югры и отгадать, каким птицам они принадлежат. Дети отгадывают название птиц при помощи наводящих вопросов педагога. Педагог проводит с детьми беседу «Перелетные, кочующие и оседлые птицы нашего родного края»; уточняет у детей название родного края и дает понятие «Югра»; раскрывает понятие слова авиариум -  птичий двор, птичник; место в лесу, где водятся птицы  

Мотивация (1 минута)

Задачи

Преобладающие виды деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Вызвать у детей желание, интерес, побудить к предстоящей деятельности.

Создание проблемной ситуации.

Мотивирует детей к деятельности

Слушают

У детей появилось желание разгадать загадки, чтобы попасть в Царства растительного мира Югры.

Воспитатель предлагает детям осуществить путешествие в авиариум Югры: «Ребята, предлагаю вам путешествие в царство птиц Югры, но чтобы туда попасть - нам необходимо отгадать загадки».

Этап

2. Основной

Актуализация знаний (8 минут)

Задачи этапа

Преобладающие виды деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Актуализировать  имеющиеся знания, представления у детей.

Чтение загадок, дидактическая игра

 Чтение загадок, демонстрация слайдов, объяснение правил дидактической игры «Зимует – не зимует»

Отгадывают загадки, рассматривают слайды, выделяют характерные признаки птиц и классифицируют их по признаку «перелетные, кочующие или оседлые»

Уточнили и расширили представление о птицах Югры.

Выделили характерные признаки птиц и классифицировали их (перелетные, кочующие, оседлые)

Вспомнили и активизировали словарь по теме «Птицы Югры».

Дети отгадывают загадки:

Пробегает по дорожке

На коротких тонких ножках.

Часто хвостиком трясёт,

И под крышею живёт.

Комары её закуска.

Это птичка — … (Трясогузка)

Клин летит курлыча к югу,

Не желая встретить вьюгу.

Облетая пол Земли,

Вдаль несутся - …

(Журавли)

Длинношеяя та птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает.

(Лебедь)

Воспитатель обобщает: «Это перелетные птицы, они зимуют далеко от мест гнездования, а весной возвращаются обратно. На зимовку птицы летят далеко не всегда на юг, но еще и на юго-запад или юго-восток, на запад, на восток, и даже на север.

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик?

(Снегирь)

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти - … .

(Свиристели)

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут ...  

(Клестом)

-Это кочующие птицы, они совершают краткосрочные и недалекие перемещения из одной местности в другую в поисках корма, мест отдыха

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

«Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!»

(Воробей)

Все ворует что блестит,

Глаз её, за всем следит.

На хвосте, приносит вести,

Нрав болтливый, всем известен.

На ветвях сидит высоко,

А зовут её?…

(Сорока)

Чёрный, темноты темней,

Нету птиц, его умней.

На высокой ели – вон он.

Это – старый, мудрый… (Ворон)

Эти птицы на ночлег

В голубой нырнули снег.

И до самого рассвета

В этом сказочном снегу

Птицам снилось лето

С голубикой на лугу.

(Куропатки)

А это оседлые птицы - они придерживаются определенной небольшой территории и за пределы ее не перемещаются

- педагог демонстрирует на интерактивной доске изображение с отгаданной птицей. Дети рассматривают слайд (изображение отгаданной птицы), выделяют характерные признаки птицы и определяют ее принадлежность к перелетным или оседлым птицам. Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Зимует – не зимует»: «Ребята, вы отгадали все загадки! Какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Зимует – не зимует ». Педагог делит детей на 2 команды, объясняет детям правила игры: капитаны команд встают у интерактивной доски, на которой включена программка «Маленький творец». В окне слева расположены изображения птиц, справа – изображение гнезда и облака. Дети должны выбрать из птиц только тех, которые обитают в Югре, и путем перетягивания «поместить» их в гнездо или на облако (в гнездо – оседлых и кочующих, на облако - перелетных. Команды активно принимают участие в выборе птиц, подсказывают капитанам.

Динамическая пауза (1 минута)

Задачи этапа

Преобладающие виды деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Предупредить утомляемость, сменить вид деятельности.

Двигательная активность

Имитация жизни ростка

Выполнение движений

Дети получили эмоциональную и физическую разрядку, отдохнули

Физминутка «Скачет шустрая синица»:

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

 Расширение имеющихся представлений и навыков (15 минут)

Задачи этапа

Преобладающие виды деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Обогащать активный словарь детей (композиция, пейзаж). Формировать умение использовать разнообразные композиционные решения.

Развивать навыки умения взаимодействовать в коллективе сверстников

Беседа, показ, самостоятельная деятельность детей

Дает детям представление о таких понятиях, как пейзаж, композиция. Оказывает помощь в составлении рассказа

Слушают, наблюдают, работают самостоятельно

В речи используют понятия: композиция, могут объяснить значение слова пейзаж.

При помощи набора «Авиариум Югры» и использования композиционных решений создали изображение птицы.

Составили краткий рассказ о своей птице.

Знают некоторые правила поведения на природе.

Воспитатель предлагает детям составить на фоне пейзажа изображение птицы, обитающей в Югре из геометрических фигур при помощи набора «Авиариум Югры». Дает детям представление о понятии «Пейзаж», что такое пейзаж? (Пейзаж – это «портрет» природы).

Педагог демонстрирует способы составления картины (круг – это голова, красный треугольник – клюв и т.д.). В процессе демонстрации воспитатель дает понятие «композиция»: «Композиция в изобразительном искусстве очень важна. Композиция придает картине единство, объединяет гармонично все части картины, например, у птицы есть голова, шея, туловище, клюв, глаза, крылья, ноги, вместе они образуют форму птицы, которая представляет собой единое целое, дает ей содержание (мы видим, что нарисовано) и характер (яркая радостная картина или темная и мрачная)».

Воспитатель напоминает детям, что картина должна располагаться на всем рабочем пространстве. Закрепляет основные принципы составления композиции (ритм симметрия, целостность).

Дети приступают к работе.

На первом этапе дети придумывают сюжет картины. Обсуждают и советуются между собой. Договариваются, чтобы сюжет не повторялся.

На втором этапе дети составляют изображение птицы с помощью набора «Авиарий Югры». Педагог при необходимости поправляет детей, помогает им.

Дети рассказывают о содержании картины, о том, какую птичку изобразили, что она делает, какие геометрические фигуры они использовали, какого цвета.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие замечательные картины у нас получились, замечательные птички, а ведь они состоят из фигур.

В нашей природе очень много красивых чудесных птиц, и чтобы они не исчезли с нашей планеты, мы должны охранять родную природу: лес, луг, речку, и от нас зависит, будут ли расти деревья, травы и другие растения в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверушки, петь веселые песни птицы».

Воспитатель спрашивает детей о правилах поведения на природе. (Можно ли, собирая ягоды и грибы, вырывать их с корнями,  рвать редкие растения,  разводить костер без взрослых, мусорить  в лесу, раззорять гнезда птиц.)

Этап

 3. Заключительный

Анализ проделанной работы  (2 минуты)

Задачи этапа

Преобладающие виды деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Итог НОД.

Подвести итоги НОД, обобщить полученный ребёнком опыт, оценить деятельность детей.

Обсуждение

Беседа

Похвала словесная.

Подводит итоги НОД с разных позиций: качества усвоения детьми знаний, качества выполненной работы, эмоциональное состояние, обсуждение особенностей совместной работы

Высказывают своё мнение по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния и т.д.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса

Воспитатель обращает внимание детей на эстетическое качество работ – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе, на удачно выбранные компоненты для картины. Также отмечает умение взаимодействовать в коллективе.

Воспитатель с детьми создает мини-выставку из получившихся пейзажей в приемной группы в уголке для родителей.

Диагностический инструментарий для оценки качества проведения НОД

Показатель

Содержание дидактического задания

Критерии оценки

Образовательная задача:

Сформированы первоначальные представления о растительном мире  Югры.

Дидактическая игра «Кузовок»

  1. Не знает птиц, обитающих на территории Югры.
  2. Называет 2-3 птицы, обитающих на территории Югры.
  3. Называет 7 птиц, обитающих на территории Югры.

Образовательная задача: 

Выделяет выразительные средства в изобразительном искусстве (форма, цвет), использует разнообразные композиционные решения.

Создание пейзажа

  1. Не выделяет форму и цвет объекта, не использует композиционные решения (изображение не имеет содержание, состоит из случайных элементов не связанных между собой).
  2. Выделяет форму и цвет, частично использует композиционные решения (Изображение имеет недостаточное содержание, то есть изображение кажется незаконченным).
  3. Выделяет форму и цвет, использует композиционные решения.

Образовательная задача:

Использует в своей речи слова: Югра, ягель, композиция, пейзаж

Словарная работа

  1. Не знают о значении словарных слов.
  2. Знают о значении словарных слов.
  1. Знают, могут объяснить значение словарных слов.

Развивающая задача:

Развивать  навыки взаимодействия  в коллективе сверстников.

Создание проблемной ситуации

  1. Не взаимодействует с детьми.
  2. Частично взаимодействует.
  3. Взаимодействует.

Воспитательная задача:

Знает правила поведения на природе

Дидактическая игра «Что нельзя делать на природе?»

  1. Не знает правила поведения на природе.
  2. Называет 1-3 правил поведения на природе.
  3. Знает правила поведения на природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности тема «Мимоза»(направление-художественно-эстетическое развитие) В подготовительной к школе группы компенсирующей направленности у детей с ОНР.

Предварительная работа: закрепление разных свойств бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней; рассматривание иллюстраци...

Непосредственная образовательная деятельность в области художественно-эстетического развития в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в музыкальную страну к принцессе Ассоль»

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (активное слушание музыки, пение, музыкально-ритмических движениях), способности эмоционально откл...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)

Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе

Инсценировка мансийской сказки  «Кави-Кукушка» Программное содержание: Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В процессе коллект...