Влияние фестивалей, конкурсов и спартакиад на развитие личности ребенка
материал

Фатеева Светлана Александровна

Как повысить самооценку ребёнка и развить такие качества: лидерства, самостоятельности и выносливости и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_ped._vystuplenie.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое чтение  

Тема: «Влияние фестивалей, конкурсов и спартакиад на развитие личности ребенка» 

Подготовила: старший воспитатель ГДО МБОУ Алгачинской СОШ Фатеева Светлана Александровна

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии творческих способностей в дошкольных учреждениях и практических действий на пути к мастерству.

Наша группа дошкольного объединения одна из многих, которая находится далеко от центра Зеи, Амурской области, и не всегда есть возможность, куда-то выехать и показать себя – что мы умеем, какие мы дружные и отчаянные дети. Сейчас очень много в интернете возможностей, чтобы участвовать в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах. И это очень хорошо, но участвуя дистанционно, ребёнок не может ощутить тот азарт и ту силу духа, которую он испытывает в действительности, участвуя и переживая за каждый момент своего выступления и переживания за своего товарища в команде. Последние три года, я стараюсь вывозить детей на различные мероприятия и одних и с родителями. Как приятно наблюдать за творением своего шедевра. Родители и дети вместе получают положительные и нереальные эмоции. Спасибо отделу образования Зейского районного Амурской области за понимание и оказанную помощь в доставке, хотя это и не всегда легко. У нас одна разновозрастная группа и не всегда, получается, достичь тех результатов, которых хочется, то воспитанников не хватает определённого возраста, то детки совсем маленькие. Я не ищу, каких то одарённых детей, все они у нас очень эмоциональные, раскрепощенные, свободные в поведении и в разговоре, и поэтому я как педагог стараюсь заинтересовать всех дошкольников в различных соревновательных мероприятиях, чтобы ощутит тот дух победы и испытать это самому ребёнку. Иногда видя их слёзы, как они переживают, что победа досталась другим, это в них организует и стимулирует вернуться и доказать всем, что они лучшие. И именно с этими слезами у них вырабатывается стержень настойчивости, упорства и силы духа.

Я считаю, что творческое развитие детей является одним из важных вопросов, которому уделяется большое внимание. Ведь только так можно помочь дошкольнику быть лидером для своих сверстников и личностью. Мы постоянно придумываем новые средства, приёмы и методы,   с помощью которых можно решить проблему – неуверенности, стеснительности, зажатости.

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие дошкольников в дополнительном образовании становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей дошкольников, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в дошкольном учреждении является серьезной поддержкой для творчески одаренных и не одарённых детей. Ведь мы и только мы можем раскрыть ребёнка, с которым мы играем, занимаемся и проводим большую часть времени в сутки. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в дошкольнике возможности и раскрываются инновационные формы и подходы к организации образовательного процесса, направленного на творческое развитие личности. Через все пройденные этапы: конкурсы, фестивали и т.д. у ребёнка воспитывается самоконтроль и самостоятельность.

Чтобы выйти на высокий уровень, дети проходят, начиная с маленькой ступени конкурсной программы, и это им помогает понять и критиковать себя. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение дошкольников к активной конкурсной и концертной деятельности являются одной из составляющих системы образовательного процесса дошкольного учреждения. Создаются условия для оптимального развития одарённых детей, включая тех, чья одаренность на данный момент еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одной из главных направлений в моей работе.

Возможность участия в различных конкурсных мероприятиях является сильнейшим стимулом для упорной работы, как детей, так и педагогов дошкольного учреждения. Организованная конкурсная деятельность стимулирует дошкольников продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Победы и участие детей в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Любой, даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией   – это культурное событие, акция, позволяющая осуществить «смотр» наличного состава (контингента) участвующих с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных педагогических сил, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев.

Как приходится иногда всматриваться в лица детей и понимать, что они переживают, волнуются, радуются, и только тогда выплёскивают наружу свои настоящие эмоции. Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания дошкольников, оказывает благотворное влияние на их развитие  и способствует развитию гармоничной личности. С помощью этого они учатся управлять собой и своими талантами.  

Очень важно вовлечь в этот процесс родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс, чтобы поддержать своего ребёнка и дух коллективизма. И здесь становится уже не так просто. Исходя из своего личного опыта, я могу выявить три ситуации. Рассмотрим первую из них: и родители и ребенок одинаково высоко заинтересованы в развитии творческого потенциала последнего. Казалось бы, что может быть лучше? Однако тут существуют нюансы, например, у родителей изначально поставлены высокие цели, такие, как призовые места, начиная с первых выходов на конкурсную сцену, а ребенок, в силу недостаточности опыта просто на данный момент этим требованиям не соответствует. Здесь важна работа именно с родителями, необходимо так же,  как и ребенку, донести, что сразу ничего не бывает, и что именно регулярная работа ВОЗМОЖНО(!) может принести какие-то плоды. У меня в практике было такое, что родители, после неудачного выступления ребенка, сказали ему, что в таком случае смысла, продолжать конкурсную деятельность нет, ЭТОГО КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ! Проводились долгие беседы, в качестве примера я приводила истории тех дошкольников, которые благодаря долгому, упорному труду, через ряд поражений, таки вышли на достаточно высокий уровень. Возможна и такая ситуация: ребенок хочет и готов прикладывать усилия, пытаться, проигрывать, извлекать из всего из этого свою пользу, а родители зациклены на безразличии ко всему, где бы ни проявлял себя ребёнок (мотивируя это тем, что им некогда и это ни к чему). И мне как педагогу очень жаль таких родителей, которые не хотят наблюдать за результатами своего ребёнка. И я как педагог беру эту ситуацию в свои руки и прошу разрешения у родителей сопровождать и участвовать в мероприятиях.  И, наконец, третья ситуация: родители очень хотят участия в конкурсах и каких-то результатов, а ребенок не проявляет абсолютно никакого стремления и интереса в эту сторону. В этом случае можно попробовать объединить усилия с родителями вместе пытаться пробудить этот интерес различными способами. Это, например, выступления на концертах малого масштаба для начала. Я, например, на один маленький конкурс объединила своих воспитанников: старшую подгруппу конкурсантов с  подгруппой младшей, получился отличный ансамбль. Дети смотрят, у них появляется желание научиться играть так же, как старшие, появляются какие-то зачатки интереса. Участие в конкурсах дает детям возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от нас  взрослых. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Часто бывает, что успех приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед поражением. Тут важно научить его извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из этого. Известная поговорка «Москва не сразу строилась» очень актуальна в этой ситуации. Если я смогу правильно настроить дошкольника, у последнего возникает так называемый спортивный интерес. Он начинает задаваться вопросом: почему его соперники равны ему по возрасту, но у них, получается, выбиться на вершину пьедестала, а у него нет. Участник-дошкольник на конкурсах в первую очередь должен слушать других участников, смотреть на них, перенимать их опыт. Что-то он возьмет, что-то пригодится, конечно же, не все. Здесь важно чувство меры, чтобы не стать копией кого-то, ведь каждый ребенок уникален, а простое копирование может напрочь перекрыть именно творческую составляющую, что конечно никому не нужно. Таким образом, накапливается определенный багаж из собственного опыта (он уже более спокойно и раскованно чувствует себя на сцене, на площадке, в коллективе и т.д.) и личного впечатления от восприятия выступлений других детей. Поэтому мы всегда сначала начинаем с небольших конкурсов, например, дошкольных, а потом уже и районных,  и городских. Но планку всегда следует повышать, чтобы не оставаться на одном уровне. Спустя какое-то время, этот багаж начинает давать свои плоды, появляются первые успехи. Начинается вторая стадия самообразования и самореализации. Любому человеку нравится, когда у него после каких-то трудностей начинает что-то получаться. Здесь опять же важно не понижать уровень, занятия становятся более интенсивными, но приносят больше удовольствия, а отсюда и пользы. У ребенка появляется стимул к дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые возможности для улучшения своего исполнительского уровня. Например, если на начальном этапе достаточно было прослушать новое произведение в одном варианте исполнения, то теперь, опять же исходя из опыта своих учеников, они начинаю прослушивать не просто несколько вариантов.

Участие в конкурсах дает стимул также и для самообразования. Дети, наблюдая и слушая других участников, узнают новые произведения, новые упражнения, захватывающие работы и у них возникает желание самостоятельно ознакомиться с ними. Я даже помню один из эпизодов, который случился на спартакиаде, где мы показали себя одной целой командой, и я в них видела воинов и борцов за свою победу за честь нашего дошкольного учреждения. Они подходили и планировали, как лучше выполнить ту или иную эстафету, чтобы опередить противников.

Конечно, это приносит мне огромную радость и в работе с детьми и сближает в работе с родителями, которые уже с уверенностью доверяют мне своих детей и поэтому я вижу их и первые шаги и то как они спотыкаются и плачут и смеются и это очень дорогого стоит.

И хочется поделиться со своими задачами, что мы – педагоги должны вовремя заметить потенциал и желание, и направить его в нужное русло. И в заключении, хотелось бы сказать о том, что бы это не было или конкурсы, или фестивали, или спартакиады в первую очередь должны быть в радость, особенно начинающим  участникам, а те, кто уже почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к самореализации к продолжению занятий. Всё это приводит к развитию дошкольников и в процессе выступления на конкурсной сцене, становится итогом определенного этапа совместной работы воспитателя и ребёнка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние разновозрастной группы на развитие личности ребенка.

Особенности отношений детей разного возраста.Влияние на них воспитателя....

«Влияние взаимодействия детей со взрослыми на развитие личности ребенка»

Влияние взрослого на формирование личности ребенка осуществляется также в процессе других видов деятельности — рисования, конструирования, лепки, аппликации, выполнения трудовых и учебных заданий....

Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка

Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка...

Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...

Влияние различных форм народной культуры на развитие личности ребенка.

В статье кратко говорится о роли фольклора и некоторых народных ремесел в развитии личности малыша....